С полок магазинов должна будет исчезнуть украинская соль, а также соль импортированная из США, ЕС, Канады. Чем будут солить россияне, и кому выгодно продэмбарго?
Россия с 1 ноября 2016 года вводит запрет на импорт соли из ряда западных стран, поддержавших санкции против РФ.
Согласно тексту принятого в сентябре
постановления, с начала ноября запрещаются поставки в Россию соли (включая столовую и денатурированную) и чистого хлорида натрия, а также морской воды из США, стран Евросоюза, Канады, Австралии, Норвегии, Украины, Албании, Черногории, Исландии и Лихтенштейна.
По данным Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ в прошлом году в РФ было ввезено 1,76 миллиона тонн соли (включая столовую и денатурированную) на 83,104 миллиона долларов.
При этом с Украины было импортировано 864,264 тысячи тонн соли - 49,1% в общем объеме импорта.
Второе место по поставкам соли в прошлом году было у Белоруссии (646,334 тысячи тонн, или 36,7%), третье - у Казахстана (130,243 тысячи тонн, или 7,4%).
Меньшие объемы соли в РФ ввозились также из Турции (40,658 тысячи тонн, или 2,3% в общем объеме), Нидерландов (27,982 тысячи, или 1,6%) и Дании (20,612 тысячи тонн, или 1,2%).
В свою очередь, по данным Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров (Руспродсоюз), за восемь месяцев 2016 года импорт соли в РФ составил 1,171 миллиона тонн.
Доля Украины в импорте резко сократилась - до 34% (398,457 тысячи тонн), однако усилила свои позиции белорусская соль - поставки из этой страны составили 597,533 тысячи тонн (51% в импорте).
При этом участники рынка говорят, что Украина поставляла нам, в основном, каменную соль не самого лучшего качества.
Кто заменит импортную соль?
Заместитель председателя правления Руспродсоюза Дмитрий Леонов рассказал:
Отечественные соледобытчики способны собственными силами закрыть выпавшие объемы соли, в том числе и нишевых видов продукции для фармацевтической отрасли - фармакопийная соль, мясоперерабатывающей промышленности - нитритная соль для придания цвета мясным продуктам, для сельского хозяйства и так далее...
Решение правительства будет способствовать приближению доли отечественного продукта на рынке к показателю доктрины продовольственной безопасности России, равному 85%, и дальнейшему развитию отрасли.
Президент крупного российского производителя соли с трудом сдерживает радость:
Ежегодно в России добывается 3,6 миллиона тонн соли, при этом отечественные предприятия имеют потенциал для наращивания объемов ее добычи до 6,1 миллиона тонн, что даже выше, чем существующая сейчас потребность
Понятно, что в долгосрочной перспективе отечественные производители получат хороший шанс увеличить производство и продажи своей соли. А что сейчас?
Пока будут реализовываться остатки соли, которых очень много. Одновременно с этим произойдет перестройка дистрибьюторов соли. Сейчас освободившуюся долю рынка начнут занимать Белоруссия, Казахстан, Китай, Армения, Индия.
По оценке АКОРТ (Ассоциации компаний розничной торговли ), на сегодняшний день импорт соли в РФ составляет порядка 30%.
Существует большая вероятность снижения цен на соль в результате высокой конкуренции среди солепроизводителей за освободившуюся нишу.
Дело в том, что цены на пищевую соль от российских заводов уже снизились на 12%, и это при том, что в России в принципе самая низкая цен на соль в мире.
Соль для мяса
Единственная проблема, которая может возникнуть в будущем, - соль с содержанием нитрита натрия 0,4-0,65%, которую поставляют из Германии, Дании и Нидерландов.
Данная пищевая добавка используется для придания колбасе и другим мясным изделиям розового цвета.
Нитрит натрия используют лишь в составе посолочной смеси, то есть вместе с солью в определенном процентном соотношении.
Техрегламент "О безопасности мяса и мясной продукции" запрещает использование нитрита натрия в чистом виде, мясопереработчикам разрешено использовать исключительно посолочные смеси с массовой долей этого вещества не более 0,9%.
Ежемесячная потребность мясопереработчиков в данном сырье составляет порядка 2,5 тыс. т. Сейчас ее запасов хватит минимум на полгода.
В России нет производителей подобной нитритной соли, а единственным производителем на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) является Республика Беларусь. Однако мощностей данного производства недостаточно для обеспечения потребностей отрасли - по оценкам Национального союза мясопереработчиков, на импорт из Беларуси приходится лишь 20% продукции.
Ухватится ли Белоруссия за этот шанс увеличить свои мощности, или российские производители сами в кратчайшие сроки наладят производство?