С одной стороны ардеко кажется продолжением модерна. Их легко можно перепутать.
С другой - появилась одна совершенно новая и принципиальная вещь, которую можно считать действительно решением нашей с вами проблемы «украшать или не украшать»
Модерн - это почти ювелирные произведения искусства. Строить их всё время и везде - невозможно. Нужно вырабатывать что-то попроще. Можно сказать что ардеко - это и есть такой - «модерн пропроще».
Вот например дом, который считается модерном:
Дом Бассейнового товарищеста в СПб. 1912 г.
И тем не менее для модерна уже слишком мало изогнутых линий.
И появляется «игра поверхностями» - еще не объемами - это чуть позже (конструктивизм только заявил игру с объемами). А пока повехностями.
Вот тут уже видна эта игра:
Постепенно вырабатываются приемы нового стиля. Пропадает визуальное разграничение несущей и несомой части. (тут должна быть ссылка на пока не существующий пост про ампир). Рядовых деталей становится меньше. Становится больше гладкой стены. И в противовес этой гладкой стене появляются декоративные панно. Богатые фризы.
Но требование «попроще» возникает не только из невозможности делать очень богато, возникает еще необходимость строить высокие здания. Технология уже развилась до небоскребов. Да и вообще высоких зданий. А всякие модерновые красоты делать на высоте 10 этажей уже бессмыслено. Их там не видно. Или они должны быть гораздо крупнее. В общем - нужен какой-то новый ход.
Чикаго. Отель Интерконтенинтайл 1929 год. Арх. Аршлагер
И этим новым ходом становится именно эта игра плоскостями. Для такого нужно владение ОПК. Но они еще не так выражены, как в конструктивизме и позже, и скорее расчитаны для восприятия с одной стороны. Смотрятся хорошо не за счет разных объемов, а скорее за счет тени и перспективы, создаваемой этими выпуклостям и впуклостями. И декоративный фриз - вероятно для восприятия с другой стороны улицы.
Возникают геометрические орнаменты - уже не скульптурные - а именно такие вроде бы плоские (то есть для восприятия с одной стороны), но объемно-пространственные композиции.
Тоже раннее здание 1912 год - северный модерн
И - моё любимое окошко с мельничкой и неровным цоколем - мне друг фотографию подарил - Амстердам, дом-корабль, 1919 г
Но вообще-то ардеко такое же широкое понятие, как и эклектика. К нему можно причислить и всякие северные модерны (Англия с Макинтошем - это северный модерн?), и экспрессионистов, и Чешский кубизм. Я бы хотела выделить именно эту игру поверхностями.