Postsparkasse

Apr 08, 2019 22:34



Отто Вагнер. В каком-то смысле - культовая для архитекторов фигура. Человек, который в 60 не только вписался в новый стиль, но и стал его ведущим представителем в Вене. Человек, который творил новую архитектуру.
В первый мой приезд в Вену, на несколько часов, мы бегали по городу пытаясь посмотреть именно его здания. Хоть как-то - но живьем, хоть как-то, но сфотографировать. Самое ценное - альбом работ - фотографий и чертежей - был куплен там чуть ли не на последние (еще студенческие) деньги.

Второй мой приезд в Вену, на 10 дней, этой зимой, я спокойно обходила все его здания. Потому что мне надо было и отснять самые лучшие вещи, чтобы иметь свои фотографии. И посмотреть то, что он строил до Сецессиона. Что именно он, а что новые веяния, узнается ли стиль, где он сам, настоящий?

Ну и просто соприкоснуться. Потрогать. Почувствовать. Побыть с Мастером. Ну и будем честны - кое-где его покритиковать и поспорить.

Поэтому материала у меня… нет - я не обошла все его работы. Но многие. Я хочу сделать про него отдельную лекцию. Впрочем, иногда мне кажется, что материала у меня хватит и на три лекции…

Это всё был пролог. Потому что я решила как-то делить задачу и откусывать по маленькому кусочку. И начать хочу со здания Postsparkasse - Здания Австрийского почтового сберегательного банка.

Почему лучшее? Почему оно, почему именно это? Есть грандиознейший проект Венского метро, есть Ам Штайнхов… Но для меня на первом месте всегда будет Постшпаркассе.



Во-первых - потому что это красиво. Как, впрочем, и все подачи Вагнера - его чертежи - это отдельная история прекрасного.

И основное, чем оно отличается от всего остального - это каменная облицовка на алюминиевых гвоздях. Кажется, первая попытка (и редкая увы) признать, что здание не каменное, а облицованное камнем. Весь двадцатый век будет стремиться облицевать свои модные авангардные вещи натуральным камнем. И делать вид, как будто бы они из него построены, нарушая собственные же концепции архитектуры из новых материалов. Ну-да-ну-да - текстура камня это всегда хорошо. Даже если ты модернист.


А тут - очень честное признание облицовки. Демонстрация конструкции, превращение её в фишку здания. То есть все эти точечки - это то, на чем действительно держится эта облицовка. Выражение принципа Вагнера «Задача архитектора - эстетизация конструкции». Мне безумно жалко, что этот прием не пошел дальше. Очень.

Правда, он не идеален, всё таки так сверлить камень - не лучшее его использование. Во многих местах уже трещины.


Но тут вполне можно сделать скидку на то, что это первая (и чуть ли не последняя - хнык-хнык) подобная вещь.





Узор гвоздиков везде разный, да.

Здание занимает целый квартал (но оно не прямоугольное, а трапеций), и у него есть четкое деление на главную часть и заднюю. Задняя декорирована намного скромнее. И кадр, которым я горжусь - стык двух частей. Одно и тоже в сложном и простом варианте. Одно и тоже - можно сделать по разному. В зависимости от финансирования и местоположения.


И угол заднего фасада - очаровательно разноцветный, хотя и очень простой:


И бонусом - мой проект (кусочек) третьего курса. Да-да - под влиянием Postsparkasse.


Интерьеры - https://soul-of-house.livejournal.com/73816.html

облицовка, материалы, XX век, Сецессион, Вена, Вагнер

Previous post Next post
Up