ВИЗАНТИЯ: новая экспозиция

Aug 08, 2011 22:20

Ну, Восток это, конечно, относительный, но тут невозможно не. Потому что тихо так, практически незаметно открылась "постоянно-временная", как сказал когда-то М. Б. Пиотровский о другой выставке (но и к этой цитата подходит как нельзя более), экспозиция искусства Византии.
Пока идёт ремонт на третьем этаже, на втором, рядом, но параллельно туристским тропам и толпам - а, значит, в спокойствии и тишине - в так называемой Западине располагаются нынче совершенно замечательные вещи эрмитажной коллекции. Практически всё - вещи экспозиционные, шедевры коллекции - в том числе. Но как они там заиграли (простите за банальность)! Сложный свет поставлен совершенно изумительно: видны мельчайшие детали гравировки, рельефов на серебре; миниатюрные мозаики, резная кость, иконы смотрятся совершенно по-новому  - под другим углом в прямом и переносном смыслах.

Фотографировать там нельзя, но мне разрешили сделать несколько общих планов:
 
  
  
  


NB!  Так как жж барахлит безбожно, не боясь всех кругов ада - ни горячих и холодных его уровней, поэтому текст хранителя и куратора выставки, Юрия Александровича Пятницкого помещаю в следующей записи.

UPD. 10 августа. Кажется, удаётся запостить всё вместе, что и делаю. Последующие посты с "расчленённым" текстом удаляю. Но замечание в PS оставляю как память.
С разрешения хранителя и куратора экспозиции, Ю. А. Пятницкого, помещаю тут его текст, изданный в листовке:



ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ IV-XV ВЕКОВ 
Всем хорошо известно, что именно из Византии на Русь пришло Православие, а Российское государство с середины XVI века рассматривало себя как «наследницу Византийской империи». Однако только один музей России имеет специальную экспозицию, посвященную искусству и культуре Византии. Это - Государственный Эрмитаж. Исторически сложилось, что именно в нашем музее культура Византии представлена во всем своем многообразии - живопись и прикладное искусство, скульптура и фрагменты архитектуры; элитные предметы роскоши и массовые предметы ежедневного быта. Византийское собрание Эрмитажа - лучшая Византийская музейная коллекция в мире. И это не преувеличение. Особенно уникальна иконная часть: нигде в Европе или Америке вы не найдете такого подбора древних икон и такого высокого художественного уровня! Не менее уникальна коллекция серебра и резной слоновой кости.

Одной из особенностей нашего собрания является ее «провенанс» (происхождение). Значительная часть прикладных памятников поступила в составе коллекции Александра Базилевского. Она была куплена в декабре 1884 года в Париже специально для Эрмитажа и послужила основой создания Средневекового Отдела в нашем музее. Другой источник прикладных произведений - археологические раскопки в Крыму, в основном в легендарном Херсонесе. Ценные дополнения пришли в Эрмитаж из частной коллекции историка Михаила Погодина, «музея барона Штиглица», Русского Археологического института в Константинополе. Древние византийские иконы также обязаны своим появлением в музее деятельности частных коллекционеров. Наиболее значительный вклад в сложение иконной коллекции внесли Петр Севастьянов, совершивший несколько специальных поездок в монастыри Афона во второй половине XIX века, Василий Георгиевский, ездивший на Святую Гору Афон в 1911-1913 годах, и, конечно, Николай Лихачев, собравший в Средиземноморье в конце XIX - начале XX столетия уникальную коллекцию греческих, критских, балканских икон. Одна из важных особенностей коллекции - в ней нет икон и вещей из национализированных после 1917 года Советской властью церквей.

В конце 2010 года постоянная экспозиция Византии, которая располагалась с 1956 года на третьем этаже Зимнего дворца, была закрыта в связи с длительной реставрацией этих помещений. Администрация Эрмитажа прекрасно понимает, насколько уникальна византийская коллекция и какое важное общественно-политическое и культурное место она занимает в современном обществе. Поэтому директором Эрмитажа профессором М. Б. Пиотровским было принято решение развернуть временную экспозицию Византии на втором этаже Зимнего дворца  в зале № 152. Хотя размеры этого зала не позволили выставить все те экспонаты, которые были на третьем этаже, но все лучшие памятники византийского искусства нашли здесь место. Исходя из особенностей помещения мы сконцентрировали внимание на эстетической стороне византийского искусства. Почему Византия с IV по середину XV столетия занимала такое важное место в культуре Запада и Востока, что такое «византийская роскошь и великолепие», почему византийские изделия и иконы так ценились (и высоко ценятся сегодня) во всем мире? Вот вопросы, на которые мы попытались дать ответ. Свет, изящество,классическое чувство меры, использование драгоценных материалов и, главное, высочайший художественный уровень произведений живописи и прикладного искусства - вот те критерии, которые характерны для выставленных на данной экспозиции предметов.

Экспозиционно мы постарались показать, что византийское искусство имеет не только религиозный характер, светские сюжеты были широко распространены, например, в византийском серебре. Блюда с портретами императоров, литератур-ными сюжетами (особенно связанными с Илиадой Гомера), мифологическими сценами - можно видеть в витринах по сторонам от знаменитой иконы «Христос Пантократор» 1363 года. Изображения римских богов, обнаженные фигуры, игривые путти присутствуют как на светских, так и на церковных византийских памятниках, например, на пиксидах VI века слоновой кости, или на серебряных кувшинах и ковшах VI-VII веков.

Главный акцент, естественно, сделан на иконах, поскольку именно живописные иконы обычно ассоциируются в сознании посетителей с понятием Византия. Здесь, в Эрмитаже, гостям музея предоставлена уникальная возможность увидеть лучшие образцы византийской живописи с XI до середины XV столетия. Это и столичные константинопольские иконы, как, например, «Святые воины и апостол Филипп» или «Три святых воина» (обе конца XI - начала XII века), «Христос Пантократор» 1363 года и иконы разных регионов Византийской империи. Например, знаменитый образ «Святой Григорий Чудотворец» (Македония (?), конец XI - начало XII века), «Богоматерь Одигитрия» (Верия, начало XIV века), «Илья пророк в пустыне» (Фессалоники, XIV век) или исполненная сербским или греческим мастером на Руси, во Пскове, в конце XIII - первой половине XIV века икона «Иоанн Предтеча» из Деисусного чина.

Старший научный сотрудник Отдела Востока

Ю. А. Пятницкий

поздравы, выставки, Доска Почёта

Previous post Next post
Up