Первый рок фестиваль в СССР. «Весенние ритмы. Тбилиси - 80».

Feb 06, 2017 13:00

1





Исторически так сложилось, что при словосочетании «русский рок» большинство представляет перед собой такие группы как Кино, Алиса, ДДТ. Впрочем, есть отдельная прослойка граждан, которая немедленно заявит, что вышеперечисленные группы это не рок, а лютая попса. То ли дело Гражданская Оборона. Если пойти еще дальше, то молодое поколение смело скажет, что и Летов знатный поп исполнитель. Вот Психея или П.Т.В.П. это точно настоящий рок. И главное преимущество, что это не «русский рок». Хотя и поют там, на русском языке. Ведь именно язык формирует нашу идентичность. Потому я всегда воспринимал и Летова и Никонова как часть русского рока. При том, что оба открещиваются от этого ярлыка.

Сегодня я постараюсь избавить самого себя вообще от ярлыков и попробую копнуть далекое прошлое. Да, у нас не было своего Вудстока. Такое явление как Isle of Wight Festival у нас многим неизвестно, но кое-что проводилось и у нас. И я благодарен таким людям как Макаревич, Троицкий, Алибасов и многим другим. Почему? Да, потому что без них не было бы и современной рок сцены. Именно они пробили в своё время брешь, благодаря которой и родилось всё остальное.
Первый рок фестиваль в СССР проводился в Тбилиси в 1980-ом году. Для того времени это было уникальное явление. Естественно в афишах слово «рок» никак не фигурировало. Оно было под запретом. Существовало некое табу. Хотя читая воспоминания того же Подгородецкого из Машины Времени становится ясно, что кому надо тот прекрасно знал о роке. К слову его книгу «Машина с евреями» я рекомендую к прочтению. Она отлично иллюстрирует то время. Фестиваль же носил следующее название: «I всесоюзный фестиваль Молодежный музыки. Весенние ритмы-80».

Организаторами фестиваля выступили Грузинская филармония, Союз композиторов Грузии, Республиканский центр культуры молодежи и естественно ЦК комсомола Грузии. Так же деятельное участие принимал такой человек как Артемий Троицкий.

Фестиваль длился несколько дней. С 8-го по 16-ое марта. Проходил он на трёх площадках. Первая и основная это Большой концертный зал в Тбилиси. Здание, построено в 1971 году по проекту архитекторов Чхенкели и Газашвили. Насколько мне известно, сегодня здание существует и занимает его грузинская филармония.

2



Интерьеры изнутри. К сожалению фотографий публики и интерьеров с самого фестиваля мне найти не удалось. Но зато существует видео посвящённое фестивалю. Рекомендую к просмотру. Уникальная хроника времени. Абсолютно другие по менталитету люди. Абсолютно иное понимание концертов.

3



Вторым концертным залом служил Дом Офицеров. Бывшее здание Офицерского собрания. Архитектор Давид Числиев. Построено собрание было в 1916 году. Как оказалось, я проходил рядом с этим зданием в 2014 году. Вот моя фотография оттуда.

4



И третьей площадкой для концертов был цирк в городе Гори. Мне не удалось найти фотографий этого здания и, судя по всему, оно не сохранилось.

Всего за эти несколько дней на фестивале отыграла 20 команд из разных концов огромной страны. К сожалению фотографий, в сети очень мало. Благо хоть Алибасов выложил на своём сайте несколько. Вот его команда того времени «Интеграл». Приписана она тогда была к такому городу как Саратов. Коллектив дал стране таких исполнителей как Юрий Лоза, Евгений Белоусов, Сергей Челобанов и Марина Хлебникова. Все без исключения эти люди сегодня ассоциируются с махровой попсой, но та же Хлебникова пела вместе с группой «Х…й Забей». Такой вот занятный факт. Ну и, конечно же, эта команда дала стране Бари Алибасова. Ну, или он дал эту группу стране. Тут, с какой стороны поглядеть. К слову Алибасова многие ненавидят за группу «На-На», но судя по воспоминаниям о том фестивале он очень адекватный и вменяемый человек. В конце концов, без его аппаратуры фестиваль мог и не состояться.

5


6



Вручение премии группе «Автограф». Они заняли на фестивале второе место. Коллектив представлял Москву и впоследствии дал стране таких людей как Крис Кельми, Сергея Мазаева, тот что «Моральный кодекс» и Артура Беркута. Последний какое-то время трудился в «Арии». К слову пластинка этой группы имеется в коллекции моего отца. При том, что русскоязычную музыку он не очень-то чтил.

7



Группа Диалог. Город Николаев. Ким Брейтбург игравший в этой группе спустя много лет напишет музыку к песне «Голубая луна». Такой вот рок-н-ролл. Так же из «Диалога» вышли братья Меладзе. Хотя на этом фестивале их еще не было в составе.

8



Вручение премии Макаревичу.

9



Ну и легендарный питерский «Аквариум», который был дисквалифицирован за непристойное поведение. Впрочем, второй концерт им дали отыграть в цирке Гори.

10



Кроме указанных выше команд на фестивале играли Ариэль (Челябинск), кстати, забавный факт. Ведь на Урале Екатеринбург считается вотчиной русского рока, но первыми рок музыку представлял оттуда суровый Челябинск. Группа Блиц (Тбилиси), ВИА-75 (Тбилиси), Время (Горький), Вторая Половина (Курск), Глобус, они же Удачное приобретение (Москва), Группа Стаса Намина (Москва), Гунеш (Ашхабад), Даела (Грузия), Земляне (Ленинград, но это другие Земляне, не те что «трава у дома»), Кронверк (Ленинград), Лабиринт (Батуми), Магнетик-Бэнд (Таллин), Сиполи (Рига), Тип-Топ (Рига). Так же был заявлен Карнавал, но он на фестиваль не приехал. Из всех перечисленных групп лично меня впечатлила группа Гунеш. И даже не столько группа, сколько ударник. Ришад Шафиев фантастический человек с очень крутой игрой. Глядя на него я вспоминал фильм о Джинджере Бейкере.

По итогам была выпущена сборная пластинка. Естественно туда не попал Аквариум, но зато Гребенщиков после фестиваля был назначен самой властью на место лидера оппозиции.

11



Ну и отдельно стоит упомянуть пластинку группы «Автограф» вышедшую спустя какое-то время после фестиваля. Насколько мне известно, это первая в СССР пластинка, где упоминается на обложке слово рок. Так что Тбилиси-80 все-таки стал своего рода прорывом. И именно поэтому на заглавную фотографию я поставил картинку магазина фирмы «Мелодия» на Новом Арбате. Ведь издать свою запись была да и остается мечтой любого музыканта. Фестиваль некоторым людям помог это сделать.

12



Можно по-разному относиться к упомянутым людям. Можно считать или не считать всё это роком. Но с моей точки зрения именно этот фестиваль и эти люди повлияли в целом на дальнейшее развитие рок культуры сначала в СССР, а впоследствии и в России.

Продолжение естественно следует. Благо это был далеко не последний из знаковых фестивалей.

Гремит моя музыка, Фестиваль

Previous post Next post
Up