Часть 1,
Часть 2,
Часть 3,
Часть 4,
Часть 5,
Конец прошлой, начало нашей эр, ознаменовался возникновением крупных государств, занявших абсолютное господство в своих регионах. Подобные центростремительные процессы не могли не отразиться в экономике Древнего мира. В этот период возникает Великий Шелковый Путь.
Великий шёлковый путь -
караванная дорога, связывавшая Восточную Азию со Средиземноморьем в древности и в Средние века. В первую очередь, использовался для вывоза шёлка из Китая, с чем и связано его название. Путь был проложен во II веке до н. э., вёл из Сианя через Ланьчжоу в Дуньхуан, где раздваивался: северная дорога проходила через Турфан, далее пересекала Памир и шла в Фергану и казахские степи, южная - мимо озера Лоб-Нор по южной окраине пустыни Такла-Макан через Яркенд и Памир (в южной части) вела в Бактрию, а оттуда - в Парфию, Индию и на Ближний Восток вплоть до Средиземного моря. Считается, что появление этой грандиозной, по тем временам, транспортной системы, было возможно именно в тех условиях, когда появились крупные государственные образования, господствовавшие в регионах охваченных ею: Китай, Средняя Азия, Индия, Ближний Восток, Средиземноморье. Только наличие сильной центральной власти, распространявшейся на огромные области гарантировало безопасность на караванных путях.
Здесь, однако, возникает интересный, но важный вопрос: что стало следствием, а что причиной:
- Великий шелковый путь, как экономическая система, возник в результате объединительных процессов?
- Или, объединительные процессы (центростремительные силы) в разных регионах были обусловлены экономической необходимостью в расширении торговли с другими областями Старого Света и, соответственно, в том числе, требованиями гарантий безопасности на всем протяжении транзитных путей?
Для ответа на это вопрос можно обратиться к более поздней аналогии, о которой еще будет сказано в последствие. Великие географические открытия создали мировой рынок, но сами открытия стали результатом кризиса феодализма в Западной Европе, и потребностью в новых транспортных коммуникациях с Индией и Китаем.
Поэтому здесь я так же на первое место выделю экономический фактор. Окончательное внедрение железа в ходе третьей волны экономической тенденции резко увеличило объемы, создаваемого прибавочного продукта в разных регионах Старого Света. Это, в свою очередь, потребовало увеличения объемов товарообмена. Каждый крупный регион достиг своего предела экстенсивного развития на том уровне производительных сил. Каждый регион уже нуждался во все большем объеме чужих товаров, которые не имел возможности производить сам, и в то же время производство достигло такого уровня, при котором данный регион насыщался товарами своего производства все быстрее. То есть, древние общества испытывали подобия кризисов перепроизводства. Здесь стоит отметить важный момент: все это, в основном, касалось предметов роскоши.
Наглядным примером объемов торговли между странами на рубежах прошлой и нашей эр, служит исследование римского историка Плиния Старшего:
«
По самым скромным подсчётам, в Индию, Китай и на Аравийский полуостров из нашей империи ежегодно переправляются около ста миллионов сестерциев: именно в эту сумму обходятся нам наша роскошь и наши женщины. Ибо какой же процент из всего этого импорта предназначается для жертвоприношений богам и духам умерших?»
Плиний Старший «
Естественная история» 77 год н. э.
100 млн сестрециев - это около 7 тон золота, таков был ежегодный оборот товаров Рима с другими странами в I в н.э. А еще были торговые обороты между Персией и Индией, Индие и Китаем и т.д. Можно полагать, что совокупный товарооборот между всеми ключевыми регионами Старого Света шел на десятки тон золота в год! Настоящая глобальная экономическая система двухтысячелетней давности.
Неудивительно, что последовавший в III в н.э. кризис оказался поистине мировым для того периода.
Таким образом, потребность правящих классов в престижных товарах из далеких стан увеличивала количество караванов. А в ключевых точках их прохождения (Средняя Азия, Ближний Восток) и в конечных пунктах (Европа, Китай, Индия) стали образовываться сильные государственные образования, в последствие занявшие господствующее монопольное положение в своих регионах (Китай - Империя династии Хань, Индия - Империя Маурьев, Ближний и Средний Восток - Персия, Европа и Средиземноморье - Римская Империя.).
Возникновение и развитие Великого шелкового пути усилило контакты между регионами. Вероятно, это и привело к сокращению длины волн экономических тенденций до 200-250 лет.
После дна третьей волны (II в. до н.э.) начинается новый подъем, в период которого происходит стабилизация центральных властей в регионах Китая и Европы. В Индии в период дна волны приходится падение империи Маурьев, однако в дальнейшем так же происходи стабилизация и начинается период Срединных царств.
Оканчивается первая волна экономических тенденций новой эры в середине I в. н.э. В Риме дно волны выразилось в политическом кризисе 50-70-х гг. и гражданской войне 60-69 гг.
В тот же период в Китае происходит ослабление центральной власти, что приводит к вторжению кочевников. Период Западная Хань заканчивается.
В тот же период, происходят вторжения различных кочевых племен в Индию.
Здесь стоит внести некоторую ясность, относительно того, почему так важны победы кочевников. Дело в том, что кочевые племена по своему образу жизни и экономическому положению просто вынуждены время от времени совершать набеги на оседлые общности. Так что набеги происходят постоянно. Но если государство сильно, в стадии расцвета то, как правило, оно способно отразить вторжение. Если же государство ослабевает, оно оказывается не способным выдержать набеги и, обычно, бывает завоеванным.
Именно поэтому история завоеваний кочевников настолько значима в данном контексте: набеги кочевники совершаю постоянно, но завоевания происходят лишь тогда, когда государство слабо и не способно отразить нашествие, то есть в период кризиса.
В дальнейшем мы не раз увидим, что успешные завоевания оседлых государств кочевыми племенами происходили именно в периоды экономических спадов и кризисов.
Продолжение