Григорьев С.А. СИНТАШТИНСКАЯ КУЛЬТУРА И ПРОБЛЕМЫ ЛОКАЛИЗАЦИИ АРИЙСКОЙ ПРАРОДИНЫ

Sep 06, 2009 10:55


 Открытие памятников синташтинской культуры и связь этих памятников с абашевскими позволили с новых позиций проблематизировать процесс формирования абашевской культурно-исторической общности (КИО). Последующее формирование на этой основе культур ПБВ позволяет увязывать решение этого вопроса с решением проблемы истоков и механизмом в индоиранизации степной и лесостепной зон Северной Евразии.

Анализ отдельных фракций Синташты не позволяет выводить её из предшествующих культур Волго-Уральского региона. Металлургическое производство здесь основано на бронзах, легированных мышьяком на стадии плавки руды, что является традицией Циркумпонтийской металлургической провинции (ЦМП). При этом, отсутствие выплавки руды в северном блоке этой провинции заставляет искать истоки этой технологии на юге. Металлургические изделия абашевского времени восходят к прототипам ЦМП, однако, оружие - прежде всего к стереотипам южной зоны. Все черты погребального обряда обнаруживают параллели с кавказскими и переднеазиатскими культурами раннебронзового (РБВ) и среднебронзового (СБВ) веков, но впоследствии фиксируется наложение прежних ямно-полтавкинских погребальных традиций и переоформление погребальной обрядности. Архитектура городищ находит широкие параллели в циркумпонтийской зоне. Однако, если для Балкано-Карпатья эти параллели чисто внешние (встречающаяся круглоплановость планировок), то для Анатолии и Сирии мы можем говорить о полном тождестве, проявляемом не только на уровне планировочных решений, но и в деталях строительной техники (Демирчиуйюк, Роджем Хири). Керамические комплексы Синташты и Абашеева, в целом, по форме идентичны керамике, распространяющейся в Сиро-Палестине в СБВ (Телль-Мардих). Наряду с этим, присутствуют включения керамики восточноевропейских культур.

Всё это позволяет сделать вывод о непосредственной стремительной миграции населения с Ближнего Востока в Волго-Уралье. Наиболее чистыми комплексами, отражающими этот процесс, являются синташтинские памятники. Доно-Волжское и Волго-Уральское Абашево тоже включают в себя пришлые компоненты, но в них находят проявление и иные восточноевропейские культуры.

Особняком стоит средневолжское Абашево, формирующееся под воздействием этого импульса, на сместившейся к северу ямно-полтавкинской основе при незначительном влиянии фатьяновских племён.

Описанная миграция приводит к возникновению новой системы связей и взаимоотношений в степи-лесостепи Евразии, в которую оказываются включёнными полтавкинские племена. В результате данной трансформации формируются петровская и раннесрубная культуры и далее вся свита культур Северной Евразии.

Настоящий процесс может быть осмыслен в качестве индоиранизации этой зоны, хотя определённое присутствие арийского компонента здесь мы можем допускать, начиная с СБВ.

Помимо типологических доказательств локализации первичного арийского материала в Передней Азии, существуют и иные. Связи индоиранских языков с переднеазиатскими и локализация на этом основании Ариев на Ближнем Востоке были доказаны Гамкрелидзе Т.В. и Ивановым В.В. Поэтому происходившие, начиная с конца энеолита - начала РБВ, культурные трансформации в степной зоне Восточной Европы могут интерпретироваться как миграции переднеазиатских индоевропейцев, чему не противоречат и типологические параллели.

Размещение арийской прародины на севере невозможно и по другим причинам. Присутствие ариев в конце СБВ в Передней Азии несомненно. Однако мы не фиксируем каких-либо проникновений северного степного населения в этот регион. Напротив, имеет место обратный процесс. Арийские, армянские, семитские и греческие сюжеты обнаруживают удивительное сходство, причём по основным мотивам. Особенно поразительно сходство зороастрийских и библейских представлений. Проникновение же ариев в позднебронзовый век (ПБВ) на Ближний Восток невозможно. На Кавказе в это время формируется мощный блок культур, резко контрастный степным. Невозможно объяснить с позиций северной арийской прародины и проникновение Ариев в Индию к моменту кризиса хараппской цивилизации. Степная инвазия достигает юга Средней Азии лишь в конце ПБВ. Зато в СБВ мы обнаруживаем на границах этой цивилизации комплексы, сопоставимые с переднеазиатскими (ранний Тулхарский могильник, Заман-баба).

Таким образом, наиболее вероятным районом локализации арийской прародины являются Сирия и Юго-Восточная Анатолия, откуда происходят миграции, изменившие весь культурный облик Евразийского континента. В СБВ I эти миграции направлены на восток, а в СБВ II - на восток и на северо-восток. Последние отражаются в появлении в Зауралье синташтинской культуры.

См. XIII Уральское археологическое совещание, тезисы докладов, Часть 1. Башkортостан, Уфа, 1996, с. 56-58

археология, ИСТОРИЯ, индоиранцы

Previous post Next post
Up