ОБОРОТНАЯ СТОРОНА УРАЛЬСКИХ ФРАНКОВ или, как я рисовала деньги…

Nov 21, 2011 15:29




…Вернувшись  в 90-м году в  Свердловск  после  долгого  отсутствия  и ужаснувшись происшедшим в нем переменам, я начала рисовать исчезающий на глазах исторический город и выпустила серию открыток с изображением городских пейзажей.  Возможно,  они попались на глаза  кому - то  из власть придержащих.  Во всяком случае, ко мне вскоре обратился молодой предприниматель  из окружения губернатора с предложением сделать эскизы… новых уральских денег. Заказ показался фантастичным, мало  верилось в возможность его реализации, но я согласилась.   Про  «уральские франки»  - деньги  не состоявшейся Уральской республики  (была такая сепаратистская идея в начале 90-х)  написано уже достаточно много.  Возможно, кому-то будет интересно узнать и о роли художника в этом проекте…




На главной стороне банкнот размещены портреты исторических деятелей, а на обороте - мои рисунки памятников архитектуры уральских и сибирских городов: Екатеринбурга, Перми, Уфы, Тюмени, Златоуста, Невьянска, Тобольска и Воткинска.
   Название «уральские франки» еще не было окончательным. Начала я с эскиза  т.н. «именной акции», но скоро задача была сформулирована четко - сделать 8 городских зарисовок по числу номинаций: 1,5,10,20,50,100,500,1000 « уральских франков». Срок был жесткий - 2 недели. Работать пришлось в условиях, близким к экстремальным. В то лето 1991-го года я жила с трехлетней внучкой на далекой даче в Пермской области.
снимок 1900 года



франки создавались здесь:









Бытовых условий в доме почти не было, часто отключали электричество, далеко приходилось ходить за водой, а тут еще огород, который  мы с мужем развели в первый (и последний) раз в жизни, будучи в эйфории от покупки деревенской усадьбы. Все лето один за другим приезжали друзья, которым требовалось внимание. Поэтому, за работу я садилась уже поздно вечером, уложив гостей спать. И работала почти до утра. Конечно, компьютера у меня в ту пору не было, только: перо, тушь и бумага. Вглядываясь сейчас в ту двадцатилетнюю даль, вижу: глухое камское село, притихший старый дом, в открытое окно светит луна, под луной блестит река, а  я сижу за чертежной доской и … рисую деньги. Уральские!

Эскизы я сдала в срок и получила вознаграждение - 1,5 или 2 тысячи рублей, сейчас точно не помню. Если учесть, что «франки» были вскоре напечатаны на Пермской фабрике «Гознак» и немалым тиражом, то оплата моего труда кажется символической. Но я в то время совершенно не представляла себе технологии изготовления денег на фабрике, технических требований к рисунку, стандартов художественного оформления денежных знаков. Узнавать все это было некогда и не у кого…Помню, была разочарована, не обнаружив на напечатанных банкнотах своих рамок в стиле «модерн», которые так старательно от руки вырисовывала на каждой купюре. И надписи у меня на эскизах гораздо изящнее - на деньгах шрифт примитивный. Но это мелочи. В целом, могу свидетельствовать, что гравер на фабрике не изменил ни одной линии на моих картинках, только детализировал рисунок зелени и кое-где добавил штриховки.



Но этот очерк не совсем о деньгах, а вернее, не только о них. Удивительным образом с каждым изображенным на банкнотах сюжетом у меня ассоциируются личные жизненные ситуации. С возрастом я почти привыкла к подобным совпадениям, и они меня теперь только радуют, словно кто-то «оттуда» заинтересованно следит за мной и направляет… И потому я склонна думать, что этот заказ не был таким уж случайным.
На купюре достоинством 20 франков изображен, пожалуй, самый известный в мире частный дом - Ипатьевский:







В конце 70-х Свердловск начали посещать зарубежные специалисты. Приближался 1978г. - год печального юбилея - 60-летие со дня расстрела царской семьи. Партийная власть опасалась, что эта дата привлечет внимание зарубежных средств массовой информации, и в 1977г. по постановлению Политбюро было принято решение о сносе злополучного дома. В том же году дом был взорван и стерт с лица земли. Это было форменное варварство, потому что дом был очень красив - эдакие белокаменные палаты. Построенный в конце 80-х годов 19-го века в псевдорусском стиле с элементами модерна, удачно вписанный в крутой рельеф, он безусловно украшал собою Вознесенский проспект.

снимок 1954 года:



снимок нач. 20в.:



за забором -царская семья



В детстве я жила в двух шагах от Ипатьевского дома, бегала мимо него в школу, каталась на санках.
вид дома с колокольни Вознесенской церкви фото нач. XXв.



Дом находился в верхней части Вознесенской горки и разгон от него вниз был до самого пруда… Мне исполнилось восемь лет и меня приняли в отряд «октябрят», когда я вдруг вообразила, что живущий вместе с нами мой дядя Саша (Александр Тимофеевич Романов) -родственник царя, уцелевший во время казни семьи. И теперь он прячется у нас в доме. Я думала так долго, боялась спросить у родителей и мучилась от своей раздвоенности - дядю я любила, но повесть о Павлике Морозове я к тому времени уже прочитала…Я бы так не мучилась, если бы знала тогда, что именно мой дядя Саша сопровождал во время Великой Отечественной войны из Ленинграда в Свердловск эрмитажные ценности, и хранились они затем всю войну до 1946-го года в …Ипатьевском доме.
Мой отец, страстный фото и кинолюбитель, в 50-е - 60-е годы увлеченно снимал город, Ипатьевский дом - многократно и с разных точек. В начале перестройки в Свердловск приехал небезызвестный кинорежиссер, задумавший снимать фильм о семье Романовых. Он пытался уговорить местную администрацию восстановить, к тому времени уже давно снесенный, дом (он-де нужен ему для съемок). Энтузиазма у начальства такое предложение не вызвало.
Режиссер, узнав, что в нашей семье есть кинокадры исторического дома, пожелал с нами встретиться. Мы с братом подарили ему эти уникальные кадры. К сожалению и удивлению он ими не воспользовался и пренебрег, таким образом, исторической правдой - изображенный в его фильме дом даже отдаленно не напоминает Ипатьевский…Когда в начале 90-х началась спекулятивная возня вокруг идеи создания «Храма на крови» на месте уничтоженного дома, я, наивная, сделала попытку направить дискуссию в другое русло - написала заметку в «Вечерний Свердловск» с предложением не новый храм сооружать в знак памяти о печальном событии, а восстановить ту часовенку, что была свидетельницей трагедии в июле 1918-го года. Такое решение не нарушило бы масштаба существующей застройки, где доминантой всегда была Вознесенская церковь. Но сколько потом в течение десятка лет было даром потраченных денег и загубленных репутаций, пока на этом месте не появился помпезный храм, сразу превративший старинный ансамбль церкви и Харитоновского дворца в лилипутскую декорацию…Ипатьевский дом я рисовала много раз, а новоиспеченные уральские бизнесмены охотно покупали мои картинки в качестве сувениров для поездки за рубеж.
Мой рисунок 1990 года:



Графическое и живописное изображение Ипатьевского дома можно также увидеть в буклете, посвященном церемонии перезахоронения останков царской семьи 17 июля 1998-го года.






Как известно, они были погребены в Петропавловском соборе в Петербурге. Но сначала с уральскими узниками прощался Екатеринбург. Накануне утром в Вознесенской церкви были установлены урны с останками членов семьи и слуг, разделивших их участь. Народом была запружена вся площадь, люди с цветами шли в храм сплошным потоком несколько часов. День был солнечный и жаркий. Но за несколько минут до полудня небо заволокло тучами и ровно в 12 часов, с первым ударом церковного колокола разразился страшный ливень. Как раз в этот момент из церкви появилась траурная процессия. Военные, чеканя шаг, несли урны, а вслед за ними шествовали важные чиновники, в том числе, уральский и петербургский губернаторы. Шли медленно, под проливным дождем, без зонтов. Когда подошли к машинам, отъезжающим в аэропорт, и начали в них садиться, дождь прекратился, и через несколько минут снова сияло солнце. Всему этому я была свидетелем. А буклет давно стал раритетным, он был выпущен всего в 500-х экземплярах.
В эти же перестроечные годы еще один уральский дом приобретает широкую известность - дом С.Дягилева в Перми. В 1989-м году там состоялась научная конференция «Сергей Дягилев и художественная культура XIX-XXв.в.» Впервые в стране была осуществлена такая беспрецедентная по масштабу «выставка - монография», на которую собрали материалы из самых крупных национальных музеев, архивов и библиотек. Тогда, будучи в Перми, я сделала цветной слайд Дягилевского дома и использовала его затем для рисунка на банкноте.







Сейчас в доме музей и культурный центр. А когда-то в пристрое к боковому фасаду дома размещалась Александровская женская гимназия, ее в 1914-м году успешно закончила моя тетя - Зинаида Афанасьевна Демидова.



Зимой 1918-го г., когда Урал заняли белые, здесь помещалась колчаковская комендатура, о чем свидетельствуют обнаруженные на стенах при ремонте здания суровые надписи - цитаты из военных приказов.







вестибюль в доме Дягилева:



гимназия №11 бывш. Александровская:





В связи с этим уместно, наверное, упомянуть, что комендантом Перми в тот год был назначен Василий Кустов - муж Софьи Матвеевой, двоюродной сестры моего отца. Это обстоятельство спасло жизнь моей бабушки - Анастасии Спиридоновны Демидовой. Но прежде надо сказать, что семья Матвеевых, как многие русские семьи во время революции и гражданской войны раскололась на два лагеря - красных и белых. Глава семьи - пермский адвокат Павел Александрович Матвеев, выпускник Казанского университета, в царское время считался неблагонадежным, неоднократно бывал в ссылках и детей своих воспитал, согласно своим убеждениям. Три его сына: Владимир, Михаил, и Константин с воодушевлением приняли революцию, а дочь Софья - студентка Бестужевских курсов вышла замуж за молодого офицера Василия Кустова. Он - то и стал комендантом Перми. Братья Матвеевы при наступлении Колчака на Урал покинули Пермь, в доме оставалась лишь моя бабушка с маленьким Алексеем, моим отцом. Именно тогда, разыскивая Матвеевых, в дом ворвались колчаковцы, но увидев на рояле портрет Кустова - своего командира, ретировались. Эту историю рассказывал нам отец, который прятался под этим самым роялем. Во второй половине 19-го года в Пермь вернулись красные, армия Колчака отступила в Сибирь, в Омске у Кустовых родился сын Юрий - мой троюродный брат. Через какое-то время семья вернулась в Пермь, Кустов скрывался, в 30-х годах был арестован и погиб в ГУЛАГе, там же в 40-м погибли Владимир и Константин Матвеевы, а Михаил вернулся из лагеря больным… Жизнь всех трех братьев была полна героическими приключениями, особенно, старшего - Владимира, автора повести «Золотой поезд», комиссаром которого он сам и был. Братья успели жениться, у них остались дети…Семья Матвеевых сегодня многочисленна, потомки их живут в Колумбии, в Испании, в Перми, в Чайковском…
Матвеевы:


Софья и Василий Кустовы


В.Матвеев:



Город Чайковский, названный в честь великого русского композитора, находится в 40 км от Воткинска, где в 1840-м году в семье начальника Камско-Воткинского горного округа - инженера Ильи Петровича Чайковского родился сын Петр. На тысячефранковой банкноте - портрет композитора, а на обратной стороне изображен дом, в котором он родился и провел первые восемь лет своей жизни. К сожалению, ксерокопия этого рисунка попорчена, а другой у меня нет. Когда деньги были отпечатаны (в 1991-м году), я попросила заказчика сделать мне ксерокопии на память. Подлинная купюра у меня только одна - 50-ти франковая, подаренная одним свердловским коллекционером. На ней портрет художника М.Нестерова и фиолетовая неразборчивая печать.







Кажется, эти банкноты частично использовались, как талоны для расплаты со служащими некоторых уральских предприятий. На обороте - памятник архитектуры 19-го века - здание уфимской женской гимназии.
Ее успешно закончили в свое время сестры Зыряновы.





Судьба их трагична. Как говорила моя бабушка - «сгинули» в революцию. В Уфе я никогда не была, но хорошо представляю по описаниям старших их дом на Бекетовской улице с черемуховым садом, службами, своим выездом. Анна Ивановна Зырянова (урожденная Демидова), родная сестра моего деда, вышла замуж за уфимского пароходчика. Три их дочери : Ольга, Милиция и Сусанна после окончания гимназии учились в Петрограде на Высших женских курсах. Там их застала 1-я мировая война. Окончив дополнительно медицинские курсы, все три сестрицы поступили работать в госпиталь в Федоровском городке, в Царском селе, где ухаживали за ранеными и царские дочки. Известно, что Ольга и Милиция к тому времени уже вышли замуж, Ольга - за офицера. Анну Ивановну, их мать, расстреляли в Уфе красные за то, что она прятала у себя в доме белых офицеров:



Возможно, сестры, отступая с армией Колчака в Сибирь, оказались, как многие, в Китае, в Манчжурии. Косвенное свидетельство тому я обнаружила в воспоминаниях русской эмигрантки Ольги Ильиной-Лаиль. Она упоминает о своей харбинской подруге Милице, не называя ее фамилии, но похоже описывая ее внешность…

…Впервые в Невьянск я поехала за тем самым портретом, который воспроизведен на пятифранковой банкноте. В 1994-м году в Свердловске состоялась выставка «Фамильные портреты Демидовых». Это была первая на Урале, а может быть, и в стране, выставка, инициированная и осуществленная частным лицом. Сообщаю об этом просто, как о факте, который тогда казался беспрецедентным, так привычен еще был в сознании партийный контроль за любым творческим актом. В начале 90-х имя Демидовых только-только начинало очищаться от многолетних советских клише - «угнетателей» и «кровопийц», возникали многочисленные учреждения с одноименным названием - Демидовский фонд, Демидовский институт, Демидовский банк…
Мой эскиз для гравера:







Никита Демидов (1656-1725):





Я ни с кем не согласовывала ни тему экспозиции, ни ее содержание и художественное оформление, делала выставку так, как считала нужным. Это была, конечно, авантюра - вытащить на свет Божий из музейных подвалов, где они пылились десятки лет, портреты представителей Демидовской династии. История создания выставки полна драматизма - чего стоила, к примеру, транспортировка на «газике» по скверному шоссе драгоценных музейных бюстов работы итальянских мастеров XIXвека. Всю дорогу из Нижнего Тагила до Свердловска я держала у себя на коленях мраморную голову Анатолия Демидова и ежеминутно молилась, чтобы путешествие окончилось благополучно - не разбили, не ограбили бы ( по тем временам - обычное дело). А уж как везла в Ленинград, возвращая с выставки портрет работы Брюллова, рассказать просто не решусь, поскольку это детективная история, а я пишу всего лишь очерк. Впрочем, и очерком это не назовешь, так - заметки по поводу…
А.Демидов ск. А.Канова:








Помню, профессиональные искусствоведы меня упрекали : «Как можно выставлять на всеобщее обозрение неотреставрированные полотна, с которых осыпается краска?» Но меня, дилетанта, эти запреты не смущали, самым важным казалось - показать то, что никогда никто не видел - чудные работы крепостных мастеров живописи. Дамочки ворчали, однако предложенную «пищу» охотно поглощали - и студентов своих водили и сами внимательно изучали. Интересно, сегодня, спустя двадцать лет эти портреты восстановлены или попрежнему пылятся в запасниках? …Выставка просуществовала в Литературном квартале Екатеринбурга два месяца и ее посетили тысячи людей. Это была своеобразная реклама Демидовскому банку, который взял на себя все расходы - оплату аренды зала и экспонатов, транспорт, охрану во время работы выставки, презентацию. Заслуга банка в осуществлении этой культурной акции неоценима. Но вскоре случилось несчастье, не редкое для того смутного времени, - убили председателя правления банка, молодого симпатичного интеллектуала, и через какое-то непродолжительное время банк прекратил свое существование. Во время подготовки и проведения выставки я состояла на службе в этом банке в качестве советника…



…Возвращаясь к портрету Никиты Демидова с банкноты, - таких портретов, прижизненных и позднейших копий, было много. Кроме идентичных нижнетагильского и невьянского я видела в музее горного института в Петербурге еще два аналогичных, демидовские конторы во многих городах украшались портретами отца - основателя. Тема демидовского художественного наследия неисчерпаема… Наиболее серьезные исследования производственной и культурной деятельности этой семьи отражены в солидных трудах Демидовского института в Екатеринбурге.
А по поводу Невьянской башни, история которой описана в десятках книг, хотелось бы добавить, что проект ее реконструкции выполнил Сергей Хвостенков - талантливый архитектор и всеобщий любимец , к сожалению, давно уже ушедший, но друзьями не забытый.


проект реконструкции авт.С.Хвостенков:





…Мне кажется, что выбор исторических персон для изображения на «уральских франках» достаточно случаен и продиктован чьими-то личными вкусами. Например, на «тюменской» банкноте достоинством в один франк всего уместнее, по-моему, был бы портрет представителя известного в Тюмени, да и во всей Сибири семейства Вардропперов. В Карском море есть остров Вардроппера, названный в честь тюменского предпринимателя Эдуарда Робертовича Вардроппера, выходца из Шотландии.





Вардропперы поселились в России, в Тюмени в 60-х годах 19-го века, построили судоверфи, наладили производство дешевых деревянных барж, основали свою пароходную компанию. Среди них были инженеры, геологи, строители, они владели лучшими в городе жилыми домами. Благодаря их успешной предпринимательской деятельности Тюмень к началу XXв. становится центром судостроения и основной базой пароходства Сибирского речного бассейна.
Не удержусь от соблазна рассказать о чудной девушке из тюменской семьи Юргановых - Вардропперов, история которой мне известна со слов моей подруги Наташи Поляковой.

Грэсса Вардроппер


Елена Юрганова


М.иА. Юргановы - родители Елены 1893г.



... В 80-х годах XIXв. вдова шотландского инженера-путейца Грэсса Романовна Вардроппер вышла замуж за тюменского речника - капитана Михаила Филипповича Юрганова, тоже к тому времени овдовевшего. Своих детей Грэсса Романовна не имела и посвятила себя воспитанию детей и внуков мужа. Историю этой семьи можно проследить по фотографиям и документам, тщательно сохраненным внучкой четы Юргановых - Еленой Михайловной Юргановой - Вилькер. …Единственная дочь весьма просвещенных родителей - Елена (Леля, как ее все называли) с серебряной медалью окончила Тюменскую гимназию и осенью 1912-го года поступила на историко-философский факультет Высших московских женских курсов Герье. И не одна она, многие гимназические подруги Лели продолжили свое образование в столицах. Свидетельство тому - сохранившаяся переписка молодых девушек между собой и с тюменскими родственниками. В письмах домой Леля регулярно отчитывается родителям в своих тратах, восторженно рассказывает о московской жизни: об учебе, о любимых преподавателях, о посещении театров, о пасхальной службе в кремлевских соборах… Бабушке Грэссе Романовне - письма особенно почтительные. Леля прекрасно учится, она красива, добра, ее все любят, и кажется - еще столько счастья впереди…


студенческий билет- 1912г





И вот уже остается сдать несколько последних экзаменов, но вместо этого она заканчивает курсы «самаритянок» и идет работать в госпиталь. Жизнь круто переменилась, как у многих, как у всех. Ее молодой муж Залман Вилькер, бывший тюменский реалист, затем блестящий студент Рижского политехнического института, тоже не закончит образования из-за начавшейся войны и революции. В свое время его без экзаменов приняли в политехнический институт - еще школьником он поражал всех своими техническими способностями, патентовал собственные изобретения, публиковался в технических журналах. Он идет воевать в 15-м году, участвует в советско - финской компании 39-го года. В это время у Вилькеров уже четверо детей. Всю Отечественную войну Залман пробыл на фронте, а вскоре по возвращению домой был арестован по доносу - поплатился он … за восхищение американской техникой. Елена одна растила детей. Какое-то время ей помогал отец, доживший до преклонных лет. Елена Михайловна преподавала в школе французский язык и долгие годы затем работала в Уральском университете. Она была попрежнему обаятельной, отзывчивой, любимой студентами. Наташа - младшая дочь Елены Михайловны, во многом унаследовала материнские черты. У нее-то и хранятся сейчас все семейные реликвии. А у меня есть копии с выставки, на которой они экспонировались и которые я сейчас использую с ее позволения.
Елена Михайловна Вилькер 1894-1974



… Когда-то, в далеком уже теперь 1996-м году я делала в Свердловске, в музее истории города выставку - «Уральская провинция». Идея ее была проста - на примере нескольких близких мне семей, используя документы, фотографии, фамильные вещи, показать культуру и быт уральской разночинной семьи конца XIX - нач.XX в.в. Идея оказалась плодотворной и динамично развивалась за время почти годичного существования выставки - помимо тех десяти семей, материалы о которых мне предоставили друзья, и незнакомые люди, посещающие выставку, предлагали свои документы, и к концу года объем экспозиции увеличился вдвое. К сожалению, я не сделала в свое время каталога выставки. Однако все копии фотографий и документов у меня сохранились и думаю, что я вправе разместить их в интернете. Но это уже отдельный большой проект…





… Осталось показать еще два рисунка - златоустовский арсенал и тобольский кремль( на франках достоинством 10 и 100).
эскиз для гравера











Все 8 рисунков я выполнила на ватмане черной тушью, простым пером и рапидографом. Эскизы - карандашные.
арх. Софья Демидова

статьи, уральские франки, рисунок

Next post
Up