Чтиво номер 67: Майкл Шейбон, Виктор Пелевин, Эдмунд де Вааль, Анатолий Курчаткин

Jan 28, 2018 22:59

Майкл Шейбон, «Союз еврейских полисменов». Этот интригующий заголовок впервые мне попался на глаза лет десять тому назад, когда роман собрались экранизировать братья Коэны. Ах, как бы им подошло! Жаль, что в результате они кино почему-то не сняли. Впрочем, не сняли и не сняли - книжка тоже чудо как хороша. По жанру - своеобразная помесь детектива и фантастики. Альтернативная история такая: государство Израиль отсутствует, евреи живут на Аляске и говорят на идиш. Ну и там уже полное меню: пара-тройка трупов, международные заговоры, семейные проблемы детектива (ов) - и все это на фоне еврейских штучек, отменной иронии и хорошего такого драйва. Стоит отметить замечательный перевод непереводимого, казалось бы, текста - за исключением нескольких ляпов типа «чупы» (что переводчик имел в виду - догадайтесь сами). Я долго ждала аудио - не дождалась, пришлось глазками (закон подлости, кстати, не дремлет - это первый признак, что скоро начитают).

Виктор Пелевин, «iPhuck 10». Несмотря на двух совершенно замечательных чтецов - в первой части тоска зеленая и унылая. Не без фирменного пелевинского стеба (в основном, над современным искусством), проблесков гениальных шуточек и острот на тему актуалии - но нужна же хоть какая-то движущая сила: это ж роман, а не сборник афоризмов. Однако ближе к концу распогодилось. Сюжет проделал вираж на 180 градусов, затем оп! еще один - и реакция Л. на аудиокнигу ощутимо проапгрейдилась от «бросить что ли этого Пелевина» до «ну, Виктор Олегович дает». Концовка же вообще удивила своей искренностью и даже патетикой, совсем не свойственной В.О. Да и меня чуть ли за живое не задело, тоже захотелось сказать «ого». Но не скажу. Так дела не делаются, книги не пишутся: полромана унылой и искусственной тягомотины - как ни крути, а перебор. В общем, по моей шкале от цукербринов (полный провал) до «Снаффа» - ниже середины и никак не выше.

Эдмунд де Вааль, «Заяц с янтарными глазами». Автор - известный художник-керамист - прослеживает судьбу коллекции нэцкэ, полученной им в наследство. И вместе с ней историю своей семьи (ее еврейской ветви) начиная с конца 19 века. Япония - Париж - Вена - Япония - Англия. Поначалу удивлялась, как и кому удалось подсунуть мне эти очерки по истории импрессионизма. Надо, думаю, френду virginian переслать, это по его части. А нет, ошиблась, импрессионизм - лишь начало. Книга меняет жанры как перчатки (мемуары, исторический очерк, семейная хроника), но вот что главное: оставаясь документальной прозой, она местами написана так, что сто очков вперед даст иной художественной. Язык замечательный (то есть, соответственно, и перевод). При том, что автор, как мы помним, - не писатель, это единственная его книга. Многие моменты меня тронули и поразили. Например, про антисемитизм во Франции и Австрии накануне первой мировой. Но более всего - тот факт, что двоюродный дед рассказчика, Шарль Эфрусси, послужил прототипом прустовскому Свану. И еще более - эпиграф, который надо непременно перечитать по окончании книги. Просто поразительно, насколько этот кусочек текста, «написанный Сваном» (кстати, его тоже звали Шарль), отражает содержание и суть книги. В общем, удивительная, ни на что не похожая вещь. Очень сильное впечатление оставила, даже не ожидала такого.

Анатолий Курчаткин, «Полет шмеля». Чтоб не изобретать велосипеды, процитирую отсюда: Герой нового романа Анатолия Курчаткина "Полёт шмеля" - талантливый поэт, неординарная личность. Середина шестидесятых ушедшего века, поднятая в воздух по тревоге стратегическая авиация СССР с ядерными бомбами на борту, и середина первого десятилетия нового века, встреча на лыжне в парке "Сокольники" с кремлевским чиновником, передача тому требуемого "отката" в виде пачек "зеленых" - это всё жизнь героя. Два повествовательных потока, исторический и современный, текут одновременно, рисуя для читателя ясный и выразительный портрет времени. А еще встречи с Окуджавой и Рубцовым (наверняка от первого лица), а еще скандал 18 января 1990 года в ЦДЛ с обществом "Память" (это уж точно от первого, про участие Курчаткина в этом скандале даже Википедия пишет). Не то чтоб шибко оригинальная, особенная проза - но написано крепко, с высокой степенью достоверности, одна хроника прошлого века многого стоит. Слушать было интересно (несмотря на нелюбимого Герасимова), и равнодушной роман меня не оставил. Элла mi_ze, спасибо за рекомендацию.

аудиокниги, книги

Previous post Next post
Up