Аль-Фатих Фазылов. Этнические взаимосвязи башкир с другими народами

Aug 30, 2009 17:04



ДРЕВНИЕ БАШКИРЫ

См. Фазылов Аль-Фатих Сарварович. Древние башкиры. Посвящаю посвящённым. Магнитогорск, МЛ РАН, 1997

1
| 2 | 3 | 4

Во время срочной службы в Восточной Германии немцы и даже славянские поляки всех нас, советских солдат, воспринимали как русских, хотя среди нас были и якуты, украинцы, тувинцы, узбеки, белорусы, хакасы, армяне, грузины, чеченцы, мордва, киргизы и представители многих других народов. Западных европейцев можно было удивить только русскими неграми, которые в то время проходили срочную службу на Кубе или на Африканском континенте...

Изучая историю башкирских народов Урала, можно внести некоторую ясность в историю и других народов мира. Например, и сегодня среди зарубежных и наших ученых бытует ошибочное мнение, что в древности семитские пароды клинопись переняли у шумеров. Читаем научную книгу "Мифы и легенды Двуречья" Дмитрия Редера, выпушенную в издательстве "Наука" г. Москвы в 1965 г., на 11 стр.: "... Язык шумер стоит особняком. Попытки связать его с известными нам языковыми семействами не дали пока никаких прочных и бесспорных результатов".

Безусловным является лишь то, что он относится к числу агглютинативных, скорее всего, может сравниться по своей структуре с тюркскими языками. Древнейшие мифические и сказочные сюжеты дошли до нас именно от шумеров. Однако уж очень рано в центральных областях Двуречья появились семитские племена (вероятно, на рубеже IV и III тысячелетий до нашей эры). Они назывались по главному городу аккадцами, а позднее, когда центром страны стал Вавилон (XVIII век до н. э.) - вавилонянами. Северной ветвью этого народа были ассирияне. Семитские племена тесно соприкасались с шумерами и заимствовали у них клинопись, приспособив ее к своему языку. Литературная традиция шумеров также перешла к аккадцам-вавилонянам и ассирийцам и при этом подверглась сильной переработке, переплетаясь и смешиваясь с традицией семитских народов.

После выпуска этой книги прошло хотя более тридцати лет - это всеобщее ошибочное мнение ученых еще более укрепилось уже на мировом уровне.

На этих же принципах историки считают, что Библия была составлена из клинописи шумеров, по эпосу "Гильгамеш". Там действительно некоторые сюжеты совпадают с Библией, например, когда люди спасаются во время всеобщего потопа. Но ученые еще не знают, то, что клинописи шумеры научились в древности на Урале. Это научно подтвердится, когда археологи и другие ученые начнут комплексное изучение Урала. К этому нужно добавить также то, что, как считают башкирские историки-филологи, эпос "Урал батыр" созвучен с мифом шумеров "Гильгамеш". В "Гильгамеше" человечество переживает только один всеобщий потоп, а "Урал батыр" дважды, значит он намного старше эпоса "Гильгамеш" даже по литературной традиции.

О первом всеобщем потопе из эпоса "Урал батыр" написала научный сотрудник Академии наук СССР А. С. Мирбадалева во вступительной статье к книге "Башкирский народный эпос", изданной в Москве в 1977 году на стр. 12 по поводу самого древнейшего эпоса мира "Урал батыр" она пишет: «... во вступительной части произведения сохранились наиболее древние пласты эпоса. Здесь прослеживаются отголоски легенд о всемирном потопе, о возрождении жизни на земле после потопа, о первой паре людей, положившей начало человеческому роду. Это отец Янбирде и мать Янбике, давшие жизнь Урал-батыру и его брату Шульгену. Янбирде и Янбика пережили то время, когда "землю вода залила и суши не стало. Много тогда людей погибло...» .

... Урал стремится защитить землю от зла и страданий, брат же его, Шульган, становится врагом людей. Возможно, в таком изображении детей первопредков (один - носитель зла, другой - добра) нашел отражение дуализм мировоззрения древних башкир. Урал и Шульган олицетворяют два противоположных начала - добро и зло, которые ведут между собой непримиримую борьбу.

Как я и раньше писал, сегодня весь мир построен и двигается вперед на принципах добра и зла, а дуализм - это попытка примирения материализма и идеализма. Дуализм, гласит философский словарь, - это философское учение с равноправными началами между духовными и материальными субстанциями. Сегодня у человека эта субстанция нарушена и больше склоняется к материальной стороне, а духовность сильно отстает, что впоследствии приводит к межнациональным, гражданским войнам, где военные округа начинают друг друга забрасывать атомными бомбами, к хаосу и очередным катаклизмам, концу света, всеобщим потопам. В эпосе "Урал батыр" второй всеобщий потоп вызвал тоже сам человек.

Из другого мира Вселенной добрый Урал заполучил волшебную палку в виде посоха с жемчуговым набалдашником, чтобы он творил добрые дела на Земле во благо человечества. Но волшебным посохом обманным путем завладел родной брат Урала - злой Шульган и использовал посох против человечества вместе с дивами, вызвав очередной всеобщий потоп на Земле:

Шульган посох схватил,
В сторону отошел,
Посохом ударил (по земле)
Водой всех затопил
В ужас поверг.
... И вот однажды всю Землю
Залила голубая вода,
Небо красным полыхающим
Пламенем-огнем занялось.
В небе птицы не могли летать.
На Земле ни одна душа не устоялась,
Ужаснулись, с ума посходились.

После того, как Шульган затопил Земной шар, люди спаслись на лодках, и эта часть совпадает с эпосом "Гильгамеш" и с Библией. Гл. редактор республиканского журнала Башкортостана "Шонкар" историк-филолог Тансылу Карамышева, проведя научный анализ, доказала созвучие эпоса "Урал-батыр" не только с "Гильгамешем", но также и с эпосами китайского народа "Паньгу", греческого народа "Прометей", индийского "Ригведа", иранского "Авеста" и т. д. Это еще раз подтверждает родство всех народов в древности на Урале.

И сегодня многие башкирские народы знают, с какими народами они ближе состоят в родстве. Например, часть катайского народа башкир считают себя ближе всего к китайцам. Об этом так же отмечает Габдуллина в республиканской газете "Башкортостан" в научно-исторической статье "О башкирском народе Аи" от 27 ферваря 1997 года: "... предки башкир катайского народа в течении нескольких веков управляли Китаем. Кроме этого, в 1995 году в башкирском издательстве вышла историческая книга молодого русского историка-писателя Игоря Кучумова под названием "Башкирский император Китая". Родственные отношения с Китаем имеют не только катайцы, но и другие башкирские народы. Обратимся к книге "Башкирское народное творчество", изданной в Уфе Башкирским филиалом Академии наук СССР в 1980 году, к ст. 141. Составителями этой книги являются историки-писатели Ахмет Сулейманов, Лев Брага, Hyp Зарипов, Фануза Надршина, Салават Галин.

... Усерганский народ башкир, разделившись на две части, убежал. Одна часть в Китай, другая - на запад. На западе жили мадьяры (венгры). Усергане начинают жить с мадьярами...

На этой же странице другая история другого башкирского народа... В старину башкиры рода (народа) карый-кипчак вышли из Китая, потом жили на земле киргизов. С киргизской земли сели возле Ирандека (Иранская гора) и начали считаться коренными башкирами, то есть вотчинными. После этот народ осел возле города Уфы, но уже среди другого башкирского народа считался припущенником (пришляк) и вотчинное право потерял. А если они бы осели возле любого кипчакского народа башкир, свое вотчинное право имели бы еще до 1917 года большевиков.

На следующей странице этой книги предание еще другого башкирского народа о тех временах, когда люди жили в пещерах. Многие пещеры на Урале, также и Шульганташ (Капова) башкиры и сегодня держат в своей памяти, называя их "Каменный дом". Как рассказывают старожилы, в социалистический период башкир заставили бросить издревле идущую традицию празднично посещать со всеми жителями из окрестностей каменные дома, где в свое время их предки сохранили жизнь человечеству. С тех пор также живет у некоторых башкирских народов самый древний хлеб человека - талкан. Первый хлеб человека - талкан башкирами и сегодня готовится на некоторые праздники с использованием первых древних каменных ручных мельниц. Они также употребляются для помола каменных солей. Наш тамьянский народ башкир для изготовления ручных мельниц добывал специальный камень у реки Яман-йылга возле тамьянской деревни Колгана Бурзянского района. А по современной технологии в печках и хлебопекарнях невозможно испечь первый хлеб человека.

1 | 2 | 3 | 4

мифология, башкиры, туранцы, КУЛЬТУРА

Previous post Next post
Up