Чтиво номер 74: Уоллес Стегнер, Амос Оз, Алекс Тарн, Ольга Славникова

Feb 07, 2019 08:37

Амос Оз, «Иуда». Не понравилось. И сама книга, и как начитана (Владимир Левашев). Главный герой не вызывает никакой симпатии и сочувствия. Шалом-ахшавная идеология втюхивается по полной. Много пафоса и много занудства. А уж повторов-то: съел гуляш, купил бутерброд, посыпал бороду детским тальком... Это стиль? Если и стиль - то не моего романа. Ладно, есть и достойное. Персонажи выписаны достаточно хорошо. Персонажей четверо, и лучший из них - город Иерусалим, как и было задумано автором. Интересна еретическая версия про Иуду как первого и, возможно, единственного христианина. Оппонентам шаломахшава тоже дается слово, в конце концов. Влияют ли на мое восприятие сомнительные прижизненные поступки маститого писателя? Не знаю, не знаю... Хвалебными отзывами на роман пестрит интернет - так что разбирайтесь сами. Я же лучше пойду перечту Шалева - соскучилась по литературе, милой моему сердцу.

Уоллес Стегнер, «Останется при мне». Странное название (в оригинале «Crossing to Safety») - цитата из стихотворения Роберта Фроста. Стихотворные эпиграфы и цитаты неудивительны, когда главные герои - филологи, преподаватели университета и постоянно говорят о поэзии. Может быть, по этой причине все рецензенты романа вспоминают « Стоунера». А может, потому что «ничего не происходит», но между строк - постоянное ощущение недосказанности и словно натянута напряженная пружина. Хороший такой саспенс (причем направленный не на будущее, а на прошлое). Факт, что и я тоже вспомнила про «Стоунера» (только думала, я одна такая). За емкий, яркий, пластичный язык не только автору, но и переводчику большая благодарность (и мы уже не удивимся, вспомнив, что Л. Мотылев перевел и «Стоунера» тоже). Замечателен и очень точно выписан образ Чарити - во всех отношениях прекрасной и харизматичной женщины, не мыслящей своей жизни (и смерти) без того, чтоб устроить жизнь близких ей людей «как надо». И отношение к ней близких: невозможная смесь преданности, подчинения, попыток бунта и фрустрации. Немного смазанной мне показалась концовка - что нисколько не испортило теплого, прозрачного и грустного послевкусия, оставленного романом. За рекомендацию большое спасибо profi. Бывают книги, которые у всех на слуху - а эту только он для меня открыл.

Алекс Тарн, «Мир тесен для инопланетян». Более всего подкупает, что этот роман про нас: конкретно про мое поколение советской городской еврейской интеллигенции. Вот мне и понравилось, просто очень. Тут все хорошо и всего в меру: примет времени и жизненной правды, юмора точно дозированного и всегда к месту, «словечек», лейтмотивом гуляющих по всему роману («порченый товар», «идем куда берут») и еще много всего (роман длинный, в двух томах). Герои все очень живые. Но один у меня точно в любимцах: не буду рассказывать, какой - подозреваю, что он не одной мне полюбился. Читала с громадным удовольствием, а некоторые сомнения зародились только когда захлопнула второй том (да-да, представьте себе, читала бумажную). Не буду опять же говорить, какие: интересно узнать, ощутил ли кто еще это непонятное послевкусие, кроме меня. В одной из сюжетных линий заподозрила след своей подруги, про которую известно, что с автором была знакома. Теперь всякий раз к словам «мир тесен» хочется добавить «для инопланетян» - да так оно в сущности и есть. Дам еще ссылку на рецензию подруги (другой, не той, что в сюжете), более толковую и развернутую, чем мою.

Ольга Славникова. «Прыжок в длину». Писательского мастерства Славниковой никогда было не занимать, и все же мне кажется, что с каждым новым романом она пишет лучше и лучше. Но какой же мрак по содержанию, да еще и со смакованием словесных жестокостей. И как она еще умудряется приперчить этот мрак крупинками юмора - уму непостижимо. Геннадий Смирнов, начитавший книгу, очень подходит сюда по духу со своей убийственно иронической интонацией. Мы с Л. слушали и восхищались острым глазом и точным языком Славниковой, фирменными метафорами - ну и подвешенным ружьям огорчались, конечно. Эти так настойчиво маячили, что большая светлая полоса, неожиданно образовавшаяся ближе к концу, никого уже не обманула. А так хотелось! В довершение совершенства - очень неожиданная и прекрасная последняя фраза. Блестящая вещь, которую не порекомендую никому.

аудиокниги, книги

Previous post Next post
Up