ПО ЗАСЛУГАМ

Aug 19, 2013 02:00

22 года назад, утром 19 августа 1991 года проснулся от возгласа жены: "Военный переворот!" Но мне надо было идти в Литературный институт, где я как председатель предметной комиссии обеспечивал проведение экзамена (сочинение) у абитуриентов-заочников. Ректор был в отпуске, замещавший его проректор, с которым мы были и остаёмся в добрых отношениях, вручил мне запечатанные конверты с темами, прибавив от себя прогноз: "Медленно, но верно мы вползём в 37-й год".
В аудитории вскрыли конверт. Темы были хорошие, перестроечные. В том числе одна с вопросом, чем отличается очернение от чернухи?
Выписали темы на доску. "Вопросы есть?" - спросил я. "Как писать?" - выкрикнул кто-то.
"Пишите, как вчера, - ответил я. - Иначе потом стыдно будет". В трёх других аудиториях вопросов по темам не было, но я уже самочинно повторил своё напутствие.
Это был, наверное, мой единственный вклад в противостояние путчу. Ибо затем мы шифровали и проверяли эти сочинения... Словом, когда я подписал итоговый протокол и двинулся в сторону "Белого дома", Москва уже начинала праздновать конец ГКЧП.
Сегодня о тех днях несут Бог знает что.
Уважаемая мною газета "Мир новостей", славная глубоким аналитизмом, вдруг стала рисовать Горбачёва исчадием ада, доходя в писаниях о нём до пошлой брани.
У меня тоже есть свой счёт к Горбачёву. Я убеждён, что вывод наших войск с территории бывшей ГДР был если не преступлением, то преступной ошибкой. Но это всё же частность. А вот за то, что именно Горбачёв, по мудрости или по дурости, но справедливо подвалил коммунизм - история воздаст ему должное, а те, кто видят чуть дальше собственной миски, воздают хвалу с конца 1980-х годов.
У нас очень короткая память и очень большая общественная лень. Мы мгновенно забыли системную мерзость т.н. коммунизма по-советски, мы, не ударив пальца от палец, стали иждивенчески ждать и от Горбачёва и от сменивших её властей всего хорошего.
И в этом банальном, бездарном ожидании прошлёпали процесс неуклонного возвращения коммунистов к власти в мутантно-монструозном облике посткоммунизма. Так нам и надо! Мы хлебаем то, что сами себе обеспечили.
Previous post Next post
Up