В какой то момент (определенный, конечно, всякими политическими и историческими причинами) возникает мысль - а можно ли эти правила, которые вырабатываются Возрождением - нарушать? Можно ли создавать из этого более игривую, театральную архитектуру. Появляется Барокко.
Мне очень нравится версия что "барокко" - это «порочная жемчужина» - то есть не гладкая, а неровной формы. В каком то смысле «порочное» к Барокко подходит. И жемчужина - а точнее - всякие ракушки - безусловно символ и любимая деталь эпохи Барокко.
Но. Важно. Барокко - это не просто много вываливающейся скульптуры, позолота и т.п. То есть даже не это. Это тот же архитектурный язык Возрождения, который позволяет себе изгибаться и принимать странные формы. Но это тот же самый ордер, те же самые детали, такое же внимание к золотому сечению, пропорциям, симметрии и т.п. вещам важным для Возрождения. Просто появляется больше театральности, игры. Юмора.
И ракушка для Барокко это очень точный символ: с одной стороны - гармоничная форма, с увеличивающимися по законам золотого сечения разводами - с другой - совершенно не геометрическая форма.
Смотрите что делает один из самых интересных архитекторов Барокко - Боромини:
Церковь Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане -
Тут тот же четырехколонный портик, правильные колонны, антаблимент, пропорции - только всё выгнуто в плоскости. Всего навсего выгнуто в плоскости…
Интерьер. Вроде даже вполне строгий - но овальный.
То есть Барокко в архитектуре - это не много декора - это неожиданная работа с формой (в основном всякие изгибы)- при тех же деталях Возрождения.
Лестница во дворце Барберини это вообще умереть, как красиво :