То, о чем я говорила про эклектику в первых двух постах (
раз и
два ) касалось в основном внешних фасадов.
Но основным достижением эпохи стали всякие разные технологии которые пришли с промышленным веком.
В первую очередь это конечно металл. Как пример - Эйфелева башня. (не буду показывать, все и так знают). То есть почти одна конструкция сама по себе, да, украшенная в стиле, но имеющая свою собственную эстетику.
И еще более чистый конструктивно пример - Железнодорожный мост в Красноярске -
Конструкция называется ферма .
Смысл ее в том, что если мы посмотрим на балку, и попробуем изучить какие усилия в ней происходят при назгрузке, то обнаружится, что самые большое усилие приходится на верхнюю и нижнюю ее часть (и максимальны эти усилия в середине - там где больше всего прогибается). Поэтому если мы делаем огромную балку - то она не обязательно должна быть цельной. Кучу частей из середины можно вынуть. И оставить только верхний и нижний контур и соединяющие их конструкции. Металл позволяет это сделать. Металл позволяет сделать огромную ажурную балку - то есть ферму. Подробности уже считают инженеры.
Что значит технология металлических ферм для зданий? Это возможность сделать большие залы внутри. И более того - не просто сделать - но еще их осветить верхним светом. Что и происходит. Появляются крупные вокзалы с большими залами, выставочные павильоны и здания музеев, специально построенные или перестроенные для коллекций.
Но проблема, или так скажем, основной признак эклектики - это то что вся эта внутренняя конструкция (не только конечно верхнего освещения, могли быть и другие технические новинки) - никак не отражается на внешнем фасаде. Или уже здание все из этой технологии - как мосты, Эйфелева башня или Хрустальный дворец, или всё это спрятано так что не догадаться что там внутри огромный светлый зал. А на фасаде - красивая декорация под Возрождение или любой исторический стиль.
Отличная иллюстрация ГрандПале в Париже.
Снаружи красивый фасад уже даже с элементами Модерна.
Внутри же вот так:
Вот это несоответствие и породило основную идею Модерна