Из всех искусств для нашей страны важнейшим является балет. Так было. Так есть и так будет. Другое дело, что нынче балет по большей части развлекает публику острыми ощущениями. В столицах с криминальным приветам. У нас щи пожиже, жемчуг помельче, но в целом тоже весело.
Нет, хвала Будде, наш собственный театр балета идет верным путем: гастроли, премьера и прочие общечеловеческие ценности. Перцу нам доставляют по большей части "варяги". Ранней осенью городские заборы расцвели афишами "Русских сезонов" от Андриса Лиепы. Ну эта инфа на афишах как раз шла шрифтом поменьше. Зато во всю ширь летел Сам Николай Цискаридзе. Для тех кто мог быть не в курсе огромными буквами было подписано кто есть кто. В общем, вечер обещался быть томным--- в афише значились два балета "Шопениана" и "Шахерезада" с участием народных-международных Николая Цискаридзе и Юлии Махалиной. От всей червовой масти так сказать.
Я эту новость встретила как-то странно спокойно. Ну что я Николая на сцене не видела?! К проекту "Русских сезонов" я отношусь еще более спокойно. Будем реалистами--это бизнес. В меру честный, но бизнес. А что я хотела?! Что бы Большой театр собрался со всем своим хозяйством и как двинул вдоль по матушке России со спектаклями-концертами? Ну так чай мы не Лондон какой или Токио, а гастроли-- мероприятие крайне расходное. Поэтому среднестатистическому провинциальному зрителю балет доступен в виде шоколадки "Вдохновение", в виде редких и поздних трансляций по Культуре, если повезет, то в виде спектаклей местного театра(при наличии такого театра в городе естественно) и в виде вот таких вот прокатных проектов. Чаще всего это гала-концерт с какой-нибудь титульной звездой на излете в афише. А тут были заявлены пусть одноактные, но полнометражные балеты. Костюмы, декорации, кордебалет и звезды в главных партиях. И если имя Юлии Махалиной в городке знали люди балету не чужие, то имя Николая Цискаридзе знает всяк у кого дома есть телевизор. Если и были те, кто был не в курсе, то за последний год телевизор устранил эти пробелы в сознании обывателей. Так что некоторое волнение на море произошло. Как, впрочем, и отошло. Цены на билеты отрезвляли. От 1500 до 10 000. Если для столиц это цена справедливая, то в нашем городке за Лепса платят 7000, а тут "какой-то балет". Но народ потянулся. По крайней мере зрителей собрался полный стадион. Уж не знаю заранее все было куплено или как, но перед началом толпа билась у кассы в надежде на входные. Тем не менее свободных мест в зале было не более 5 %. Как вы понимаете, я в этом мероприятии тоже приняла участие. Ну ясен пень, не за 10. Что я из Форбса? К тому же меня терзали сомненья состоится ли балет вообще. Во-первых, уже бывало когда под громкое имя собирали кассу и тю-тю--отмена и долгие разборки по возвращению денег за билеты. Во-вторых, незадолго до, Интернет-балетоманы разразились истерикой по поводу отмены спектаклей с участием Николая в Саратове. Понятно, что до назначения Николая на должность ректора АРБ был один колинкор, а после это совсем другая жизнь. То есть вариант отмены я для себя не исключала, но пойти хотелось. Последняя гастроль все-таки...Кто ж если не я? В общем, было принято компромиссное решение и с учетом дальнейшего оно оказалось единственно верным.
О, как мне понравилось на галерке! Товарищи, настоящие ценители культуры сидят как раз дальше первого. Высоко, просторно! Фоткать можно по беспределу просто. (Жаль не телевик у меня, но как формальная иллюстрация события картинка нормальная) Красота! Бинокль не помешает, но в целом мне там очень понра. Только телефон там выпадает из сети, но это не страшно. На всякий пафос туда можно ходить вполне.
Итак, переходим к сути.
Началось все по-столичному. С получасовой задержки. Далее к народу вышел сам--Андрис Лиепа. Цветасто рассказал о сезонах, о бла-бла-бла и назвал солистов в Шопениане.
Я даже как-то не сразу поняла что Николая тут не будет. Из названных имен мне было известно имя Натальи Балахничевой--она когда-то участвовала в гастролях нашего театра в Питере. Остальных не запомнила, а мужское иностранное имя вообще поначалу не восприняла. Ксандар Париш( или Периш?). В общем, "восходящая звезда Мариинского театра". Хм, интересный пердимонокль. Я даже фот в качестве бинокля навела на максимальное приближение--нет, не Он. В смысле, не Николай. Свалившееся недоумение мягко говоря меня выбило из колеи. Нестройные ряды ( оказывается сверху видно все) шопенок меня стали укачивать. Я даже как-то не сразу врубилась, что юноша Ксандр молод, хорош собой и в целом прекрасен.
В антракт уходили просветленные и с надеждой, что уж в Шахерезаде то...
Антракт развлек самостийным показом моделей. Чай у бомонда ярмарка тщеславия...
Какие феи попадались!
Заприметила как руководство Премьеры встречало мадам вице-губернатор. "Ну значит Николай все-таки будет точно"--успокоилась я.
Второе отделение началось так же со вступления Андреса Лиепы. Опять бла-бла-бла...."Послеподуденный отдых Фавна"... Николай Цискаридзе...Татьяна Чернобровкина. Ну пешеходно-эротическая хореография этого десятиминутного балета не моя тема, но если как бонус во искупление Шопенианы, то пусть будет.
Так, похоже, подумала не только я. Зал взорвался аплодисментами. 10 минут... Овации.
На сцену выбежал мужик и пав на колени, вручил Николаю цветы.
Нет, это надо записать--подумала я. Потянулись цветоносцы...
Click to view
В общем, народ ждал продолжения банкета...
Вышел Андрис...бла-бла-бла. Ну понятное ж дело. Надо сменить декорации, артистам надо переодеться. Хотя никому как оказалось переодеваться не потребовалось. В Шахерезаде Андрис Лиепа объявил Юлию Махалину и...Ксандора Периша( Париша?). Та да-да-дам! Шок это по-нашему. Нет, я в целом не расстроена. Прима Мариинского театра телом бела и завлекательна. Подающий надежды и восходящая звезда очень даже хорош и эротичен.
Click to view
Но осадочек остался.
Некоторые зрители в начале Шахерезады потянулись на выход (немного, но было). Не показательно, но все же.
В финале артистов принимали очень тепло
Click to view
и..не теряли надежды, что Николай выйдет к зрителям на финальных поклонах, хотя по логике вроде как и не должен. Неуспевшие цветоносцы думали иначе. По крайней мере на выходе я видела людей с букетами, которые они так и не вручили своему кумиру, а вручать другим пусть и хорошим артистам не пожелали. Были и те кто уже выйдя из театра, подходили к огромной афише и силились узреть то ли они получили или нет за свои немаленькие деньги.
Я то всем довольна вполне. На заре своего балетоманства я полушутя-полусерьезно говорила, что де пусть Николай приедет и просто постоит-походит по сцене и этого уже будет достаточно, но все же не думала, что организаторы гастролей поймут это столь буквально.
На интернет и не только, просторах разгорается
скандал.
Недовольные зрители активно выражают и выражаются. Претензии адресуют Николаю. Хотя мне кажется, что тут логичнее "разбираться" с организаторами и собственно автором гастрольного тура "Русских сезонов". Формально оснований для претензий нет. Николай в афише был заявлен. Николай был. Ну а то, что его минута на сцене стоит 1 тысячу рублей, то...
А завтра 5 декабря наш театр балета танцует свои Русские сезоны...Дуэт из Шахрезады, вальс из Шопенианы и многое другое. Все свои. Все честно.
П.С. Вариант "бачили очи, шо куповали" не канает так как и в афише, и в пресс-релизе расписывалось, что два балета и Николай в полнометражном варианте.
П.П.С.Больше фото
тут