Минхылыу Усманова. ЭТНОНИМЫ ТАЗ, БОРЗЕН, ТЕЛЕУ

Aug 30, 2009 08:04



1 | 2 | 3 | 4

См. Усманова Минхылыу Губайтовна. Имя отчей земли. Уфа, Китап, 1994

ТAZLAR 'ТАЗЛАР'. По мнению башкирского ученого профессора Дж. Г. Киекбаева племя Tазларцев (по-башкирски таззар, тазлар) является одним из самых древних автохтонных башкирских племен па Южном Урале. И если отождествлять Tазларцев с Aргиппеями древнегреческого историка Геродота (V век до и. э.), - отмечает он, - то можно предположить, что они обитали на Южном Урале уже с V века до н. э. (1) «...историк Геродот, описавший быт кочевых племен на западном склоне Рифейских (т. е. Уральских) гор в V в. до н. э., между прочим указывает, что племена Будины и Aргиппеи пьют кобылье молоко, из него делают сыр, называемый иппак, и пьют также кислый сок плодов, который называют асхи. Будины Геродота, очевидно, то же самое будун «народ» орхонских надписей, - продолжает Дж. Г. Киекбаев слово иппак напоминает башкирское диалектное слово ипмэк и слово асыhы или асы hыуы, что, с нашей точки зрения, может быть истолковано как «кислая жидкость» (2). Геродот в своей «Истории», между прочим отмечает, что у подножия высоких гор обитают люди, о которых говорят, что они плешивые, а имя их «аргиппеи». Слово таз по-русски означает ‘плешивый’. И. И. Соколов считает аргиппеев-плешивых - аборигенами территории Башкирии, родственными башкирам, и локализует их у подножия Рипейских (Уральских) гор (3).

В исследованиях Н. Л. Аристова этноним Тазлар фиксируется одним из 12-ти байулинских. родов Малой Орды: Адай, Джаппас, Алача, Байбакты, Маскарь, Бершь, Тазлар, Иссентимер, Черкес, Тана, Кызыл-курт, Шихлар. Он также отмечает, что Тазлар или Таслар может происходить от народа Тасъ (Тасы) (4).

Родо-племепные образования Таз (Тас) имеются в составе североалтайских кумандинцев, казахов, кыргызов, узбеков, туркменов, ногайцев (5). По исследованиям Л. П. Потапова, в 60-х годах XVII в. сеок тас составлял ясачную «Тастарскую волость», причислявшуюся тогда к «горным порубежным волостям» Томского уезда, находившимся в северных отрогах Кузнецкого Алатау. В начале XVIII нека тастары упоминаются в «Сокровенном сказании» рядом с телесами. Возможная близость тастаров с телеутами также высказана им же (6) (см. этнонимы Теле//Телес).

Этноним Таз как название родо-племенного подразделения башкирского племени Юрматы на территории исторического Башкортостана фиксируется в дер. Айыусы, Азнай, как название родового подразделения племени Borjan 'Бурзян' в дер. Утэкэй (другое название Борзен), как название родового подразделения Бушман-Суун кыпчакского рода племени кыпчак в дер. Йомагужа, как название родового подразделения рода - Кара (Карый)-Кыпсак) племени Кыпсак в дер. 'Кыпсак-Аскар, как название родового подразделения племени Ай в дер. Султай, то же рода Каратаулы племени Ай в дер. Казырбаk, Иске Kаратаулы; то же рода Карт алтаузар в дер. Эбдрэшит (7).

_______________________________________

BORJAN 'БОРЗЕН'. По историческим и этнографическим данным среди башкирских племен одним из древних и многочисленных было племя Borjan 'Бурзян'. В литературе и в переводах с арабо-персидских текстов встречаются следующие формы написания данного этнонима: Бурзян, Бурджан, Бурджана, Борджан, Бурьян, аль-Буржан.

В трудах восточных средневековых авторов, а также башкирских и татарских дореволюционных ученых содержится немало сведений об этом племени. В частности, по исследованиям В. Г. Крюкова, и сочинениях арабских географов и историков IX-X вв. (ал-Хваризми, ал-Фаргани, Ибн-Русте, Ибн ал-Факих, ал-Йа'куби, ал-Масуди и др.) в перечислении народов, населивших Европу, встречается этноним Бурджан.

У ал-Хваризми названием Бурджан обозначается страна, которая соответствует Сарматии у Птолемея (8). Исходя из этого можно утверждать, что территория Бурьян связана с Восточной Европой. М. Уметбаев приводит легенду об Акташе - царе башкир, согласно которой бурзяне существовали как самостоятельная этническая группа еще во времена Александра Македонского (IV в. до н. э. - М. У.). Об этом он пишет так: «Искандер шел от Хатая (Китая) к уйгурам, которые были сородичами башкир. От них (от уйгур) он направился в Туркестан, оттуда - в Хаверстан, оттуда - к Алан Бурджанам» (9).

Ибн Кутайба причисляет бурджан к числу потомков Иафета - родоначальника северных народов (10). Историк Хишам Ибн ал-Калби (VIII - начало IX в.) перечисляет следующие пароды «из числа сыновей Яфета»: Юнан (Ант - прим. Урал. Б.), Саклаб, Абдар (т. е. болгары), Бурджан, Бурджас (Осетины- прим. Урал Б.) и Фарс» ().

В сочинениях Ахбар аз-Заман замечено, что бурджане совершали набеги па славян, хазар, тюрков, но главный объект их нападений - земля ар-Рум (Византия). Автор данного сообщения о бурджанах указывает размеры их страны: 20 дней пути к глубину и 30 дней пути в ширину. Это описание по исследованиям В. Г. Крюкова соответствует Дунайской Болгари (11). По Ибн Хордадбеху, страна бурджанов расположена на север от Македонии, провинции ар-Рум (Византии), а в другом месте он же пишет, что бурджане, также, как славяне и авары, находятся па севере от ал-Андалуса (12).

В некоторых источниках термин бурджан применяется для обозначения народа, обитающего в Западной Европе. Так, Харун ибн Иахйа (начало X в.) в своей записке, приведенной у Ибн Русте, говорит об ал-Ифрапджа (страна франков), граничащей с ал-Бурджан до Бартанийи (Британии).

В начале XIII в. Якут на основе данных, почерпнутых из какого-то более раннего, не дошедшего до пас источника, писал, что среди стран Хазарии находилась «область Бурджан». В данном случае по предположению Т. Левицкого речь может идти о Великой (Кубанской) Болгарии ().

М. Мекки приводит из записей аль Омари выдержку о «Борджанах»: «...жители ее (этой страны) - множество борджан, живущих па севере. Об их жизни не имеется сведений из-за отдаленности их страны» (13).

По мнению В. Г. Крюкова, название Бурджан в сочинениях арабских авторов IX-X вв. должно быть признано прежде всего обозначением праболгарского племенного объединения раннего времени не позднее середины IX века. Впоследствии термин Булгар (Бургар) как обозначение дунайских болгар вытеснил этноним Бурджан (14). С данным выводом перекликаются мнения М. И. Артамонова, А. Б. Булатова.

Как известно, египетский султан Бейбарс (бывший мамлюк-раб) происходил из рода «Бордж углы», что легко ассоциируется с «Борджаном». М. И. Артамонов, говоря о народе «баслы», который в армянских источниках неоднократно фигурирует вместе с хазарами, отождествляет их с «барсилами» и полагает, что они (барсилы) совпадают с подразделениями болгар (15). А по мнению А. Б. Булатова, «барсилы» или «барсула» - это те же «Борджане» (Бордж углы) (16).

У ал-Масуди в Китаб ат-танбих встречаем сообщение, что ал-Булгар - «один из видов ассакалиба (славян)» - вместе с русами, армянами и печенегами используются Византией для борьбы против ее врагов, в том числе Бурджан. По всей вероятности, сообщает В. Г. Крюков, здесь термином Бурджан ал-Масуди обозначает венгров середины X в., с которыми в это время воевали византийцы (17).

Немало интересного можно почерпнуть и из высказываний Х.Г. Габяши. В частности, он говорит о разделении племени угро-булгаро-башкирдо-мишаро-мажар на две группы: южную и восточную. Одна группа угыр-баш или угыр-башкорт расселилась по южным отрогам Уральских гор и по р. Яик. А другая большая группа башкир под названием Буржан передвинулась дальше на юг и дошла до Хорезма. Оставшаяся часть бурзянцев живет па своих старых местах, в современной Оренбургской губернии (18).

Особое внимание заслуживают высказывания Л. П. Толстова и Дж. Г. Киекбаева. Как пишет Л. П. Толстов, в начале I тысячелетия Хорезмийское государство, утратив свои позиции па юге, развивает активную деятельность на северо-западе, в частности, подчинил себе прежде независимые племена, распространяя свое влияние вплоть до Приуралья и обложил данью все это население, откуда от племен Ян (ян) в Кангюй поступала пушнина (19).

Все это дало возможность Дж. Г. Киекбаеву связывать племена Ян с племенами Бурзян (Буръян, Борзен) и Тамьян (20).

По сообщениям древних арабских авторов Бурзянское племя башкир еще в V в. обитало в районе современного Мангышлака (21). На существование города Бурджан в низовьях Волги указывает Якут аль Хамави (XIII в.) (22).

Таким образом, по историческим и этнографическим данным восточных средневековых авторов можно проследить местопребывание бурзян.

Вопросы этнической истории и расселения башкирских племен и родов подробно рассмотрены профессором Р. Г. Кузеевым. В частности, он отмечает, что бурджанские группы, смешавшиеся с огузамн и кыпчаками, в эпоху позднего средневековья приняли участие в формировании тюркских народов Причерноморья и Крыма. Им же определены места их обитания. По его мнению, расселение бурзян в XVII-XIX вв. отличается от сложившихся в историко-этнографической литературе представлений.

Каждое башкирское племя имело свои, принадлежащие только им различительные условные знаки: у Бурзян - дерево (агас) Имэн 'Дуб', птица (кош) - Козгон ‘Ворон’ (по другим источникам - Боркот 'Орёл'), клич (оран) - Актуган, знак (тамга) - Ягалбай 'Дербник'.

_________________________________

TELE//TELES ‘ТЕЛЕ//ТЕЛЕС’. По данным ряда исследователей, племя Теле легло в основу существующих ныне тюркских народностей (23). Как сообщают китайские письменные источники, уже в первой половине I тысячелетия нашей эры под названием Теле была известна целая группа племен кочевников-скотоводов, обитавших преимущественно в восточной части Центральной Азии. Различные племена под названием теле жили между Аральским и Каспийским морями (24). В частности в одной из генеалогических историй предков Суй ведется речь о племенах Средней Азии и в ней говорится о проживании в Западном Туркестане до Хазарского моря тюркского племени Ба-шу-ки-ли, которое является одним из ответвлений тюркского племени Теле. Там же говорится, что Теле является прямым потомком Ниуйнг-ну (т. е. гунны - М. У.). Племя Ба-шу-ки-ли, по мнению китайского ученого Чанг, означает ‘Башkорт’ (25). Ахмет-заки Валиди Туган древнетюркский этноним Теле фиксирует как Тие-ле и отмечает, что по-турецки племя Тие-ле звучит как Телес или Телес (26).

Как пишет Н. А. Аристов, древние племена теле и турк-тукю после падения владычества их в Монголии разбились на мелкие части, вошедшие преимущественно в состав союзов или племен кирейского, найманского и аргынского (от этнонима аргын: имя Аргынбай, фамилия Аргынбаев в Баймакском районе РБ - М. У.), а также лесных народов и племен между Байкалом и Иртышом. Остатками турков-тукю являются телесы в Алтае, а остатками теле - телеуты (27). В своих исследованиях Р. Г. Кузеев отмечает, что башкирские и казахские этнонимы Телеу восходят к телеутам и доказывает тождественность этнонимов Телеут и Телеу (28).

Из тождественности данных этнонимов Телеу и Телеут можно констатировать, что этноним Телеу, зафиксированный в составе топонимов Сакмарского бассейна, восходит к этнониму теле. Л. П. Потапов также считает, что основные тюркоязычные родо-племенные группы телеуты, теленгиты и телесы сохранили в своем названии древний этноним Теле (29). Древний тюркоязычный этноним Теле в форме Телеу зафиксирован у башкир, Тели - у каракалпаков, Телеу у казахов, узбеков, Телев - у киргизов, Теле - среди ногайцев (30).

Н. А. Аристов, В. В. Востров и М. С. Муканов считают предками казахов-теляу тюрков племени Теле (31). С башкирским этнонимом Телеу, восходящим к Теле, в Сакмарском бассейне фиксируется топоним Тилэулэр •кыуышы букв, 'местность, где кочевал род тиляу', другое название - Тилэулэр хады 'болото тиляуцев'.(32)

Таким образом, на территории исторического Башкортостана, в том числе и в Сакмарском бассейне, проживали раннесредневековые тюркские племена Теле. Об их пребывании на данном регионе свидетельствуют названия гидрообъектов hакмар-Теле, Барака-Теле, Телегэзэ, Тилэк и др. в которых запечатлен древний этноним Теле. (33)

Древний этноним Теле зафиксирован и в топонимии других территорий: гидроним Тели в Монголии, система гор Деле и Теле-Коль в Казахстане (34), в форме Дели отмечается в четырех ойконимах Деллер и орониме Дели-лер в Азербайджане. В XIX в. в Азербайджане было девять топонимов Делиляр (35).
_____________________________________________

Библиография

1. Киекбаев Дж. Г. Вопросы башкирской топонимики, С. 233; Соколов И.И. Территория Башкирии и её население в свете историков древности. С. 42-44, 98.

2. Аристов Н.А. Заметки об этническом составе тюркских племён и народностей и сведения об их численности, С. 379, 384.

3. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М. Наука, 1974, С. 355.

4. Потапов Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев, С. 186.

5. Кузеев Р.Г. Этнический состав башкир в XVII-XIX вв., С. 6, 10, 32, 67, 74, 84, 87, 89.

6. Крюков В.Г. Этноним "бурджан" у арабских авторов 9-10 вв.//Тезисы конференции аспирантов и молодых научных сотрудников. Т.1, М., 1981, С. 5.

7. Умитбаев М. Ядкар. Казань, 1897, С.40.

8. Гаркави А.Я. Сказания восточных писателей о русах (прим.:викингах) и славянах (с пол 8в. до 10 в.) - Л., 1870, С. 15.

9. Крюков В.Г. Этноним "бурджан" у арабских авторов 9-10 вв.//Тезисы конференции аспирантов и молодых научных сотрудников. Т.1, М., 1981, С. 7.

10. Крюков В.Г. Этноним "бурджан" у арабских авторов 9-10 вв.//Тезисы конференции аспирантов и молодых научных сотрудников. Т.1, М., 1981, С. 6.

11. Крюков В.Г. Этноним "бурджан" у арабских авторов 9-10 вв.//Тезисы конференции аспирантов и молодых научных сотрудников. Т.1, М., 1981, С. 5.

12. Мекки М. (ар-Рамзи) Тальфик аль ахбар. Оренбург, 1908, С. 231.

13. Крюков В.Г. Этноним "бурджан" у арабских авторов 9-10 вв.//Тезисы конференции аспирантов и молодых научных сотрудников. Т.1, М., 1981, С. 8.

14. Артамонов М.И. История хазар. М., 1962, С. 234-235.

15. Булатов А.Б. Восточные средневековые авторы о башкирах//Археология и этнография Башкирии. Т. IV, Уфа, 1971, С. 323.

16. Крюков В.Г. Этноним "бурджан" у арабских авторов 9-10 вв.//Тезисы конференции аспирантов и молодых научных сотрудников. Т.1, М., 1981, С. 8.

17. Габяши Х.Г. Мофассал тарих кауме торки (История тюркских племён). Уфа, 1909, С. 109-110.

18. Толстов Л.П. Древний Хорезм. М., 1948. С. 25-26.

19. Киекбаев Дж. Г. Вопросы башкирской топонимики, С. 232-233.

20. Кудашев А.Г. Башкирские и татарские дореволюционные деятели культуры о древних башкирах//Археология и этнография Башкирии. Т. IV, Уфа, 1971, С. 321.

21. Булатов А.Б. Восточные средневековые авторы о башкирах//Археология и этнография Башкирии. Т. IV, Уфа, 1971, С. 324.

22. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М. Наука, 1974, С. 512, 514.

23. Аристов Н.А. Заметки об этническом составе тюркских племён и народностей и сведения об их численности, С. 445; Потапов Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев, С. 147.

24. Потапов Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев, С. 147, 149, 150-151; Заки Валиди Тоган. Башкорттарзэн тарихи, С. 6.

25. Заки Валиди Тоган. Башкорттарзэн тарихи, С. 5-6.

26. Заки Валиди Тоган. Башкорттарзэн тарихи, С. 6.

27. Аристов Н.А. Заметки об этническом составе тюркских племён и народностей и сведения об их численности, С. 446.

28. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М. Наука, 1974, С. 226.

29. Потапов Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев, С. 45.

30. Баскаков Н.А. Введение в изучение тюркских языков, С. 228; Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М. Наука, 1974, С. 266; Султанов Т.И. Кочевые племена Приаралья в XV-XVII вв.

31. Востров В.В., Муканов М.С. родоплеменной состав и расселение казахов. Алма-Ата, 1968, С. 106; Аристов Н.А. Заметки об этническом составе тюркских племён и народностей и сведения об их численности, С. 294, 297, 298.

32. ЦГАДА, Ф. 1356, оп. 1, д. 3549.

33. Словарь топонимов Башкирской АССР, С. 142.

34. Потапов Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев, С. 157

35. Гейбуллаев Г.А. Топонимия Азербайджана, С. 37

1 | 2 | 3 | 4

ИСТОРИЯ, тюрки, этнология, башкиры, туранцы

Previous post Next post
Up