Псой - дайте две

Aug 08, 2007 21:27

Все началось с того, что в пятницу 22 июля мы пошли на молодёжного филолога, акына, бодисингера и современного скомороха Псоя Короленко, ныне просто Псоя, в Тель-Авивский зальчик «Левонтин 7», чтобы наконец-то ликвидировать досадный пробел в моей культуре. Честно говоря, я была еще тогда немного не в себе в силу личных причин и даже идти как-то не очень собиралась. Слышанные ранее записи казались смешными, прикольными, оригинальными - да и только; помнится, была одна песня, задевшая за живое - но и та с отрицательной коннотацией. Однако пойти было надо хотя бы прислушавшись к общественному мнению - а мнение гласило, что Псоя надо исключительно смотреть вживую, а слушать в записи ни-ни. Ну и хотелось мне уже поставить галочку, занести впечатление в нужный ящичек каталога и на том успокоиться. И да, еще потому надо было пойти, что в одном из постов мы как-то нечаянно задружились с Псоем на фоне общей любви к Ги Беару. Это такая предыстория.


То, что я услышала на концерте, удивило и поразило. Настолько это было свежо, остро, ярко, глубоко - мое, в конце концов! Даже на минуту показалось, что наконец-то я могу изменить Щербакову и еще раз интеллектуально влюбиться. Однако мысли и ассоциации, названия песен и многочисленных авторских проектов напрочь перепутались в общем сумбуре впечатлений, хорошо хоть lev_m написал краткий отчет с фотографиями. При этом разобраться в неординарном явлении (Псоя народу) очень хотелось. И когда впечатленная не меньше меня подруга Сонька каким-то непостижимым образом легко, как она делает все, вытащила Псоя на квартирник в свою деревню, я, конечно, шествовала в первых рядах под лозунгом, написанным на Псоевой желтой майке.

И вот прошла неделя и наступила пятница 29-го. Народу пришло немерено, даже непонятно, как все влезли в дом, публика самая пестрая и разновозрастная - от двадцати пяти до семидесяти плюс. Не прошло и получаса после объявленного времени начала, как Псой - на сей раз в другой майке, белой и менее осмысленной - окончательно взгромоздил свою «гармоху» на шесть томов матанализа и торжественно объявил, что посвящает этот концерт французскому шансону вообще и Ги Беару в частности.


(1) И в доказательство первого пропел на чисто французском языке пиафскую «Je ne regrette rien» от лица заедающей пластинки.
(2) А в доказательство второго - «Грустную песенку»:
мышки блохи клоп клоп клоп
делишки плохи оп оп оп
объяснив, что ритм куплета навеян беаровской «Les souliers», но содержание, слава богу, не имеет к ней никакого отношения.
(3) Поскольку любовь к Беару привил Псою его дед, следующей естественно прозвучала песня про деда:
Скоро сяду и поеду - подоспели времена -
в гости к деду, в гости к деду.
Где ты, где ты, о, чудесная страна?"
Он и на тель-авивском концерте спел эту песню одной из первых, сразу задав неожиданно серьезную и трагическую ноту.
(4) Затем нам спели свежачок! только что сочинившуюся песню из проекта «Унтернационал»: как называется, не помню, но «эх лЮли лЮли да люлИ» в ней гармонично сочеталось с «и до микве побежать». Типа так:
рюмку водки наливать
лехаим лехаим выпивать.
Это да, это правильно, это не то что аллегория, а прям реальные фрагменты нашей жизни на исторической родине. С Натслой у них вместе славненько получилось, было смешно ужасно.


Следующие четыре песни были как раз из тех, что наиболее меня впечатлили на тель-авивском концерте, и теперь я была рада понять, что все они из одного проекта: саундтрека к (бывшему) немому фильму А. Ромма «Третья Мещанская».
(5) Первая - божественная: про бога Досаафа и кажется-тоже-бога Осоавиахима (вроде и Эль Аль даже в эту компанию затесался), и помнится, все эти божества как-то так совершенно естественно стояли на службе коммунизма и вели к его победе, как завещал великий Ленин - в общем, как всегда у Псоя, все грамотно и складно скомпоновалось.
(6) Вторая из вышеозначенного проекта - про жизнь втроем («в этой теме и личной и мелочной») - основополагающая "Erotic Utopia of Russian Modernity".
(7) И хит сезона «Я не щуплый». Блеск, блеск! Кажется, потом уже, в кулуарах, возник такой дизайн футболки: спереди будет написано «У меня не отобьет!», а сзади - «Я не щуплый!». Ну, или наоборот.
(8) И наконец, последняя из этого проекта, где про диван и кровать, как-то они противопоставлялись - забыла, по какому принципу, может и половому, но тоже довольно логично, как и все в этом проекте. Тут маэстро пообещал, что это последний рэп на сегодняшний вечер - и стало ужасно жалко и мучительно ясно, что именно рэп и есть мой любимый жанр.
(9) Закончив с рэпом, акын с мимолетным сомнением оглядел аудиторию (и в самом деле насчитывавшую чуть больше почтенных людей, чем является на его концерты обычно) и заранее извинился за некоторый неформат в следующей песне. О! Это была «Красавица и чудовище» - ну да, та самая, где женщина во всем соглашается с мужчиной. Та самая, по поводу которой нам позавчера звонили друзья из гостей и просили подсказать те бессмертные слова. О да! то был восхитительный и чарующий дуэт, c такой ангельской, уступчивой и во всем согласной natsla. Нет, пожалуй, все-таки эта песня - хит сезона, а "я не щуплый" займет за ней второе место.

Выпав в осадок от перечисленных шедевров, последующие песни я как-то не очень запомнила:
(10) «Только мама» (это помню, про кота и крота)
(11) «Хватайте его - ловите его» (из неосуществленного проекта «Живые помощи», а больше не помню ничего)
(12) «Кто ведет все корабли» (Хава Альберштейн на стихи Ландау - какого такого Ландау? не успела записать)
(13) песня Радищева-Потемкина из проекта «Казань» (господи, сколько ж этих проектов у Псоя? Да это и не проект, оказывается, а интеллектуальная опера!)
(14) «Песня бродяги» на стихи Федора Глинки - не знаю, не знаю, из какого проекта! И вот что удивительно: название записала, а как он пел ее - убей не помню.
(15) Затем Псой с Натслой спели попурри из популярных советских песен на идиш (проект, он же альбом «C чего начинается Родина»), с буденовками, ромашками и лютиками, торчащими из идишского текста как пружины из матраса. Кстати, подумалось, что прикольному персонажу Псоя очень даже подходит выучить идиш от Канзасского университета, а не от деда, как все нормальные люди. От деда же научиться не идишу, а песенкам Ги Беара...

Далее пошел проект «Русское богатство», по которому недавно вышел прекрасный белый сборник CD+DVD: вот ведь название какое ужасное, а внутри - чудные совершенно вещи. В дискографии нет еще его, но вот ссылка на философское кабаре, там на картинке Псой безумно прекрасен собою, так что можно влюбиться не только интеллектуально. Ну вот, теперь меня будет мучать вопрос: неужто накладная борода? Эксперты говорят, что так быстро не растет. И вне зависимости от бороды, вот что говорит про проект сам автор:
Этот проект - литературно-музыкальное кабаре «Русское богатство» - я делаю совместно с питерской пианисткой и композитором Алёной Алёнковой. Это современные песни на стихи русских поэтов эпохи Серебряного века - Кузмина, Гиппиус, Саши Черного, Северянина и других. Это наши размышления о том, что составляло радость и страдание людей эпохи символизма, эпохи религиозно-философских собраний, людей, которые думали о мистике, о теургии, о жречестве в искусстве. Многое из этого было обесценено, забыто, а потом неожиданно возник новый культ таких вещей - иногда поспешный, иногда слишком уходящий в экстаз, в некую смутную трансценденцию. И теперь мы хотим понять, как отделить чистый мистический опыт от всякой небрежности.
Это может прозвучать как что-то очень такое сложное, но на самом деле это веселое кабаре. Его могут слушать все, любые люди любого труда - даже бизнесмены .

Вот и мы слушали с кайфом - хоть и не бизнесмены, но любого труда люди как минимум.
(16) «Ошибка» на стихи Саши Черного. Ага! стихи модернизированные, не зря предупреждали: у Саши Черного дантистка и модистка, у Псоя - лисица и волчица. Клянусь, что на тель-авивском концерте еще и белая куница была (и показалась мне жуткой и зловещей), а на этом не было! или привиделась мне куница? Так или иначе - обалденная песня и обалденно Псой ее поет!
(17) На стихи Апухтина «Мой сосед большой философ» (да, у него есть такое?): эта в альбом не вошла, потому что вдова Кабалевского не разрешает ее петь на мотив «то березка то рябина», но Псой надеется вдову уломать и издать песню во втором томе проекта.
(18) Горький "Фея" - а тут честно на стихи оригинала, всего один куплет в конце прибавлен. Вот это и удивительно.
А Марко уж нету... Но, все же,
О Марко хоть песня осталась.
А вы на земле проживете,
Как черви слепые живут:
Ни сказок про вас не расскажут,
Ни песен про вас не споют!
Горький-то какой остроумец был! То, что я считала чистой воды стебом, он сам, оказывается, в натуре и написал!
(19) «Мы» на стихи Владимира Кириллова - «визитная карточка пролеткульта» - сильная песня.

Вообще, весь DVD (просмотренный уже после концерта) замечательный и удивительный: если глаза закрыть - вроде тот же Псой, что на концерте, если открыть - придется долго ими хлопать, пока поймешь, что этот благообразный дядечка, одетый в костюм и галстук а ля 50-е, и есть давешний не то поп, не то хиппи в видавшей виды футболке. А также, что «Русское богатство» включает в себя как минимум одну песню на чистом французском и две наполовину на идиш. Но вот что богатство - это да, с этим точно спору нет. И кстати, теперь беру свои слова о дурацком названии обратно: оказывается, так назывался журнал, который издавал настоящий Короленко в последней декаде 19-го века. Тут я, каюсь, несколько отвлеклась на DVD, но это вовремя, ибо на концерте был объявлен

перерыв 10 минут.

(1) Первая песня после перерыва что-то у меня совсем нрзбр записана, но методом логических умозаключений я полагаю, что это «Рильке».
(2) Мещанский романс «Розова роза» - странноватый, но завораживающий. Надо будет списать слова и разучить для хорового пения.
(3) Далее было из проекта «Унтернационал»: не помню что, но вроде веселое и антисионистское, и пели с Натслой.
(4) Потом они же вдвоем весело сбацали «Пой Деррида!» про скрИпачку и трУпачку и петельку и посвященную Жаку Деррида, который на сегодняшний вечер в свете его тематики преобразовался во французского шансонье. Да, а про петельку маэстро объяснял, что это не то, что мы подумали, а loop в электронном смысле, то есть электронная музыка бум-бум-тыц-тыц. Это из первого альбома Псоя «Песня про Бога», все тексты которого можно найти здесь.
(5) «Раньше и сейчас» ("Que sera sera") из альбома Fioretti.
(6) Оттуда же «Чтоб вам было хорошо» (песня о трех умученных художниках).
(7) Про штатец Айова - ну, вы поняли с чем оно рифмовалось. Бог ты мой! а на сайте еще более неприлично, чем то, что мы слышали! я вам даже ссылку не дам, потому что у нас тут культурный журнальчег.
(8) «Папа застрелил мне хорька» на стихи Хармса - это я не оценила.
(9) «Песенка последняя моя» ("Счастлив тот, кто прожил жизнь один") - а это да, отличная!
(10) Ну и наконец шаманская "Иди дружок иди, луна уже близко" - "Va mon ami va", с ее циклическими заклинаниями. Все-таки французскому шансону был посвящен вечер или как?


Шансону или нет - а вечер был потрясающий. Как и на прошлом концерте, акын выложился по полной программе. А программа, кстати, совпадала с концертной процентов на 80. Жалко, что остались за бортом три шедевра, запомнившиеся мне с тель-авивского концерта ("Про дядю", "Черный человек из Люблина" и "Колобок"). Впрочем, за это он спел много других, а про колобок исполнил уже после концерта, по просьбам трудящихся.

Теперь дам несколько ссылок, а затем впечатлений об услышанном и открытом, субъективных и объективных, своими и чужими словами.

Псой на сайте Википедии - и там есть:
1) дискография немного устаревшая, но хоть какая-то. «Русское богатство» сюда не вошло - и точно стоит добавить, а сколько еще всего прекрасного неклассифицированного есть (как оказалось после концертов) - страшно сказать!
2) про происхождение псевдонима - но это, впрочем, есть в каждой второй ссылке
3) ну и ссылки всякие, тоже частично устаревшие: в частности, есть ссылки на тексты двух первых альбомов, дискография 2004 года с трек-листами трех первых дисков и еще одного мне неизвестного (http://www.badtaste.ru/psoy/psoy_albums.html), и т.д.
Здесь можно скачать песни с альбома "Фиоретти" (на концертах в продаже не было) - ну и если по сети пошукать, то еще можно всяких песенок найти.

Теперь впечатления. О Псое столько умного уже сказано профессиональными критиками, что нам бы помалкивать, но хочется все равно. Сначала несколько понравившихся мне цитат из критики, чтоб дать представление о Псое:

Короленко - необычный автор. Это, пожалуй, единственный крупный российский филолог, превратившийся в ещё более крупного и именитого скомороха, в авангардного Петрушку с широкой русско-еврейской душой. Слава у Псоя мировая, и заслуженно мировая; звезда университетской сцены Москвы, Питера, Тарту и Нью-Йорка поистине недюжинный персонаж и настоящий поэт.
Александр Салангин. Злые собаки Поп-культуры. Журнал "Ю", N 1, 2002.

"Гармоха" действительно лучше подходит общему настроению Короленковского творчества - почти наивного искусства 21 века, это скрещенные аккордеон и рояль, через которые пропустили электрический ток. Я намеренно пишу о музыкальности, ибо не заметить уникальность, потрясающую самобытность, глубину и талантливость текстов просто невозможно. Тексты не легкие, не равлекательные, часто пронзительно печальные, - и чем смешнее тем печальней.
Олег Пшеничный

А здесь блестящая статья Майи Кучерской, написанная как рецензия на книгу стихов Псоя Короленко и диск с его песнями "Шлягер века". Если поставить себе задачу рассказать о Псое в шести абзацах, то это здесь.

И замечательно сказала наша Сонька, она же новоиспеченный юзер spechki, в комменте к Левкиному отчету о тель-авивском концерте:

Он (Псой), да просто гениальный. Такое поднять из глубин души - одного таланта мало. С одной стороны, отталкивание и перевертыши - и вдруг находишь себя в совершенно другом смысле и в другой эстетике. С одной стороны, ощущение импровизациии - и вдруг понимаешь, что точно выверено каждое слово каждая нота. "Вдруг" не случайное слово, целых два часа все было "вдруг". Такие многослойные ассоциации и музыкальные и смысловые, что кажется, вот уже понял, какой следующий ход, и каждый раз мимо, каждый раз "вдруг", каждый раз не дотумкал. С одной ноты, из клейзмеров в казачью песню, с одного слова из "колобка" в философию, и на этих переломах вдруг оказываешься в абсолютно новом пространстве (и не там, и не там). Короче, это явление культуры, а не понты какие-нибудь.

Ей вообще наша благодарность за роскошный вечер не имеет границ.

От себя добавлю, что хихоньки-хахоньки, но Псой - это, безусловно, все то, что он о себе заявляет: неисчерпаемый импровизатор-акын, зажигательный современный (русско-еврейский) скоморох (одна "гармоха" чего стоит), и кто же как не бодисингер. На нашем концерте бодисингерство заключалось в том, что маэстро подпрыгивал, разводил руками и делал страшные глаза в патетических местах. Не разбодисингеришься тут, когда руки заняты гармохой или фортепьяно и зрители перед самым носом. На сцене другое: в «Русском богатстве», где ему аккомпанирует Алена Аленкова, он носится по сцене колбасой, исчезая за роялем и выпархивая оттуда бабочкой, прикладывая руки к груди оперным жестом, закладывая за спину и за несуществующую жилетку ленинским. И там, и здесь всем своим телОм (ударение авт.) маэстро излучает мощную харизму и всепоглощающее обаяние - в чем, видимо, и суть того самого мистического бодисингерства...

Ну а насчет молодежного филолога... филолог-то он филолог, спору нет (вспомнить хотя бы замечательную статью о Пелевине). Но вот вопрос, кто та молодежь. Целевой молодежной аудитории, с одной стороны, должен не быть чужд весь дискурс и гламур сегодняшнего сленга и приколов, не говоря о легкости и подвижности души. С другой стороны, от нее требуется знакомство непонаслышке со многими реалиями прошлого века, вплоть до экскурсов в Серебряный. Пока такая молодежь не вымерла - живем.

И еще - из серии "кто о чем, а вшивый о бане". Наверное, моим друзьям уже вусмерть надоел рассказ про то, как открытый 10 лет назад Щербаков перекрыл нам с Левкой крантик доступа к радостям конвециональной авторской песни. Левке с тех пор удалось полюбить Фрейдкина - мне же он не слишком по душе (гениальные переводы Брассенса и пять очень хороших авторских песен не в счет). И вот, мне кажется, наконец-то я могу изменить Щербакову и еще раз интеллектуально влюбиться. То есть соображение «я ведь люблю уже Щ, зачем мне еще и это?» в данном случае не канает.

Если подумать, у Псоя много общего с Щ: высокая плотность и насыщенность текста, сплав ироничности с трагичностью, бесконечные аллюзии и отсылки куда угодно, эксперименты с рифмами, ритмом, структурой, композицией, неожиданные сюжетные ходы - и абсолютно никаких скидок на уровень публики. Ассоциации не разжевываются, разноязыкое не переводится, а если и переводится, то в минимальном объеме. Неисчерпаем ли он, как Щербаков - это еще предстоит проверить: уж больно свежо знакомство и, соответственно, восторг.

Анализируя причины восторга относительно прежнего прохладного отношения к его творчеству, я понимаю, что это не только могучая харизма и обаяние Псоя на сцене, но и определенный сдвиг в строну более серьезного, глубокого и изысканного репертуара. Подчеркну слово "определенный": все это безусловно было в нем и раньше, хоть и в меньших масштабах - и я сама виновата, что не заметила.

И на прощание еще немного словами самого маэстро: Я не считаю, что у меня есть какой-то максимум или минимум мессиджа. Каждый человек, настроенный на мое искусство, да и на любое искусство вообще, воспринимает свой собственный максимум. Я не могу сказать, что в моих песнях является всей полнотой смысла, а что - неким маргинальным бонусом для умненьких или, наоборот, каким-то упрощенным вариантом для неподготовленной публики. Я считаю, что мои песни для всех, и нельзя измерить, где тут высоколобый, где продвинутый, где непродвинутый, где цитаты какие-то ловятся, где не ловятся - это не так важно. Это всего лишь топливо, которое должно сгореть в огне этой песни. Передается момент души, и каждый берет свое. Маленькое или большое, но свое.

На этот раз я свое взяла, без всякого сомнения - скорей большое, чем маленькое. И за это откровение момента души маэстро Псою огромное, восхищенное спасибо.

Псой, авторская песня

Previous post Next post
Up