Bloomberg со ссылкой на официальное информационное агентство Кувейта KUNA сообщает, что забастовка, которая началась в воскресенье сегодня завершится. После того как встреча стран ОПЕК по заморозке добычи нефти ничем не закончилась, цены на нефть удержались на прежнем уровне только благодаря этой забастовке. Уменьшив количество ежедневно добываемой нефти с 2,8 до 1,1 млн баррелей, Кувейт неожиданно для всех, помог сохранить уровень цен на "черное золото" на прежнем уровне. Но надолго уйти из пятерки лидеров нефтедобывающих стран на Ближнем Востоке, Кувейту не позволяют финансы. Ежедневные потери около 40 млн долларов для страны, которая сидит на "нефтяной игле", - катастрофа.
Правительство согласилось пойти на переговоры с рабочими нефтедобывающей отрасли Кувейта лишь при условии возобновления ими работы. После таких сообщений биржи отреагировали падением цен - за час стоимость марки Brent упала до $43,12 за баррель.
На этом фоне нефтяные войны переходят в следующую фазу - Саудовская Аравия начинает атаковать Иран.
Намерения Ирана, в этот сложный для нефтяников период, нарастить добычу до уровня 2007 года, были восприняты Саудовской Аравией как объявлением войны. Иран отказался участвовать на саммите в столице Катара и подписывать соглашение о заморозке нефти, тем самым сорвав все предварительные договоренности.
Болевая точка Ирана - доставка нефти своим покупателям.
По информации Reuters, у Ирана есть не более 60 нефтяных танкеров. Причем, половина из них - не более чем плавучее хранилище и не могут использоваться для транспортировки нефти.
20 танкеров нуждаются в серьезной модернизации, чтобы соответствовать высоким современным стандартам.
Оставшиеся 11 танкеров перевозят нефть в Азию. Как продавать нефть в Европу, если ее не на чем перевезти?
Ответ с одной стороны очевиден: купить или взять в аренду.
Купить танкер не так уж и просто. Их строят довольно долго. От заключения контракта, до спуска на воду может пройти несколько лет. Да и цена каждого такого судна - десятки миллионов долларов. А у Ирана с деньгами сейчас не очень хорошо.
Взять в аренду нефтяной танкер тоже тяжело. Мало того, что свободных танкеров практически нет, так еще и Саудовская Аравия давит на иностранных перевозчиков, которые могут помочь Ирану.
Сейчас все территориальные воды Саудовской Аравии закрыты для судов Ирана. Если же иностранный перевозчик хоть раз пришвартовался в порту Ирана, то после этого все порты Саудовской Аравии для него становятся закрыты. И ссорится с Саудовской Аравией из-за этого никто не хочет.
В результате, за четыре месяца Иран смог отправить в Европу лишь 8 танкеров с 8 млн. баррелей. До санкций (в 2012 году) Иран такое количество нефти в Европу поставлял всего за 10 дней.
При этом, саудиты понимают, что с одной стороны их прямые конкуренты - Россия, Ирак и США. Но именно Иран пытается отобрать у Саудовской Аравии долю на рынке. Саудовцы уже потеряли лидирующие позиции на девяти основных рынках из пятнадцати.
И если раньше Саудовская Аравия смело шла на понижение цен, то сейчас она пришла к выводу, что эти меры наносят экономический ущерб всем, включая королевств, но до конечной цели еще далеко. Возможно, поэтому Саудовская Аравия решила сосредоточится на одной стране - на Иране. Иран же на действия саудитов не выдает никакой видимой реакции, но можно предположить, что безответными они не останутся.
Возможно демарш Ирана в Дохе - небольшая месть саудовцам.
Одновременно с этим,
Bloomberg пишет, что развитие ситуации в любом направлении выгодна России. По словам заместителя министра энергетики Кириллв Молодцова, мы можем нарастить добычу до 10,8 млн баррелей в сутки. Так же издание приводит Леонида Федуна, вице-президента ПАО "Лукойл", что бюджет России получит дополнительные 2-3 млрд. долларов.