С готикой все просто. Ее все таки все знают и легко определяют.
Поэтому кратко: Основной смысл эпохи готики - попытка построить как можно выше. Ибо Бог высоко и далеко. И собор - это место где все таки можно попытаться достигнуть Бога (через посредство священников конечно). Но никаких новых технологий нет. Секрет бетона утерян. Есть натуральный камень, тесак, резак, скрепляющий раствор. Все. И готика - это гениальное конструктивное решение из того что есть - максимально высокое пространство из камня. За счет стрельчатой арки. Стрельчатая арка - это визитная карточка готики. Если хотите сделать под готику - делаете стрельчатые арки на фасаде или окна из - и четко и точно получите стиль «псевдоготика» - ну или «неоготика» - если попытаетесь использовать эти арки хоть как то конструктивно, а не просто декоративно.
Фотография - собор св. Вита в Праге.
Распор также есть. Но что бы не нагромождать огромную груду камней ради удержания узкого и высокого внутреннего пространства - разрабатываются внешние арки гасящие тот самый распор. Это смысл всех этих внешних «скелетов» или «рвущихся ввысь башен» - они гасят распор и придавливают там, где надо придавить.
Сверху видно (это тоже св.Вита в Праге), что это всё очень четкая схема.
Вот в общем то и все… (Не - там конечно есть всякие хитрости типа перекрещивающихся арок позволяющих все это держать и т.п.)
Но когда смотришь - совершенно не понятно КАК они это сделали. Я только в последние годы научилась расчленять всю эту красоту на базовые конструкции и формы - и как-то начать разбираться что там и откуда. И то на более простых памятниках.
Самая классика - это Шартрский собор и собор в Амьене. И еще Реймсский. Это самые большие, самые старые и менее всего испорченные достройками в 19 веке.
Наверное стоит добавить, что Восточно-Европейская готика неожиданно светлая.
И еще Английская - тоже немного другая, гораздо более спокойная...
И готика не соборов - а общественных зданий.
Вацлавский зал в Королевском дворце в Пражском граде.
Задача сделать как можно выше и дотянутся до Бога уже не стоит - просто огромное перекрытие, использующее кучу пересекающихся арок для крепости конструкции.