May 25, 2013 01:03
Это необычный выпуск Трэш-парада. Необычный, во-первых, потому что сегодня речь пойдёт не о рядовой киноподелке, а о фильме Тенгиза Абуладзе «Покаяние». Спросите своих родителей, и они вам ответят, что это был за фильм для людей, живших в середине 80-х. Часто принято говорить, что именно с этого фильма началась Перестройка. И во многом так оно и есть. Фильм был снят в 1984-году, и два года пролежал, что называется, на полке. С которой его сняли лишь в 86-м году по личной инициативе не кого-нибудь, а Шеварнадзе. С широкой демонстрации этого фильма, буквально потрясшего всё советское общество, и началось. Плотину прорвало, и в прорыв устремился мутный вал антисоветчины, плевков в собственное прошлое и самозабвенного мазохизма. Отречения от самих себя и самозабвенных плясок на могилах.
А во-вторых, это необычный выпуск трэш-парада потому, что «Покаяние» это совсем не трэш. В первом выпуске мы рассматривали бездарную поделку Кончаловского «ближний круг», сляпанную наскоро для американцев и состоящую из примитивных клише и лживых антисоветских штампов. А во втором выпуске - препарировали знаменитый «Хрусталёв Машину» Германа. В котором для того, чтобы эмоционально воздействовать на зрителя демонстрируются фекалии, изнасилования и прочая физиология. А потом зрителю недвусмысленно объясняется, что мы - изнасилованный Сталиным народ, который должен в соответствии с заветами Фрейда принять это, заново пережить, смириться с тем, что мы все опущенные. И далее опущенными жить.
А вот фильм Абуладзе «Покаяние» - совсем другое дело. Это глубокий, неоднозначный и многоплановый фильм. Тенгиз Абуладзе это мастер. Это художник с большой буквы. «Покаяние» из тех фильмов, которые обязан посмотреть каждый. И не один раз. Но в данном случае мы рассмотрим его только как первый фильм о репрессиях и их последствиях. То есть рассмотрим его как ключ, которым открыли дверь. А за дверью оказались Германы, Кончаловские и все прочие.
абуладзе,
покаяние,
рецензия