Женщины в российском роке. (Часть третья)

Jul 14, 2017 16:24

1





Очередную часть о женщинах в русском роке я начну неожиданно с группы «Зоопарк». Хотя почему неожиданно? Нормальная настоящая рок группа, с мужскими текстами и при этом без всякой политики. Естественно мужская группа не могла обойти вниманием женский пол. Не только в жизни, но и на сцене. На большинстве фотографий команды они выступают в мужском составе. Но было несколько концертов и с девушками на бэк-вокале.

Заглавный кадр сделан в ЛДМ в 1987 году на пятом ленинградском рок фестивале. Девушек зовут Галина Скигина и Наталья Шишкина. Кто из них есть кто мне неведомо. Уверен я лишь в том, что это выступление было не единственным. Вот еще на одной фотографии видна девушка. Судя по одежде это другой концерт.

2



А этот снимок с вышеупомянутого фестиваля. Кроме участия в концертах девушки помогали при записи альбома «Иллюзии». Там их голоса звучат в нескольких песнях. Но самое главное, что они снялись в клипе «Буги-Вуги каждый день». Правда кроме них там есть еще какая-то Юля гимнастка. Никакой дополнительной информации об этих певицах я, к сожалению так и не нашёл.

3



Следующую женщину в истории нашей рок музыки зовут Марина Капуро. Родилась Марина в Ленинграде. Петь начала с детства. Нет, не в смысле петь как многие дети, а в секции Дворца пионеров имени А. Жданова. После школы поступила в Ленинградский институт культуры имени Н. Крупской. Любопытно, что это заведение в своё время окончили Валерий Леонтьев и Вячеслав Полунин. Наверняка учились там и другие известные люди, но на официальном сайте нет раздела «Знаменитые выпускники». А зря. Такая информация не лишняя. Это же часть истории учебного заведения.

В 1978 году Марина Капуро начинала петь в группе «Яблоко. Прослушивая их записи я в очередной раз убедился насколько же наша культура отличается от западной. Безусловно, это фолк. Акустическая гитара, флейты, скрипка и вот это вот всё. И при этом для большинства слушателей рок музыки это не будет роком. К началу 80-х, когда у «Яблока» вышла первая пластинка, Запад успел переболеть психоделией, гаражным роком, хард роком, панк роком и еще кучей стилей в музыке. У нас же официально выпускали совсем другие пластинки.

4


Попалась мне любопытная фотография с выступления «Яблока» в Архангельске на рок фестивале. Это 1982 год. Очень любопытный момент, что в Архангельске того периода проходили ежегодно рок фестивали. Позже там будут выступать и «Алиса» и «Аквариум». А архангельский «Облачный край» будет крушить гитары на сцене в Подольске.

5



Вот Марина Капуро на первом фестивале Ленинградского рок клуба. Она в правом углу. Это 1983 год. Занятно, что лучшим вокалистом тогда стал Виктор Салтыков, начинавший свою карьеру в рок группе «Мануфактура». Много ли кто сегодня это вспомнит?

6



Нашлась и обложка пластинки 1980 года. Слово «рок» есть на обложке. В «Мелодии» сидели не дураки. Как верно заметил один умный человек в комментариях - пластинки должны приносить доход. Вот он советский маркетинг во всей красе. Правда тут стоит оговориться. Конкретно в 80-ом году в стране были некоторые послабления. И даже дали провести серьезный рок фестиваль в Тбилиси.

7



Еще одно любопытное фото. Марина Капуро во время записи на «Мелодии». 1991 год. Но интересна тут не дата, а место съемок. Сделана фотография в церкви святой Екатерины. Там располагалась студия «Мелодии» до определенного времени. В этом здании писали «Аквариум» и вроде бы какие-то песни «Кино». К сожалению, история нашей звукозаписи тоже слабо отражена.

Возможно, я бы и не стал включать Марину Капуро в список женщин имевших отношение к рок музыке. Ведь «Яблоко» может вызвать споры, но точно не вызовут споров группы «Чиж и Ко», «ДДТ» и «Король и Шут». На некоторых альбомах всех этих групп Марина Капуро была бэк вокалисткой. Так же она сотрудничала с таким маэстро как Сергей Курёхин. Больше двадцати лет Марина Капуро является заслуженной артисткой России. Выступает она, и по сей день.

8



Выше я указывал, что в самом начале 80-х было небольшое послабление для рок музыкантов. Это послабление нашло отражение в карьере Софии Ротару и «Машины Времени». Да, я был весьма удивлен, что на короткий промежуток времени они оказались коллегами. Но не по сцене, а скорее съёмочной площадке. В кинофильме «Душа» есть кадры где «Машина Времени» вместе с Софией Ротару исполняет песни. Там же с ними в одном кадре присутствует Михаил Боярский. Собственно он и поёт там вокальные партии. Тогда как Макаревич лишь играет на гитаре. Таково было условие худсовета. Про сам фильм написано здесь.

9



Можно еще отметить, что к концу 80-х композиторы писавшие музыку для Софии Ротару стали использовать модные в ту пору гитарные партии. И местами музыка вполне напоминает глэм-рок. Со съёмочной площадки же я нашёл лишь один кадр удобоваримого качества.

10



Ну что ж. Если отношение к рок-музыке Марины Капуро или тем более Софии Ротару можно считать косвенной, то с Уралом вопросов быть не должно. Третий пост пишу о женщинах и не устаю удивляться, насколько ж много всего стране дал Урал.

Следующая наша героиня или правильнее сказать героини это группа «Ева». Снова Свердловск и снова легендарный рок клуб этого города. Образовалась «Ева» в 1986 году сразу же исключительно в женском составе. Здесь стоит отметить, что в группе играла Любовь «Любаня» Трифонова на гитаре. Как я понимаю на фотографии она в шляпе. Но о ней ниже.

11


Просуществовал коллектив до начала 90-х. Полноценных альбомов после себя не оставил, но сохранилось несколько аудиозаписей с концертов. Так же есть некий альбом из пяти песен под названием «Ева-1». Вообще странно, что именно эта группа не была толком зафиксирована на плёнке. И опять же странно, что прошла она мимо Пантыкина.

12



13



Неизвестно много ли гастролировала группа, но есть информация, что они выступали на фестивале «Мисс рок-88» в Киеве. При этом о самом фестивале в сети практически нет информации. Странно, ведь там точно были фотографы и журналисты. Событие для СССР весьма любопытное. Наверняка у кого-то где-то на полках лежат и пылятся плёнки оттуда. Может быть, кто-нибудь когда-нибудь выложит их в сеть.

14


15



Больше всех заинтересовала же меня в группе Любовь Трифанова. Она на этом фото сидит с гитарой. Фотография сделана в Новосибирске. Судя по всему во время каких-то гастролей группы «Ева».

16



Предположительно в 90-х после распада «Евы» Любаня переехала в Москву. Выводы такие я сделал, потому что она играет на нескольких альбомах группы «СерьГа». Ну и в клипе, конечно же, на главный хит группы «А что нам надо?» она тоже отметилась.

По воспоминаниям продюсера Дмитрия Гройсмана Любаню они выдавали за мексиканку, которая ничего не понимает по-русски. Что забавно это работало и многие верили. Спустя много лет Гройсману звонили журналисты делавшие статью об иностранцах в России и просили дать координаты загадочной мексиканки с гитарой.

В общем, отметившись на трёх альбомах группы, Любаня ушла и чем занималась впоследствии мне неизвестно. Фотографий с Галаниным я не нашёл. Единственное, что попалось это обложка одного из дисков. Вообще в поисках материала я отметил редкостное раздолбайство ряда сообществ в контакте. Админов я бы выгонял к чертовой матери. Группы напоминают просто свалку неотсортированных фотографий. Удивительно, но бывшие панки или металлисты оказались, куда большими перфекционистами чем большинство остальных слушателей рок музыки. Именно в среде почитателей Летова и Панова фотографии отсортированы не то что по годам, а даже по местам выступлений. У металлистов же вообще зачастую есть сайты, где многое разложено по полочкам.

17



История группы «Маркиза» началась в Москве в начале 80-х. Первоначальный проект Елены Соколовой и клавишника Сергея Соколова носил название «Дубль-1». Так же в состав группы входил гитарист Сергей Кудишин. Позже он будет играть в группе «Чёрный кофе». Примет участие в записи нескольких альбомов этой команды. А так же отметиться на пластинках Софии Ротару и Жени Белоусова. Собственно гитарные запилы у Ротару о которых я выше вёл речь легко объясняются. Толковых гитаристов быстро привлекали к работе. Однако вместо карьеры в 1993 году он покончил с собой, выбросившись из окна.

Одна из немногих фотографий группы «Дубль-1». Снимок сделан в ЦДТ на фестивале «Рок-панорама-86». Как я понимаю Кудишин на гитаре, Соколов с клавишными, ну и Елена была в ту пору свободной вокалисткой.

18



После выступления на «Рок-панораме» у группы начались проблемы с составом. На какое-то время Елена Соколова вообще прекратила заниматься рок музыкой и ушла работать с детьми в дом пионеров.

Но в 1987 году набрался новый состав, и сменилось название. Так появилась группа «Маркиза». Здесь любопытен тот факт, что в команду пришли сёстры Молчановы. Елена Молчанова на гитару, а Светлана Молчанова на ударные. К сестрам мы еще вернемся. У них вообще любопытная биография.

19



Судя по всему «Маркиза» гастролировала не только по СССР, но выезжала и в Улан-Батор. Попалась вот такая фотография 1988 года. При этом почему-то в Киев на фестиваль «Мисс рок» они не приезжали. Хотя, казалось бы, наполовину женский состав должен был учувствовать в таком событии. Попадалась так же информация, что выступала группа и в Финляндии.

20



Выходила у группы и пластинка на «Мелодии». Вроде бы, успех обеспечен. Официально изданная пластинка, записи альбомов (их несколько), гастроли. Однако состав менялся. Сёстры Молчановы ушли в другие группы. Соколова сама взяла в руки бас гитару.

Кстати читая о выступлениях «Маркизы» наткнулся на занятный факт. У всем известного фестиваля 1991 года «Монстры рока в СССР», который проходил в Москве были предшественники с таким же названием в Ленинграде и Череповце. Вот в Череповце как раз в 1989 году выступала и «Маркиза» на одной сцене с «Арией», «Алисой», «Мастером» и еще кучей групп.

В начале 90-х группа распалась уже окончательно, и Елена Соколова сначала ушла в попсу к Жене Белоусову, а после его смерти окончила «Гнесинку» по классу народного пения. Сегодня работает с детьми и исполняет вроде бы какой-то фолк.

21



Групп в конце 80-х образовалась безумно много. Они собирались, распадались, всплывали под другими названиями. Разобраться во всём этом диком количестве сложно, но я всё же попробую. Следующая группа, которая представляет интерес в контексте женщин в русском роке это группа «Примадонна». Она образовались в Москве в 1987 году. Естественно состав неоднократно менялся и у этой группы. Единственное, что оставалось неизменным это вокал Инны Мень и бас гитара Галины Лезиной. Справа на фото к слову, стоит Светлана Молчанова, которая играла и в «Маркизе».

22



Группа активно гастролировала. Были у неё концерты и в Польше. Принимала участие в различных фестивалях. В том числе и на таком мероприятия как «Интершанс-87».

23



24



Вот это фото, судя по заднему фону, сделано в Киеве в 1988 году как раз на фестивале, о котором я уже неоднократно упоминал. «Примадонна» получила тогда гран-при фестиваля. А Светлана Молчанова была признана лучшей ударницей.

25



В самом конце 80-х группа распалась. Судя по всему, мода на рок музыку уходила, и девушки меняли сферу деятельности. Что занятно попалась мне фотография нулевых. Здесь на фото Галина Лезина, Инна Мень и Светлана Молчанова.

26



Теперь значится, поговорим о сестрах Молчановых. Девушка на ударных инструментах это конечно редкость. Толковый ударник вообще всегда в дефиците и уж тем более, если он женского пола. Объяснение же музыкальных способностей у Светланы Молчановой очень простое. Она окончила музыкальную школу по классу виолончели, а затем поступила и в музыкальное училище. Такая же история и с её младшей сестрой Еленой. Только училась она играть на скрипке. К слову их старший брат Игорь Молчанов играл на барабанах в группах «Ария» и «Мастер». Получается целая музыкальная семья.

27



28



Попался мне вот такой замечательный снимок двух сестёр. Слева стоит Валерий Кипелов (Ария), далее Елена Молчанова, Игорь Куприянов (Чёрный Кофе), Светлана Молчанова и Дмитрий Варшавский (Чёрный Кофе). Фотография сделана в Череповце в 1989 году. Рискну предположить, что на фестивале «Монстры Рока».

29



После распада «Примадонны» в 1989 году сёстры перешли в проект под названием «Новые Амазонки». К року это, конечно же, уже не имеет никакого отношения, но занятно, что именно вот так складывалась карьера у людей.

30



Коллектив записал лишь один альбом. Сегодня его, наверное, никто и не вспомнит, однако ж, была и такая группа.

31



Но главный разрыв шаблона у меня случился, когда я вычитал, что с 1992 года обе сестры ушли в группу «Комбинация». Если честно я всегда был уверен, что там девчонки не умели вообще играть на музыкальных инструментах, ан нет. Как минимум обе Молчановы имеют музыкальное образование за плечами и огромную практику в рок-группах. Интересно, что Светлана Молчанова играет на барабанах, и по сей день. Сейчас в группе «Вольная Стая».

Окончу же историю о сестрах на фото группы «Комбинация». Елена в левом углу. Светлана в правом. Интересно фотограф сознательно так расставил сестёр или нет?

32



Я долго раздумывал, стоит ли писать о группе «Дама Пик». В итоге внимательно прослышав имеющиеся в интернете аудиозаписи, решил, что всё-таки стоит. Во-первых, интересно место, где группа играла. Это Владикавказ. Кавказ ну никак не ассоциируется у меня с рок музыкой. Однако ж были и там любопытные команды. Так в конце 80-х там играла «Дама Пик».

Группа не записала альбомов, не было у них выступлений и на крупных фестивалях. Но послушав три песни (больше не нашёл) я удивился интересному подходу. Потенциал у девушек точно был. Жаль, что так и не переросло увлечение в профессиональную деятельность.

33



34



35



Изучая малоизвестные имена в рок музыке СССР, я с не меньшим удивлением выявил рок группу на просторах Казахстана. Конечно это не Россия, а в заглавие поста вынесено словосочетание «русский рок». Но рассматривать историю развития нашего рока я могу только в таком контексте. В общем, надеюсь, никого не заденет из казахов, что их группу я отношу к русскому року.

Название группы из Алма-Аты «Lamia». Образовалась она в самом конце 80-х. На крупных фестивалях не засветилась, полноценных альбомов не записала, но в сети есть несколько песен датированных уже 90-ми. Любопытно, что группу основала Наталья Терехова.

36



37



38



Собственно рассматривая фигуру Тереховой, я выяснил, что после Алма-Аты она перебралась в Москву и вошла в состав группу с занятным названием «Женская Болезнь». Но это было уже во второй половине 90-х. Начиналась же «Женская Болезнь» тоже в конце 80-х.

В 1987 году на базе группы «E.S.T.» начали репетировать несколько девушек. Среди них была сестра Жана Сагадеева из «E.S.T.» Валентина. Она играла на бас гитаре. Её же брат и помогал на первых порах группе. На сцене они оказались в 1987 году и сразу в «Горбушке». Музыка у них была куда жестче, чем у всех вышеперечисленных групп с женщинами. Видимо поэтому не о каких пластинках не могло быть и речи. Хотя один единственный альбом группа всё-таки записала. «Первая леди в СССР». Есть у группы и клип. Примечательно, что от первого состава, который можно сказать продюсировал Сагадеев к записи альбома почти никого не осталось.

39



40



За несколько лет существования в группе неоднократно менялись участники. Единственной неизменной участницей отыгравшей на всех концертах оставалась Ольга Суворкина. На фотографии выше она видна с гитарой. Снимок сделан в «Зеленом театре» на ВДНХ в 1989 году. Вот что удивительно. Команда, имея богатый гастрольный опыт, кроме одного альбома ничего больше так и не записала. Во второй половине 90-х к группе присоединилась Наталья Терехова, о которой я выше уже упоминал.

Треш металл музыка специфическая. Широкой известности группа не снискала. Со смертью же в 2011 году Ольги Суворкиной окончательно закончилась и история «Женской Болезни». Наталья же Терехова сегодня играет вместе со Светланой Молчановой в группе «Волчья Стая».

41



На сегодня всё. Вообще в этот пост должна была войти еще «Коррозия Металла», но из-за большого количества материалов решил её не впихивать. Пост не резиновый. Посему пойдёт эта группа уже в следующую часть. Туда же отправится и Борис Гребенщиков с Валентиной Понамаревой, и группа «Комбо» и многое другое.

Гремит моя музыка

Previous post Next post
Up