http://lenhenstihi.narod.ru/ (C)
Несколько слов по поводу…
Я прожила среди вас 11 лет, испытала на себе часть ваших экспериментов, и у меня давно родились вопросы, которые, как мне кажется, вы должны задать, прежде всего, себе, и, прежде всего себе на них ответить.
Тот энтузиазм и та эйфория, с которыми вы появились в местах Каратузского и Курагинского районов, предполагали огромный масштаб деятельности и основывались колоссальных амбициях приехавших. Через 11 лет эйфории и энтузиазма поубавилось (видимо, по мере убывания денежных средств), но амбиции остались. Вопрос, который возникает в первую очередь, естественен для нормальных людей: ГДЕ ПЛОДЫ?
Какими эти плоды представлялись в начале этого процесса? Что такое это самое “духовное совершенствование”? В каких единицах измеряется степень этого совершенства? Откуда вы вышли и куда пришли? А еще интереснее - куда, собственно, идете?
Со времени возникновения вашей общины прошло 14 лет. Главная идея того времени - идея близкого конца света. Именно она привела вас сюда в надежде спасения. Вам была обещана вечная жизнь в данном облике, были обещаны события, которые изменят лик планеты, было обещано возникновение сообщества людей (единая семья), отношения в котором преобразят человечество и покажут путь выхода из царства Силы (окружающего мира).
Времени прошло достаточно много, чтобы подвести некоторые итоги. Стоит сказать, что я не буду брать во внимание так называемый форпост последователей, то есть поселение на горе и три деревни - Гуляевка, Петропавловка и Черемшанка. В этих деревнях собран самый денежный и творческий народ, то, чем они занимаются, гораздо интереснее жизни последователей по селам, их жизнь кардинально отлична от жизни среднего большинства. Именно жизнь этих людей меня интересует, именно она является характеристикой явления в целом; характеристикой, не продекларированной в газетах, проповедях, встречах, а реально отражающей положение дел среди последователей.
Что видит человек, наблюдающий ваше “развитие” в течение 11 лет?
Деньги, или откуда что берется…
Первое несоответствие здравому смыслу и отсюда - первый вопрос: ваше отношение к деньгам.
За чей счет вы живете? Кто оплачивает вашу духовность и ваш идеализм?
Еще 11 лет назад, когда наша семья сюда приехала, я часто спрашивала супруга: что будет, когда деньги от продажи квартиры закончатся? Он старательно уходил от ответа, а потом, когда они действительно закончились, создал мастерскую.
Имея четверых детей, мы прошли все уровни “отхода от денег”: от банальной растраты квартирных денег, через безденежье и нищету, через натуральный обмен к обычному труду за заработную плату. Для нас последний способ существования оказался наиболее приемлемым.
Приемлемым, прежде всего потому, что все остальные способы жизни в условиях деревни оказались во - первых несостоятельными, а во-вторых - бессовестными. Поскольку деньгами мы все равно пользовались, но источником получения этих денег стали пенсии наших престарелых родителей. И в связи с этим возникает второй вопрос, касающийся отношения к деньгам: не кажется ли вам, что получать деньги от стареньких пап и мам, заработанных в этом чудовищно неправедном мире, нечистоплотным по отношению к вашей идеологии? И не кажется ли вам, что люди, при руках, при голове, просто обязаны обеспечивать себя сами, не ждать подачек со стороны? Да и как-то некрасиво выглядит использование благ цивилизации, которая вас не устраивает, которая вами приговорена к неизбежной гибели. (сейчас - конечно ситуация меняется на диаметрально противоположную, но нищета по селам остается)
Здоровье физическое и не только...
Давным-давно (эту историю можно рассказывать как сказку) Сережа Тороп сказал, что болеете вы от несовершенства и дети ваши болеют от того же. А еще он сказал, что зубы болят от злословия. А потом они заболели у него самого и зубы стали “особым таинством”. Но лечиться он все-таки не советовал. Да и как советовать, когда сам в своих заповедях сказал: “ Отныне ваша плоть должна излечивать самое себя и нет смысла обращаться за посторонней помощью”. (За точность цитаты не ручаюсь, но отсылаю интересующихся к книжке “Последний завет”, заповедь № 37).
Но люди болеют, к сожалению, гораздо чаще, чем хотелось бы. И не помогают им сказки про правильное питание, веганство, обновление плоти, жизнь вечную. Я не буду вдаваться в подробности идеологии веганского питания. Скажу лишь одно: отталкиваясь от идеи выживания плоти в условиях повышенной радиации, последователи пришли к морально- этическим идеям вегетарианства.
Стала притчей во языцех тема нелеченых детей, доведенных до реанимации или, что еще страшнее - до гибели. Сами взрослые могут распоряжаться своим здоровьем как хотят, но в отношении детей идет прямое нарушение права на медицинскую помощь. У нас в селе вами была доведена до реанимации трехлетняя девочка. У троих ребят подросткового возраста начались проблемы с давлением, оно падало до невероятных цифр 70/40. Врачи мучались над диагнозом и, в конце концов, пришли к заключению: ослабленный иммунитет. Этот диагноз поставлен моему сыну. Откуда? Выскажу свое предположение: мой сын приехал сюда с нами в двухлетнем возрасте, именно на этот возраст (2 -3 года) пришелся пик запретов в питании. Мой муж не разрешал нам есть не только животную пищу, но и сахар, хлеб, постное масло, манку, молочное и многое другое. Именно в момент становления организма сын не получал жизненно важных аминокислот, фосфора, кальция, витаминов, белка. Подобные проблемы есть еще у двоих мальчиков в нашем селе. Все они - дети последователей. Статистикой по другим селам я не располагаю.
Это - о детях. О взрослых можно сказать, что болеют они не реже среднестатистического сельского жителя. О соматических заболеваниях я говорить не буду. Меня волнует другое. Речь пойдет о душевном здоровье людей. Оно вызывает очень серьезные опасения.
За 11 лет нашего пребывания в Качульке среди последователей побывало здесь не менее 15 человек с официальной инвалидностью по психиатрии. ( Трех женщин уже нет в живых - двое покончили с собой, одна из них повесилась в общежитии, под портретом Виссариона. Другая уехала в Ригу и покончила с собой там. Третья погибла из-за собственной самонадеянности, она решила, что ранняя весна не мешает ей раздеться и жить в лесу, ее нашли окоченевшей через три дня). На данный момент среди последователей можно говорить о психических заболеваниях у четверых (при этом их заболевания обнаружились здесь и прогрессируют, но к докторам они, естественно, не обращаются). Людей, находящихся в пограничном состоянии, гораздо больше. Совершенно уверенно можно говорить о невротизации последователей как явлении массового порядка.
Даже на проповедях и встречах все чаще звучат вопросы по поводу нервных срывов у последователей. От чего это происходит? От утраты естественности реакций и внутреннем запрете на желания. От непрерывного самокопания, от усталости, вызванной постоянными попытками уложить в голове советы вашего лидера и хоть как-то соотнести их со здравым смыслом. От необходимости сидеть на собрании и выслушивать “подсказки” братьев и сестер, более похожие на вердикт прокурора, нежели на заботу любящих людей. От жуткого разрыва между идеалом, к которому вы стремитесь и реальной жизнью, которая ставит совершенно конкретные задачи. И еще от страха - страха умереть, страха нарушить, страха не успеть спастись. Именно страхом были вызваны продажа квартир, отъезд сюда, питание. А после всех этих шагов страшно посмотреть на то, что получилось. И еще страшнее додумать все до логического конца. Страшно сознаться себе, что уже сделано, и что будет дальше. Страшно отвечать за сделанное перед близкими, которых предал, перед детьми, у которых украли будущее. Находиться в таком состоянии годами опасно. Это расшатывает нервы.
Проводятся собрания, на которых обсуждается тема недопустимых эмоций. При этом, проводят эти собрания люди флегматического склада, а “пропесочиваются” люди с ярким эмоциональным восприятием. Я тоже не раз слышала: “ Ты слишком эмоциональна!” и меня возмущала попытка переделать мой темперамент.
Я прекрасно понимаю, что происходит с человеком, которому предлагают стать чем-то иным, обрести свойства не присущие ему изначально. В страхе потерять связь с единоверцами, человек начинает ломать свою природу и получает полный комплект невротических реакций. Что из этого выходит? - Сообщество людей зажатых, испуганных, эмоционально задавленных, либо эмоционально холодных. Это ярко видно в экстремальной ситуации. Одна мамочка хоронила своего сына с улыбкой. Она заявила, что это были радостные и светлые похороны. ( ребенку было 1 год и 3 месяца).
Другой представитель вашей братии не понимал, почему так расстроена его родная сестра, когда у них умерла мама. “Ей же (маме) сейчас хорошо”, - искренне недоумевал он. А мама в течение 10 лет помогала его многодетной семье.… И умерла она от инфаркта.
Ваша вера съедает все ваше время. Задавая вопрос “чем вы заняты? Что вы делаете вообще?”, понимаешь, что ответа можно не дождаться. Главное ваше дело - вера. Она требует всех ваших сил, не оставляя ничего для личной жизни. Если даже нет проблем с физическим здоровьем, то душевное здоровье последователей можно охарактеризовать словами Андрея Кураева - состояние нравственного идиотизма, то есть состояние атрофированной совести, отсутствия границ между добром и злом, вызывающее полное равнодушие к проблемам людей, к проблемам даже собственных детей и родителей.
Можно ли считать здоровыми людей, которых не трогает смерть близких? Что можно считать здоровьем? - физическую крепость организма?
И при этом обильным потоком обливается грязью нравственность существующего социума, от которого вы отказались. Вот теперь самое время поговорить о вашей нравственности и способностью к взаимодействию с окружающим миром.
Нравственность в миру, или новый спасительный порядок?
Долгое время эволюции человечества нравственность предупреждала мир людей от дикости и самоистребления. Поскольку ни один вид животных не истребляет себе подобных в таких изощренных формах и огромных количествах.
Ваш же лидер утверждает, что все нравственные и этические нормы, созданные человечеством, и юридические законы, являющиеся формально закрепленным видом нравственности, созданы лишь в угоду эгоизму людей. Вы можете возразить мне, что сейчас вам можно обращаться за помощью к юристам, представителям закона и т.п., но тогда почему это запрещалось вначале?
Что, когда господин Тороп говорил: “ если вор берет вашу вещь, значит она ему нужнее” (лето 1994 года), - он ошибался? Тогда что же это за Истина, которая допускает ошибки?
Существует ли четкая граница между добром и злом, плохим и хорошим? Так ли “относительна” разница между полярными понятиями? Каковы ваши отношения с российской законностью, признаете ли вы законы государства, в котором вы живете? Каковы эти отношения на деле, а не в декларациях?
И среди вашего брата встречаются люди нечестные, имеющие дурные привычки еще с “мирских времен”, бросившие своих жен, оставившие старых родителей без попечения, бросившие детей без алиментов. Многие из вас оставили детей без жилья. Даже убийства в вашей среде случались (правда, сразу после подобных ЧП эти виновные объявлялись неверующим
Вероятно, вам покажется страшным мое сравнение, но именно фашистские идеи наиболее созвучны вашим: мир настолько плох, что для его дальнейшего существования должна остаться кучка людей, “новая раса”, (то есть вы), а остальные непременно должны погибнуть, и тогда должны возникнуть новые отношения, неизвестные ни на Земле, ни в космосе и его окрестностях - “новый порядок”.
Очень часто, характеризуя внешний мир, последователи употребляют слово “абсурдный”. Насколько внешний мир абсурднее того, что создан вами? И где разница между эгоистическими реакциями “неверующих” и “верующих”? А когда вы идете по нашим слезам, душам, отрицая всю ценность нашей жизни, то именно это духовно, во славу Бога.
Богу угодны слезы брошенных вами, нищета и зачастую голодное существование? Богу угодна кучка гордых, высокомерных людей, гнушающихся миром, населенным людьми? Ведь, в разговоре с вами постоянно чувствуешь, что вы меня (и других людей тоже) подсознательно давно похоронили. Что для вас разговор с “мирскими” мучителен, ибо приходится вспоминать слова нормального русского языка и приходится вуалировать свои цели и идеи, с которыми вы живете.
Так кто же верующий?
Очень часто, общаясь с вами (а общение с вами всегда- дискуссия), слышишь: “Ну, что вы о нем говорите, он ведь неверующий!”. Это говорится так легко, походя, запросто. В категорию неверующих может попасть каждый. И невольно задаешься вопросом: кто же верующий? Я попробую помочь вам в определении. Каждый из вас считает себя им с оговоркой на собственные несовершенства. Каждый из вас будет оспаривать мнение, называющих вас неверующими - за неисполнение каких-то норм вашего жития. Никто из вас не в состоянии исполнить всего, что предписано идеологией.
Сложнее всего считаться верующими женатым мужчинам с большими семьями, которые как-то надо содержать. Нужды, которые возникают в таких семьях, со всей своей неотвратимостью выталкивают родителей из благостной атмосферы говорильни и хождения по собраниям. Как правило, этим семьям приходится очень туго и в них работают даже дети.И как-то лукаво выглядят предложения об объединении средств в “Единую Семью”. Слишком много желающих сесть на шею, слишком много смотрят в общий котел с надеждой больше взять, нежели вложить. Я знаю это не понаслышке, много раз мне приходилось встречаться с иждивенческим отношением, возведенным в принцип.
Вера без дел мертва. Господа Виссарионвцы, так что же вы сделали? Откуда высокомерие и амбиции? Чем так гордитесь? Вы и прокормить-то себя с трудом можете, не то чтобы соорудить что-нибудь эдакое, глобальненькое.
Особый разговор идет об одиноких женщинах, которых немало здесь находится. Большинство из них - эдакие тургеневские девушки, бальзаковского возраста. Их сразу видно: соломенная шляпка, ситцевая юбка с гипюровыми кружевами, и взгляд - очень рассеянный, томный, блуждающий. Живут они (за редким исключением) фактически за счет помощи от родных, требуют внимания к, заботы , не работают, не в состоянии обеспечить себя ни дровами, ни продуктами, ни одеждой. Именно эти женщины находят уйму времени для заседаний на собраниях. Именно они выставляют претензии к мужчинам, обвиняя их в духовной недоразвитости. При этом, не имея полноценной семьи, навыка терпеть, договариваться, в чем-то уступать, у этих женщин возникает иллюзия духовного совершенства, поскольку дома просто не с кем обнаружить собственные изъяны. Состояние очень опасное для этих женщин, как в духовном плане, так и в плане душевного здоровья.
Вы можете возразить, что таково состояние дел только в нашей деревне. Отнюдь. Сюда приезжают из других деревень - симптомы те же. Особой гордостью для вас является поселение на горе, но это образцово-показательное поселение - лишь малая часть, сама находящаяся на полном иждивении спонсоров, родственников и всей общины. Витринно - рекламное лицо вашей церкви, дорогостоящий пиар.
Отношения мужчин и женщин.
Разговор труден. Все прелести виссарионовского семейного уклада я испытала на себе. В нескольких словах этот уклад можно охарактеризовать как абсолютный диктат мужчин с неограниченной властью и полной безответственностью. В проповедях постоянно проводится линия разделения мужчин и женщин. Четко и постоянно оговариваются обязанности женщин по отношению к мужчинам. Отношения в такой семье похожи больше на рабство, нежели на добровольный союз партнеров. Сказать, что это нравится женщинам нельзя. Но их вынуждают терпеть, эксплуатируя любовь, шантажируя привязанностью к детям, супругу, материальной зависимостью. Так же причиной терпения женщин становится страх перед общественным мнением, то есть страх показаться “неверующей”.
Особая речь о мужчинах. Слово “подкаблучник” для мужчин страшнее обвинения в неверии. Как только мужчине померещится, что его загоняют под каблук, он имеет право хлопнуть дверью. После разговоров о возможности иметь двух жен, началось столпотворение с треугольниками. Как по приказу, все дружно стали искать для себя испытания. Считалось, что семья без треугольника не искореняет до конца эгоизм женщин. (Об эгоизме мужчин скромно умалчивается). Эти игры дорого обошлись женщинам, поскольку, при всей лояльности к идеологии, воспитание и привычки берут свое, и женщина все равно ревнует, мучается и подавляет в себе это чувство. В этих треугольниках, между прочим, растут дети. Они все видят, все чувствуют и страдают. Но женщина в вашей идеологии вообще существо более низкое, эта идея внушается долго и упорно. Идеалом женщины является молчаливая, смиренная, обожающая мужчину, рабыня. Она должна “благосклонно принимать любое решение мужа”. При этом мужчины заняты чем угодно, только не жизнью с семьей и в семье. Вообще, семьи последователей сильно разобщены: дети ждут будущего, женщины ждут мужей, мужья ждут глобальных перемен.
Жалко ли женщин? - Лишь отчасти. Больше жалко детей. Мужчинам и так хорошо, они почти всем довольны, пока не задумываются. Главной причиной недовольства мужчин является несоответствие женщин вышеуказанным качествам.
Что будет дальше, если ничего в отношениях не изменится? - неизбежные проблемы с нервами у женщин: неизбывное чувство одиночества, брошенности, беспомощности, несвободы. Это будут череда разводов, ссор, новых попыток решить свои проблемы с новыми женами, короче - во всей этой свистопляске очень жалко ваших детей, поскольку именно они в первую очередь страдают от игр взрослых.
Господа сектанты, подумайте о своих детях! Какие семьи они создадут, глядя на вас? Что они вынесут в свою взрослую жизнь? Гонор родителей, искаженные представления о мире, неумение строить отношения равных, недоверие к папам и мамам (и это я говорю, имея опыт общения с вашими детьми), страх и неуверенность в будущем. Жить так, как живете вы, они не хотят. Поэтому достаточно часто мы наблюдаем среди них протестные реакции, непослушание, правонарушения и асоциальное поведение.
Мне очень хочется спросить вас, дорогие последователи, вы счастливы в своих семьях? Вам правда хочется такой жизни? Неужели некоторая доля спокойствия сильно мешает вашему духовному развитию и, хотя бы дома, вы не можете остановиться, чтобы не спорить, не биться друг с другом на цитатах высказываний вашего кумира, не обсуждать, как тему-паразит, последние проповеди и слухи? Неужели так трудно просто любить друг друга, просто любить своих детей, баловать их, видеть, как они взрослеют, добиваются успеха, женятся?
Кто за все в ответе? И что дальше?
С 1991 года прошло 14 лет. Если сравнить, что говорилось вашим лидером тогда, с тем, что говорится сегодня, то можно найти утверждения, диаметрально противоположные изначальным. Что изменилось, почему ваша истина так часто меняет доктрину? Если конец света отменили, то зачем было держать народ в голоде и нищете? К чему эти игры в “зарницу”, испытания себя в экстремальных условиях? Почему честно не сказать: “Ребята, начинайте вписываться в нормальную жизнь, зарабатывайте, содержите себя, лечитесь, учитесь, воспитывайте детей, обеспечивайте себе пенсии, детям базу для будущего”… Я понимаю, что так никогда не будет сказано. Кто же пойдет бесплатно работать на вашу гору? Как управлять свободным человеком ?
Почему ваше руководство не проедет по деревням и не посмотрит, как живут люди? Как Москва еще не вся Россия, так и жизнь на горе “Сухой”, очень отлична от жизни по селам. Но эта жизнь также мало волнует ваше руководство.
Вот, приезжает священник, проводит литургию, как секретарь райкома, бросает новый клич, говорит о подготовке к празднику. И ничего о жизни здесь. Снова - рекламная акция для Хлопонина, показуха, пиар.
Только ленивому не видны противоречия идеологии, звучащие из года в год в проповедях Торопа и его ответах на вопросы. Начиная от запретов на продукты, пик которых пришелся на 1994 - 1996 годы, и пошел на спад после 98 года; продолжая пугалками о конце света, пророчествами об изменении лика планеты; бредом о комете; запретом на оказание и принятие медицинской помощи, родами в воду и дома (у нас в деревне два случая таких родов кончились инвалидностью ребятишек); дурдомом с треугольниками (я знаю двоих, кому это вышло психическими срывами), единой семьей (возня вокруг которой идет до сих пор). Все это есть или было! И неважно теперь, что господин Тороп разрешил подавать в суд, работать, питаться, лечиться. Все это сделано в угоду общественному мнению, из страха разгона всей этой организации, все это сделано ради сохранения собственной безопасности и только. И разрешение Торопом пользоваться услугами врачей и юристов прозвучало куда более ненавязчиво, нежели запрет на все это. Ведь запреты никто так и не отменил, для самых рьяных они до сих пор в силе. Ведь разрешения и послабления делаются для “слабых”, а кто себя таковым считает?
Вот и “плывут” ваши последователи вольным стилем на все четыре стороны, когда сталкиваются с проблемами юридического и нравственного порядка. Они не могут сделать ни единого шага без “вопроса учителю”, даже в мелочах. Они не способны принимать решения, нести ответственность за свой выбор. Но! - можно получать субсидии, пособия по безработице, пользоваться услугами собесов. Разрешение работать прозвучало как бы нехотя, вяло. Запрет звучал куда громче и четче. Господа руководители, или как вас там называют, На что вы надеетесь? Куда вы ведете? Что у нас впереди? Кто несет ответственность за все, что здесь происходило, происходит и еще будет происходить?
Ваши принципы оказались несостоятельными. Дети за вами не пойдут. Исследования по трем школам каратузского района показали, что 80 % детей последователей не разделяют не только взглядов родителей на духовность, но и не испытывают потребности в какой-либо религиозности. Эти же исследования говорят о том, что у 60 % ребят повышен фон тревожности, около 70% ребят не удовлетворены своей жизнью здесь и отношениями с родителями, все они терпеливо ждут совершеннолетия, чтобы уехать отсюда. Многие из них очень нервничают из-за отсутствия средств на отъезд и обучение и это при достаточно высоком уровне интеллекта и мотивации на успех. (данные взяты из дипломной работы педагога-психолога А.Щербининой, ХГУ, 2004 год) Степень нервного напряжения у ребят опасно высока. Это вызывает тревогу.
Будущего у вас нет. Но люди устали. Сколько можно жить и бояться?
Елена Мельникова,
http://lenhenstihi.narod.ru/ (C)