Если Барокко - это развитие Возрождения в сторону - «а можно вот тоже самое, но еще изогнуть?»
то Классицизм - это второй полюс. «а давайте возвращаться к истокам». Что же является самым-самым к чему возвращаются?
Греция . То есть уже Рим - это уже не то, это извращение. А вот вершина, после которой уже пошел только спад - это Греция. Причем именно классическая. То есть 5 век. То есть Афинский акрополь.
А это значит - без арок. Из римской архитектуры классикой признается только купол Пантеона (а, да, я обещала про него отдельный пост…- сюда бы ссылку, а нету!)
Но понятно что строить прям как в Греции - не получится.
Задачи другие - и этажей много и стены, а не сплошные колонады, да и вообще - историю не отменить - то, конечно, арки есть. В окнах, в тимпанах… в интерьерах. Но мало. А вот основное - это колонны, портики - и много.
Вилла Ротонда, архитектор Палладио - это самое начало. Еще Возрождение. XVI век. Но вещь, на которую начинают ориентироваться. (и архитектор, который много теории вывел)
А к XVIII веку - Классицизм становится международным стилем.
Конечно, тут мого всяких политических и религиозных причин, барокко стало пропагандой католической церкви, Классицизм стал символом Просвящения - ну потому что Греция - это не только идеальная архитектура, которой не было больше - но и демократия, уважения человеческого достоинства, возможность кинуть вызов богам и т.п.
Плюс начинается увлечение историей и археологией.
В общем - это 18 век - век просвящение, веры в науку, достоинство человека, логику и философию и демократию. Причем так как прототип всего этого греческие храмы - то начинают появляться Храмы Науки, Храмы искусства, храмы правосудия и т.д.
собор Инвалидов в Париже
Капитолий (здание Конгресса) Вашингтоне
Этот простой и ясный язык, позволяющий сделать красиво малыми средствами.
Понятно, что в каждой стране свои особенности - где-то "позволено" больше, где-то меньше, но общего очень много.
Дом Пашкова в Москве