Начало ПродолжениеА это, стало быть, окончание
11 апреля 2009
С утра, то есть с вечера, договорились встретиться в Кносском дворце в 8:30. Ну, к такой экстремальной рани, конечно, никто и не думал приезжать, зато в 8:45 с Ларкиного сотового пришел мессидж, гласящий «Е». Левка сказал, что такое сообщение может иметь три смысла: 1) Едем 2) Едим 3) (...) конем этот ваш Кносс. Но я-то сразу поняла, что имелось в виду первое. И это означало, что с Алкой мы благополучно встретимся и следовательно она едет с нами в Ханью. Более того, при встрече оказалось, что не только Алка, но и Сонька. Класс, будет еще веселее! А остальные, значит, осматривают Кносс, а потом идут в пеший поход (именно так) где-то неподалеку от Ираклиона.
Тут я должна была заставить Соньку написать про Кносс, раз уж заставила про Археологический музей. Но поскольку мне кажется, что она утомилась, а я же не деспот какой, придется сказать пару слов самой.
Из всех критских достопримечательностей только двум греческий Мишлен дает три звезды: ущелью Самарья (оно, как уже было сказано, открывается 1 мая) и Кносскому дворцу.
При этом историческая ценность Кносса вызывает некоторые сомнения, потому что великий археолог
Артур Эванс, раскопав этот дворец, счел нужным его "восстановить" и восстановил по своему образу и подобию усмотрению, так что результат получился офигительно красивым, но не обязательно соответствующим истине. Отсюда, собственно, два подхода к дворцу: исторический и эстетический. Сторонники эстетического подхода, как например, я, приходят в бурный восторг от увиденного, потому что это живописно, необычно и эффектно. Образованный же народ (как наша Сонька) и профессиональные историки (такие как любезная нашему сердцу Крыса
nahman) делают кислую мину. Процитирую ироническое из
ее отчета:
Кносский дворец знаменит, кто не знает, тем, что считается прототипом знаменитого мифа о лабиринте, Минотавре и иже с ними. Не буду оскорблять вас объяснениями, чем именно знаменито это место, скажу только, что оно, бля, очень даже протяжённое в пространстве, нормальную карту этого дела грекам сделать неохота, то ли от лени, то ли от жалости к местным гидам. Место полуреставрированно в соответствии с представлениями дедушки Эванса о дворце царя Мидаса и об архитектурных способностях Дедала, отца экстрим-спортсмена Икара. Соответственно, историческую ценность оно заменило на историографическую, типа "представления историков начала 20-го века о минойской цивилизации", но зато там можно выгуливать инженеров - они не уснут под кустом, утомившись от попыток понять, чем камень номер раз отличается от камня номер два.
Несмотря на то, что "инженер" в данном случае - имя собственное, охотно запишусь в данную категорию туристов: достаточно сравнить тоску, навеянную на меня Фестскими камнями, с девичьим романтическим восторгом от Кносса.
Про Кносский дворец написаны тома, щас я кратко перескажу своими словами найденное в
следующих трех источниках, а вы, если интересно, читайте подробно, да не тырнет, а чего-нибудь посерьезнее.
Об этой местности было известно лишь то, что относится к области мифологии: Зевс, Геракл, Минос, минотавр-Тезей-Ариадна, Дедал, Икар и кого тут только не бывало. И вот Эванс раскопал здесь целую исчезнувшую цивилизацию, предположительно существовавшую на Крите в 3-2 тысячелетии до нашей эры и оставившую после себя развалины дворцов и городов, а также множество произведений искусства: фресок, скульптур, керамики. С этой культурой, получившей название «крито-микенская» («крито-минойская»), к тому же связано множество загадок.
Когда Эванс раскопал этот огромный дворец с весьма причудливым и запутанным расположением покоев, залов и коридоров, он решил, что это тот самый мифический лабиринт и есть. Это подтвердили Левка с Гришкой, которые в погоне за фресками чуть не потерялись где-то на нижних уровнях развалин, но отрицали другие ученые, утверждая, что лабиринт был самостоятельным сооружением. Некоторые предполагали, что лабиринт на самом деле - колумбарий, где хоронили мертвых - потому и не возвращался из него никто. С другой стороны, все соглашаются на том, что «лабиринт» происходит от слова «лабрис» - так называлась двойная секира с острием, изображения которой встречаются во многих помещениях дворца. Так почему же тогда дворец - не лабиринт? Это я честно пыталась понять из тырнета да так и не поняла, о чем честно и докладываю.
Неясно также, какую религию исповедовали жители Крита, на каком языке разговаривали и писали - были найдены таблички с линейным письмом, но по сей день не расшифрованы. Ясно, что был распространен на острове культ священного быка, поскольку много изображений быков, да и из мифов о быках говорит каждый второй. Еще одна загадка связана с тем, что найденная цивилизация значительно опережала свое время. В этом дворце были и водоотводные каналы, и великолепные банные помещения, и даже вентиляция. В уборной царицы ученые обнаружили остатки канализации с системой смыва воды - и это при том, что на Крите в начале 20 века канализации не было! Говорят, что, сделав это открытие, Эванс заявил - «теперь я единственный человек на Крите, у которого есть настоящий туалет!» А может и сочинили за Эванса, как Эванс сочинил за минойцев.
Эвансу вменяют в вину то, что он не удовлетворился простым сохранением руин. Он частично отстроил дворец заново, активно применяя в своих работах железобетон, но при этом намеренно оставил незавершенными восстановленные части дворца. Идея Эванса состояла в том, чтобы представить дворец эдакими романтическими древними руинами - и ему это, прямо скажем, удалось. И я думаю, что те из наших хеврес, кто не пошел в Кносский дворец, неправы, там очень здорово.
Вот колонны, к примеру - где вы еще видели такие колонны? во-первых, расширяются кверху, во-вторых, цветов каких-то специфических: то черные с красным
то розовые с серым, а внизу снова красные с черным - и обратите внимание на этот каскад уровней: прямо-таки этаж семь с половиной из незабвенного фильма.
немного помучаю вас колоннами
и капителями
они находят большую прелесть в глазах моих.
Вот амфоры для хранения зерна - эти наверняка настоящие
и эта хреновина тоже наверняка, она вообще прекрасна
не понимаю, что означают эти мраморные блоки, как бы налитые поверх каменной кладки, а затем изъеденные временем и осадками - может, объяснит тот, кто знает
Особь статья - фрески: они тоже какие-то необыкновенно живые, изящные и оригинальные, тоже странным образом выпадающие из времени. Все фрески из Кносса развезли по разным музеям: что-то в Ираклионский, что-то в Афинский, а во дворце, на нашу радость, оставили копии.
Вот знаменитые дельфины, до сих пор украшающие покои царицы:
Вот три грации («Дамы в голубом») и примкнувший к ним Гришка
«Игры с быком»
«Принц с лилиями» или «Царь-жрец» - так называли эту фреску Эванс сотоварищи. А по-моему, «И ты идешь по городу, и за тобой летят бабочки» гораздо лучше.
Крыса, между прочим, утверждает, что некоторые фрески были восстановлены по системе "одна из трёх". Так например, в этой фреске сохранились три отдельных фрагмента штукатурки, из которых "Принца" собрали и дорисовали. Сегодня считается, что эти фрагменты принадлежали трём разным фигурам - корона одной (скорей всего жрице), нога другой, и торс - третьей (кажется, боксёру).
«Несущие воду»
А это я им подражаю вдалеке
Еще из Эвансовских названий был «Разъяренный бык» - он прячется под колоннами на первой фотке, а две фрески мы не успели найти, или их там не было - это которые «Парижанка» и «Танцовщица». «Парижанку» Сонька показывала в своем посте про Археологический музей,
здесь .
Очередной Алкин экзерсис
И ее же лестница в небо
Не знаю, не знаю: конечно, удовольствие, полученное от Кносского дворца, сильно подпорчено этим Эвансовским произволом, и я даже не представляла себе, до какой степени. Но положительные впечатления лично у меня однозначно перевесили отрицательные, и намного.
Страшно довольные и жаждущие новых впечатлений, отправились в сторону запада, в город Ханья. Пилить туда около 135 км, то есть примерно как от нас до Хайфы, но реально получается не полтора часа, а два с лишним - кстати, непонятно почему, пробок на нашем пути не было, а дорога более-менее прямая. Манера езды по ней, однако, весьма специфическая. Главная национальная магистраль, идущая с востока на запад, имеет всего одну полосу в каждом направлении. Чтоб компенсировать этот недостаток, водитель, едущий с нормальной разрешенной скоростью 100 км в час, должен ехать не по полосе, а фактически по обочине, ну или частично по обочине, чтоб едущий за ним мог его обогнать. При такой постановке вопроса особо ироничным казалось предупреждение грека, оформлявшего нам машину в рентовке, что пересечение двойной разделительной полосы карается штрафом в 1000 евро. В конце концов я приспособилась к особенностям национального вождения, но уже на обратном пути. А мы пока что едем в Ханью, и дорога туда, на запад, гораздо красивей, чем на восток. Вот побережье где-то на середине дороги
А вот уже Ханья. Мы припарковались возле венецианских оружейных складов (парочка израильтян ни с того ни с сего подарила талончик на парковку)
и пошли обследовать город. Сначала на крытый рынок, имеющий форму симметричного креста, где прикупили правильную красную салатницу
Потом на "кожаную улицу", где тоже кой-чего прикупили, а девушки наши так вообще разгулялись
затем прошлись по веселым, разноцветным, уютным и приветливым улочками, увитым глицинией
поснимали венецианских и невенецианских домиков
заглянули в знаменитую синагогу "Эц а-хаим", но она была закрыта (суббота)
потом прогулялись по необъятной венецианской гавани
полюбовались на маяк и янычарскую мечеть
подивились сохнущим на палке осьминогам
.
Вообще-то весь день, несмотря на греческие вывески и прочие отступления от правил, нас не покидало ощущение, что мы гуляем по маленькому итальянскому городку - только без католических церквей.
В общем, город понравился очень, очень - и не в последнюю очередь своей легкой, расслабленной, доброй и праздничной аурой.
Всего мы там прогуляли три часа как одну копеечку, и уезжать не хотелось - а было надо, потому что к восьми ноль ноль нам надо было добраться до отеля и сдать машину, а мы еще хотели успеть в Ретимнон, потому что он вроде соперничает с Ханьей за звание самого красивого города на Крите, так хоть глазом одним взглянуть.
Припарковали машину на набережной. Набережная неуютная, дома обшарпанные, фасады заслонены пристроенными к ним киосками-ресторанами - здесь даже настроения не было снимать. Нет, ну чистая наглость соперничать с Ханьей. Потом углубились в переулочки - там уже поинтересней (вот, не знаю, какую фотку выбрать)
и к тому же обнаружилось нечто свое - а именно, веселая смесь венецианских домиков с турецкими - мы-то их, с деревянными эркерами, теперь узнаем только так.
Кстати, вот как забавно с этой фоткой: она затесалась у меня в улочки Ханьи - но я же чувствую, что что-то не то, не соответствует. Приглянулась - а вот эркер! значит, Ретимнон.
Многое перекопано, перестраивается, подновляется: через пару лет тоже сделают из города конфетку, а пока не сделали - нечего и подмазываться к нашей Ханье. Хотя конечно, может быть, мы и не поняли всей правды: у нас на сравнение всего-то было полчаса-сорок минут.
Вернулись к машине, полетели домой, машину сдать успели. Ночью, хоть и с неким опозданием, приехал автобус, благополучно забрал нас из отеля и привез в аэропорт, а самолет соответственно доставил в Эрец Исраэль.
Выводы, сделанные в результате нашего стремительного и кое-как спланированного визита, сформулирую в виде оценки расхожих мнений о Крите, в изобилии встречающихся в сети.
1. Кносский дворец - ноль, там нечего делать = false
2. На Крите ваще делать нечего = false
3. Оптимально приезжать на Крит дважды: отдельно на восточный, отдельно на западный = true
4. На Крите роскошная природа, а в городах делать нечего = false
5. Крит необъятен, можно приезжать туда бесконечно = похоже, что true
Я все-таки думаю, что если мы еще приедем на Крит, то скорее по пункту 3: поселимся в отеле на востоке или на западе и будем гулять по соответствующей части острова подробно, со вкусом и по плану. Это потому что мы уже были в средней части острова. А если бы приехали в первый раз (чего уже не случится), то просто сняли бы машину и объехали остров в свободном полете, что и рекомендуем нашим читателям.
За прекрасные фотографии, без которых не было бы никаких моих атчотов, традиционное спасибо
lev_m и нетрадиционное - дорогой нашей
Алке.
Конец.