В жизни мне приходилось сталкиваться с произволом чиновников не раз, войнами власти против гражданам в наше время никого не удивишь. Однако ситуация, в которой я принмаю непосредственное участие, и сложившаяся вокруг НОУ - негосударственных образвательных учреждений Москвы - по-настоящему напоминает боевые действия. Речь идет о том, что московские власти незаконно в массовом порядке закрывают частные школы и детские сады столицы, пользуясь несовершенством существующего законодательства.
Два года назад инициатива Медведева по выселению из зданий муниципальных дестких садов, в связи с недостатком мест в детских садах, коммерческих учреждений, выглядела правильным жестом. Сегодня только в Москве находятся в нецелевом использовании около тысячи бывших ведомственных детских садов, в которых располагаются как коммерческие, так и государственные структуры - жэки, банки, парикмахерские. Частные школы также арендуют помещения уже долгие годы, однако по юридической форме являются некоммерческими и не подпадают под эту инициативу.
Однако Департамент Имущества начал именно со школ и детских садов, традиционно менее всего защищенных в плане закона и предписал более чем сотне учреждений освободить помещения, поставив их таким образом на грань вымирания - невозможно в середине года переехать без потери 70% преподавательского состава и учеников. Кроме того по закону школам должна предоставляться адбтернативная аренда. Хрен.
Бытует мнение, что частные школы - это игрушки для богатых. Однако для вас, возможно, сюрпризом окажется, что частная школа по закону не имеет права извлекать прибыль и обязано деньги, получаемые от родителей, пускать в оборот. Это означает что в случае притязания со стороны властей они даже не могу найти себе помещение, соответствующее санитарно-гигеническим нормам - стоимость такого на московском рынке составляет минимум 2 млн. евро.
Однако все это имеет значение для профессионалов и простых граждан, но никак не для чиновников.
Не самом деле речь идет не только о банальном изъятии помещений, но и о уничтожении частного образования как явления. Чиновники из Министерства открыто обещали перенести этот опыт на всю Россию.
Лужков летом 2007 года отчитывался, что проблема с частными школами решена. Это ложь. После его заявления все письма и обращения школ игнорируются чиновниками. В то же время из бюджета москвы мэром получено около миллирарда долларов на постройку новых зданий для детских садов, примерно по 9 млн. долларов на каждый. Там вообще интересная ситуация - по данным сайта
Лужкову Нет сотни миллионов рублей уходят из московского бюджета на восстановление казанских храмов, постройку развлекательных центров в Минске, образуя дефицит бюджета величиной в триллион.
Школы обращались во множество инстанций, в Правительство Москвы, обращались в Думу, которая поддержала их, но к сожалению, это ни к чему не привело - Департамент пробует выселить школы уже в судебном порядке.
Если будет сдан этот плацдарм в борьбе за качественное образование, то мы его уже никогда не восстановим, а потеряв негосударственное образование, как профессиональную среду, мы в какой-то степени проиграем будущее наших детей.
А ниже, собственно, кому интересно - полное описание событий
В течении последних 20 лет, когда снижение рождаемости привело к невостребованности помещений детских садов, собственники спешили избавиться от ставших ненужными и обременительными для содержания зданий. Приватизация площадей бывших ведомственных садов, смена собственников, перепрофилирование, сдача в аренду помещений организациям и учреждениям, не имеющим никакого отношения к образовательной деятельности, нанесло ущерб системе образования. Только в Москве сегодня находятся в нецелевом использовании около тысячи бывших ведомственных детских садов, в которых располагаются как коммерческие, так и государственные структуры. (есть данные)
В 90-е годы, когда государственная школа переживала трудные времена, деятельность негосударственных образовательных учреждений позволила расширить возможности системы образования страны в целом, способствовала сохранению кадрового потенциала педагогических работников и материально-технической базы в сфере образования. За истекшие 17 лет негосударственный сектор системы образования страны прошел путь своего становления, доказал свою эффективность и полезность обществу.
К сожалению, в настоящее время в сфере образования наметились тенденции, свидетельствующие о нарушении принципов равенства образовательных организаций независимо от их организационно-правовой формы собственности, формирования режима недобросовестной конкуренции на рынке образовательных услуг. Это находит свое выражение в отсутствии государственного заказа на подготовку кадров, что ведет к невозможности НОО предложить свои услуги государству на конкурсной основе, введении местных налогов на имущество образовательных организаций и платы за пользование землей, которые для государственных учреждений покрываются из бюджета, а негосударственные образовательные организации изыскивают за счет сокращения внутренних программ развития. Это ведет к тому, что разрушается сформировавшийся за многие годы сектор негосударственного образования. Например, в Москве за последние 5 лет количество негосударственных школ уменьшилось в 2 раза, из 330 осталось 143.
Уже выселены, даже до окончания учебного года ряд школ, в частности, детский сад «Уникум», школы «Дельта», «Юность» и «Престиж». Десятки школ получили уведомления об отказе города на возобновление арендных договоров. Особенно критическая картина сложилась в Западном административном округе Москвы, где из 23 школ планируют лишить помещений 14.
На очереди многие десятки других негосударственных школ, у которых заканчиваются договора аренды. При этом в Москве с 2006 года уже построены около 200 новых детских садов и острой необходимости именно в наших помещениях нет.
Неоднократные обращения к Правительству Москвы даже при поддержке Московской городской Думой, остаются безрезультатными. Основной камень преткновения - помещения для работы образовательных организаций. Это, кроме негосударственных школ, испытывают на себе и ВУЗы, ССУЗЫ и организации дополнительного образования.
Вот уже белее 15 лет негосударственные образовательные организации Москвы эффективно работают и выпускают успешных учеников, проходят неоднократные процедуры лицензирования, государственной аттестации и аккредитации, реализуют уникальные учебные программы, являясь гордостью не только столичного, но и российского образования в целом.
Суть
Одним из наиболее острых вопросов для негосударственных образовательных организаций всегда был и остается вопрос пользования помещениями. Особенно напряженной ситуация стала после принятия 14.02.2006 г. Постановления Правительства Москвы № 104-ПП « О развитии системы дошкольного образования в Москве», а также аналогичных решений в регионах . В этом постановлении конкретно ничего не говорится относительно негосударственных образовательных организаций, но именно этот документ послужил базой для развертывания целенаправленной компании против НОО, занимающих помещения бывших детских садов. Конечная цель этой компании - выселение негосударственных образовательных организаций из занимаемых помещений под предлогом нехватки мест в государственных детских садах.
В Постановлении № 104-ПП, на которое ссылаются чиновники, выселяя НОО из занимаемых помещений, в пункте 4. говорится: «Запретить изъятие и изменение целевого назначения зданий и сооружений, используемых дошкольными учреждениями независимо от их организационно-правовых форм». Иными словами, речь в данном постановлении шла о недопустимости перепрофилирования дошкольных учреждений. В Москве находятся в нецелевом использовании около тысячи бывших ведомственных детских садов, в которых располагаются как коммерческие, так и государственные структуры. Это и Мосэнерго, ЕИРЦ, бухгалтерии и плановые отделы, фонды соцобеспечения, а также многочисленные офисы, банки, магазины и вообще непонятные учреждения, не имеющие никакого отношения к образованию. Однако борьба с муниципальными и коммерческими структурами у чиновников скорее всего ни к чему не приведет и отнимет больше сил, чем борьба с негосударственными образовательными организациями, которые плохо защищены законодательно. Только из-за отсутствия на федеральном уровне законодательных механизмов защиты их прав, негосударственные образовательные учреждения попали под руку местных властей, которые действуют порой не просто некомпетентно, но даже и не в рамках существующего законодательства. В соответствии с п.6 ст.12 Федерального Закона «Об Образовании» государственная аккредитация образовательного учреждения является признанием его государственного статуса. О каком государственном статусе может идти речь, когда негосударственные образовательные учреждения не имеют элементарного права на пользование помещениями, в которых работают на протяжении многих лет. Закон «Об Образовании признает также равенство всех образовательных учреждений, независимо от их организационно-правовой формы. Закон города Москвы от 21 июня 2001 года № 25 « О развитии образования в городе Москве» гарантирует, во-первых, преимущественное предоставление в аренду находящихся в государственной (городской) или муниципальной собственности помещений образовательного назначения для целевого использования и выделение земельных участков. Во-вторых, в Законе говорится о том, что политика города Москвы в области образования основывается на принципе поддержки негосударственных образовательных организаций и обеспечивает равенство условий работы для государственных и негосударственных организаций, имеющих государственную аккредитацию. Закон есть, а равенства нет, как нет и четкой позиции по защите имущественных интересов НОО.
Подобный довод городских властей является весьма противоречивым, поскольку в мае-июне 2007 года мэр Москвы Ю.М. Лужков по телевидению объявлял неоднократно, что проблема с местами в детских садах успешно решена. Это же подтвердила начальник Западного Окружного Управления Образованием города Москвы Бадил В.А. на августовском совещании 2007 года, хотя именно в этом округе обстановка накалена до предела, где пострадало наибольшее количество негосударственных школ. Проблемы существуют не в одном только Западном Округе. В целом по Москве тенденция одна - договора аренды с НОО не продляются и многие детские организации, у которых на настоящий момент истекли договора аренды, получили неоднократные уведомления о выселении практически в «никуда» в самый разгар учебного года. Абсурд ситуации заключается в том, что под ударом оказались не только НОО, функционирующие как школы, но и НОО, работающие как комплексы «Детские сады-школы», а также НОО, занимающиеся исключительно дошкольным образованием. Непонятен смысл подобных действий - закрывать и разорять один детский сад, выгнав на улицу персонал с детьми, с тем, чтобы открыть в этом же помещении другой детский сад с другими детьми, потратив огромные казенные средства на ремонт и оснащение вновь созданного детского учреждения. Да и не все ли равно, детский сад или школу выгоняют на улицу. Неужели это нужно, гуманно, человечно?
Откуда растут ноги
Если речь вести о нехватке мест в московских детских садах, то в этом виноваты не частные школы и сады. Причиной является развал дошкольного сектора, который происходил в 90-ые годы. Сейчас мы пожинаем плоды так называемого «перестроечного» и «постперестроечного» периода, когда закрывались, разорялись, продавались, пустовали либо сносились под строительство элитного жилья детские сады. Это явление носило повальный характер. Ведомственные детские сады, находящиеся в удручающем состоянии, были никому не нужны. Они были нерентабельны как для своих ведомств, так и для городской системы образования. Именно тогда, 10-15 лет назад, на базе пустующих ведомственных детских садов появилось большинство НОО, как альтернатива негативным явлениям того периода. Именно НОО восстановили и сохранили помещения детских садов, которые функционируют сейчас как детские, образовательные организации, а не как бани, банки, офисы, склады, магазины и прочие структуры, не имеющие к образованию никакого отношения. Большое количество зданий детских садов не подверглось окончательному разрушению, не было продано коммерческим организациям именно потому, что их взяли в аренду, восстановили и удержали в системе образования негосударственные образовательные организации. Разрешило арендовать помещения детских садов Правительство Москвы.
А есть ли у проблемы решение?
Во многих регионах России местные власти не просто лояльно относятся к негосударственному образованию, но всячески поддерживают НОО, передавая им в ряде случаев помещения в оперативное управление. И это является правильным и логичным для стабильных, успешно функционирующих организаций. В российских школах 11-летнее обучение и прерывать образовательный процесс просто недопустимо из-за несовершенства и тяжеловесности процедуры перезаключения договоров аренды. От договоров аренды зависит судьба негосударственных учреждений, поскольку получение разрешительной документации завязано на договорах аренды, что является абсолютно неверным, т.к. данный вопрос является чисто техническим. Для образовательных организаций договора аренды должны перезаключаться автоматически и на длительные сроки , либо возможна, по усмотрению властей, передача в оперативное управление. Только тогда может идти речь о стабильности, защищенности и непрерывности учебно-воспитательного процесса. Для НОО это является вопросом первостепенной важности.
Ассоциация негосударственных образовательных организаций России (АСНООР), являясь общественной организацией, проводила и проводит огромную работу по поддержке и защите интересов НОО. АСНООР неоднократно посылала обращения в Московскую Городскую Думу с предложениями и просьбами пересмотра ряда законодательных актов, в том числе и с просьбой разъяснить вышеупомянутое постановление № 104-ПП. На запрос Ассоциации в МосГорДуму Председатель Комиссии по Науке и Образованию Бунимович Е.А. ответил, что в законодательных актах Москвы речь идет исключительно о защите имущественных комплексов государственных образовательных учреждений от незаконной приватизации и изъятия, а договорные отношения по аренде зданий и помещений негосударственными образовательными учреждениями регулируются другими правовыми актами, а также Законом города Москвы от 20.06.2001 г. № 25 « О развитии образования в городе Москве» ( статьей 17 «Поддержка органами государственной власти города Москвы негосударственных образовательных организаций»).
На заседании Московской Городской Думы 11-го октября 2007 г. по вопросу арендных отношений НОО было принято решение (Протокол № 14 от 11.10.07), что уведомления о расторжении договоров аренды приходят в образовательные учреждения ошибочно и не соответствуют законодательству, поскольку согласно Закону «Об образовании» НОО являются некоммерческими организациями и поступившие средства идут на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса всем необходимым, на развитие и совершенствование образовательного учреждения, на зарплату и уплату налогов и т.д.
Заместитель Председателя Комиссии по науке и образованию, депутат Московской Городской Думы Т. А. Потяева и депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Н. Н. Руденский обратились с письмами к первому заместителю мэра в Правительстве Москвы Л. И. Швецовой с просьбой разрешить вышеизложенную проблему НОО. В своем ответе от 23.11.2007 Швецова Л. И. разрешает пролонгацию аренды только при условии предоставления школами в Департамент Имущества города Москвы обязательства об освобождении помещений в срок до 01.08.2008, т.е. проблема не решается, а усугубляется давлением на школы.
Были и другие, многочисленные обращения Ассоциации как в МосГорДуму, так и в Правительство Москвы.
Одни ответы обнадеживали, как приведенные выше ответы из Московской Думы, другие ответы были неопределенными, некоторые письма оставались без ответа. Не имеет смысла перечислять даты, инстанции, чиновников, к которым были направлены наши обращения с просьбой вникнуть, разобраться в сложившейся ситуации и спасти негосударственные образовательные учреждения от фактического уничтожения.
Смысл в том, что процесс выселения не остановлен, он продолжается «по цепочке». Следующими на выселение будут те НОО, у которых истекают сроки действия договоров аренды . Сейчас уже на некоторые негосударственные школы, у которых сроки действия договоров аренды истекли, Департамент Имущества подал в Арбитражный суд.
К сожалению, судьба детских образовательных учреждений находится в руках людей, не разбирающихся в вопросах образования, не видящих различия между сауной, рестораном, магазином и школой. Негосударственные школы и детские сады - это не сфера торговли и бытовых услуг. Это совершенно другая и особая сфера - сфера образования. И отношение к этой сфере должно быть другое, особое, но уж не как к обычным «арендаторам», которых можно, не моргнув, выставить на улицу, без предоставления альтернативы и не беря в голову, куда денется персонал с детьми. Мы не хотели бы ни на кого жаловаться, вносить эмоции, давать кому-то обидные характеристики. Единственная наша задача - продолжать заниматься своим делом, но в своих попытках мирно разрешить данную проблему, сталкиваемся с убийственным равнодушием и цинизмом.
А нужны ли вообще эти школы?
На открытие НОО, на ремонт помещений, оснащение материально-технической базы, создание достойных условий для полноценного пребывания детей и ведение учебно-воспитательного процесса, затрачивались на протяжении многих лет огромные человеческие и материальные ресурсы, разбазаривать которые было бы просто неразумно. Необходимо не разрушать, а оберегать то лучшее, что есть сейчас в Отечественном образовании.
Именно НОО сохранили для образования педагогические кадры, лучшие из которых могли уйти из педагогики навсегда в самые тяжелые для российского образования годы, когда зарплата российских учителей была поистине нищенской. Работа в НОО, дававшая достойный заработок и достойные условия труда, возможность профессионально, творчески реализоваться, позволяла учителям продолжать в то же самое время работу и в государственных учебных заведениях.
Многие НОО открывались именно потому, что закрывались государственные детские организации либо государственные школы и детские сады того периода не соответствовали требованиям изменяющегося времени. Преимущества негосударственного образования очевидны. Это не только удобный график работы , при котором родители, работающие с утра до вечера в условиях « рыночной экономики», с удовольствием отдавали и отдают своих детей в негосударственные образовательные учреждения полного дня ( некоторые НОО работают как в режиме полупансиона, так и в режиме полного пансиона). Родители имеют возможность спокойно работать, зная, что их дети находятся в надежных руках, т.к. за детьми осуществляется добросовестный уход, дети не болтаются по улицам, не предоставлены сами себе , гарантирована их безопасность, дети получают прекрасное образование и воспитание (государственные школы по большому счету утратили воспитательную функцию), медицинское обслуживание, полноценное питание, тщательно продуман и организован досуг детей , развиваются их творческие способности, т.е. дети живут полной жизнью.
Очень важным преимуществом является преемственность, когда соблюдается непрерывность обучения и дети из детского сада плавно переходят в 1-ый класс того же учебного заведения, продолжая учиться в комфортной обстановке, где им все знакомо. Дети не боятся школы, что самым благоприятным образом сказывается на их нервной системе , следствием чего является уверенность в себе и желание учиться.
Кроме того, само явление частных школ уже стало наследием, которое необходимо сохранить как уникальный культурологический опыт. Последние 16 лет частные школы брали на себя функцию бесплатных полигонов - пилотных государственных площадок, без госфинансирования и за счет собственных средств апробирующих и внедряющих передовые педагогические технологии, безвозмездно делясь с городом своими наработками. Многое из того, что было начато как эксперимент в негосударственном секторе, сейчас признается и внедряется как передовой опыт. Одним из наиболее важных проектов, в котором участвовали и участвуют частные школы, является проект « Трудные дети». Наряду с одаренными, талантливыми, успешными детьми (многие из которых являются победителями городских и окружных олимпиад, победителями региональных и международных конкурсов, выставок, фестивалей, среди которых немало золотых медалистов и студентов самых престижных российских и зарубежных вузов ), в частных школах обучаются и дети с девиантным поведением, испытывающие трудности в обучении, не желающие учиться. Когда с такими сложными, педагогически запущенными детьми не справлялись госшколы, частные школы поднимали этих детей, не на словах, а на деле осуществляя индивидуальный подход, адаптировали их к школе и самостоятельной жизни, ликвидировали пробелы в обучении, помогали стать полноценными личностями. Эти дети не пошли на улицы, не стали алкоголиками, преступниками, наркоманами. Частные школы спасли и помогли тысячам детей встать на ноги и найти свое место в жизни, за что им, прежде всего, благодарны родители и семьи учащихся.
В НОО обучаются и воспитываются такие же дети, жители Москвы, имеющие одинаковые права наряду со всеми остальными детьми столицы. Нельзя проблемы одних детей решать за счет проблем других детей. Речь в данном случае идет не только об ущемлении прав НОО. Речь идет об ущемлении прав детей и их родителей, являющихся гражданами России. Мы очень надеемся, что это что-то значит, и мы имеем право поднимать и обсуждать жизненно важные с нашей точки зрения вопросы. Что может быть важнее того, что родители доверили детским учреждениям, которые они сознательно выбрали, самое главное и ценное, что у них есть - своих детей. Это не только наши дети, это дети и граждане России, ее будущее. Каким будут наши дети, как мы будем поступать по отношению к ним, таким будет и будущее России.
Общеизвестно, что об уровне развития страны судят по отношению к детям и старикам. Это очень большая и больная для всех тема. Но детство, как и сами детские организации, защищены очень плохо. Можно объявить Год Ребенка, Год Семьи и при этом безнаказанно выгонять на улицу детские организации. Это непонятно никому.
Хотелось бы, чтобы мнение родителей, их боль, протест против закрытия выбранных ими и любимых детских садов и школ был услышан.
Экономика, рейдерство ил рэкет?
Мы прекрасно понимаем, что речь идет о банальном изъятии помещений, находящихся в собственности Москвы, и никому нет дела до того, что в этих помещениях, из которых нас выгоняют, не виртуально, а реально находятся, обучаются, воспитываются московские дети ( это напрямую касается почти 100 000 детей, пап, мам, дедушек и бабушек ). В этих помещениях работают высокопрофессиональные педагогические коллективы, формировавшиеся годами. Эти помещения годами оснащались под образовательную деятельность и свернуть образовательный процесс в одночасье просто невозможно по целому ряду причин. Образование является одним из наиболее сложных и специфических сфер деятельности, во-первых, в силу колоссальной ответственности за детей, их жизнь, здоровье, безопасность, качество обучения, но есть и еще одна сторона - это вложения в образовательный процесс и в помещения, чтобы они соответствовали всем существующим нормам . По сложности и проблематичности получения разрешительной документации, лицензий образование стоит на первом месте после, пожалуй, медицины . Экономисты считают, что по количеству вложений денежных средств в вид деятельности, образование стоит на 3-ем месте после нефтяной и газовой промышленности. Это к разговору о том, что негосударственные школы берут плату за обучение, в чем их на каждом шагу обвиняют. Хотя во всем цивилизованном мире существует платное образование, оно социально востребовано ( а иначе его бы просто не существовало ), нападки на платное образование, а порой и откровенная враждебность существуют только в России. Если речь идет о платном обучении, к примеру, в Англии, то это вызывает уважение и ни у кого не возникает никаких вопросов, почему оно столь дорогостоящее (дороже, чем в России) и не является бесплатным, куда расходуются средства и т.д. При этом многие родители, обучавшие своих детей в Англии и других странах, имели определенные претензии к зарубежному образованию, забирали оттуда своих детей и привозили обратно в Россию, считая, что уровень и качество обучения в платных школах России гораздо выше. Но это уже другая тема. Непонятно одно, почему за рубежом платное образование развивается и поддерживается всячески властями, а в России оно должно приходить в упадок и уничтожаться. В качестве примера хотелось бы привести в пример Швецию, где наиболее высокий уровень жизни в Европе, на которую все мы теперь ориентируемся. На одного ребенка государство там выделяет в год приблизительно 5-6 тысяч евро и родители сами решают, в какое учебное заведение отдавать ребенка и перечислять эти средства - в государственное учебное заведение или в частное.
О средствах поступающих в НОО, и о том, на что они расходуются, можно сказать вполне конкретно и определенно -- прежде всего на оснащение и оборудование помещений , на полноценное ведение учебно-воспитательного процесса , на питание детей, медицинское обслуживание, на зарплату не только пед.кадров, но и всего того огромного персонала, который обслуживает детей. Средства расходуются также на налоги, аренду, коммунальные услуги и прочие весьма многочисленные траты, которые осуществляются не из государственного кармана. Это наоборот должно расположить к нам власти, т.к. негосударственное образование приносит огромную пользу нашему государству. Мы не только самостоятельно решаем свои проблемы , занимаясь очень важным, ответственным, сложным и востребованным видом деятельности, но и вносим свою лепту в государственный бюджет. Кроме того, в негосударственных школах всегда обучается определенная категория детей либо на льготных условиях, либо совершенно бесплатно: дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети-инвалиды и дети-сироты, находящиеся под опекунством родственников. Негосударственные школы этим не афишируют и не выставляют напоказ. И далеко не все частные школы и сады имеют высокую оплату за обучение. Есть множество школ и садов, имеющих умеренную оплату на уровне обычного ведомственного детского сада и в то же время ниже, чем стоят услуги нянь и гувернеров. Но, наверное, никакую няню, даже самую прекрасную и высокообразованную, нельзя сравнить с образовательной организацией, где четко отлажена работа проверенных и действительно квалифицированных специалистов, где дети полноценно развиваются в детском коллективе, получая комплекс различных услуг.
И если уж говорить о платном и бесплатном образовании, то и государственное образование в настоящий период времени не является абсолютно бесплатным.Также взымается плата на охрану, на питание, канцелярские товары и на самые разные мероприятия, проводимые в госшколах и садах.
Неоднократно мы просили обратить внимание на наши проблемы и решить их, в частности, запретив выселение негосударственных образовательных организаций из занимаемых помещений либо предоставляя равнозначную альтернативу с учетом всех затрат, запретив перепрофилирование области функционирования помещений (муниципальных, ведомственных, иных), предназначенных для обучения детей; разрешив передачу помещений для аккредитованных организаций в безвозмездное пользование на длительный срок.
Главная цель нашего обращения - быть услышанными и понятыми, что это неправильно и в высшей степени несправедливо, когда выселяют образовательные организации, детей, педагогов без предоставления какой бы то ни было альтернативы, без разработки комплекса мер, которые предотвратили бы всякого рода крайности и перегибы, ведущие к очередному развалу детских учреждений, как это было когда-то с ведомственными детскими садами.
Собственно, какой город не сталкивается с трудностями? Однако Москва - единственный населенный пункт в мире, у которого есть своя карта проблем. Накопилось их, похоже, уже слишком много даже для такого крупного мегаполиса.