Цитата: Вследствие самой природы и истории дзэн-буддизма не существует ни определенной программы обучения, ни стандартного учебника классического учения. Большая часть материала, который бы потребовался для создания истории дзэн-буддизма в общепринятом смысле слова, фактически отсутствует. Однако среди поистине бесчисленного множества признаваемых сочинений, созданных многими и многими наставниками и школами, возникавшими и уходившими в небытие за долгие столетия истории дзэн-буддизма, безусловно, выделяются те, что составили изначальный свод классических дзэнских историй и связываются с так называемыми "Пятью домами дзэн-буддизма".
ВВЕДЕНИЕ 4 ДОМ ГУЙ-ЯН 13 БАЙ-ЧЖАН 13 ГУЙ-ШАНЬ 23 ГУЙ-ШАНЬ И ЯН-ШАНЬ 28 СУНЬ-ДЗИ 32 ДОМ ЛИНЬ ЦЗИ 41 ХУАН БО 41 ЛИНЬ-ЦЗИ 46 ЮАНЬ-У 52 ДОМ ЦАО ДУН 58 ЯО-ШАНЬ 58 ЮНЬ-ЯНЬ 60 ДУН-ШАНЬ 62 ХУН-ЧЖИ 74 ДОМ ЮНЬ-МЭНЯ 85 СЮЭ-ФЭН 85 ЮНЬ-МЭНЬ 87 МИН-ЦЗЯО 92 СЮЭ-ДОУ 98 ДОМ ФА-ЯНЯ 101 СЮАНЬ-ША 101 ГУЙ-ЧЭНЬ 104 ФА-ЯНЬ 106 ЮН-МИН 117 ПРИЛОЖЕНИЯ 126 Приложение 1. Санскритские имена 126 Приложение 2. Китайские термины 128 Приложение 3. Технические термины 130 Приложение 4. Дзэнские истории 135
ДОМ ГУЙ-ЯН БАЙ-ЧЖАН
изречения Необходимо различать слова, относящиеся к абсолютной истине, от слов, указывающих на истину относительную. Людям, вступившим на путь самоочищения, следует говорить об осквернённости чистых вещей. Их следует обучать отстранению от всех вещей: и существующих, и несуществующих. Их следует обучать отстранению от культивирования чего бы то ни было, от всякого опыта, и даже отстранению от отстранения. непосредственное, отражающее всё понимание не должно фиксироваться ни на чём.
* Если освободился от захваченности и фиксации, если пребываешь в непривязанности и считаешь это правильным, это начальное добро, пребывание в подчинённом сознании. Когда человек не цепляется за непривязанность и даже не мыслит о не-пребывании, это высшее добро, Учение Полного Слова. мгновенно отражающее понимание - это Будда в тебе самом Поначалу ты не признавал, что внутреннее знание и понимание есть Будда в тебе самом, и блуждал повсюду в поисках Будды.
* Никогда не было такого существа, как «Будда», поэтому не следует воспринимать его как Будду. «Будда» - это лекарство для погрязших в чувственных привязанностях людей; если ты не болен, не стоит принимать и лекарство. Когда и лекарство, и болезнь растворились, это подобно чистой воде; природа Будды подобна стеблям сладкого растения, тающим в воде, подобна мёду, растворённому в воде, самому сладкому и вкусному. Но при этом сама чистая вода не затронута. Как можно вырезать и полировать пустоту, чтобы вылепить образ Будды? Как можно говорить, что пустота синяя, жёлтая, красная или белая?
* Сказано: «Реальность несравнима ни с чем, ибо нет ничего, чему её можно было бы уподобить; тело реальности не создано и не может быть выражено никаким понятием». Вот почему сказано: «Реальность пробудившихся безымянна и не может быть выражена в словах; невозможно обитать у пустых врат истины, как она есть». Точно так же, как насекомое может сесть куда угодно, но только не на языки пламени сознание людей, погрязших в чувственных ощущениях, может устанавливать связь с чем угодно, кроме запредельного понимания.
* Когда в поисках знания и понимания посещаешь разных учителей, значит, тебя обуял демон учителей, ибо появляются разговоры и суждения.
* Когда слышишь мои слова о том, что не следует быть привязанным ни к каким вещам, хорошим или плохим, существующим или несуществующим, ты сразу же понимаешь это как погруженность в пустоту. Ты не понимаешь, что забыть о корнях и гоняться за ветвями - значит рухнуть в пустоту. Искать природу Будды, искать пробуждения, вообще искать что-либо, хоть существующее, хоть несуществующее, - значит забыть о корнях и гоняться за ветвями. Что касается повседневной жизни - ешь простую пищу, чтобы поддерживать в себе жизнь, носи ветхую одежду, чтобы защитить тело от холода, а когда испытываешь жажду - зачерпни воды и выпей её. Если кроме этого не будешь проявлять беспокойства ни о чём - хоть присутствующем, хоть отсутствующем, - в своё время обретешь покой и ясность.
* Если кто-нибудь скажет: «Я могу разъяснить, я способен понять; я - учитель, а вы - ученики», - это то же самое, что загрязнённые демоном суждения и бессмысленные речи.
* Управляй сознанием, но не позволяй сознанию управлять тобой. В несовершенном учении есть наставник и есть поводырь; в совершенном учении нет наставника, у истины нет господина. Если все ещё неспособен найти прибежище в таинственном зеркале, тогда найди прибежище в совершенном учении, в таком случае сможешь хотя бы отчасти сблизиться с ним.
* Эти слова - положительное сравнение. Эти слова - мёртвые. Эти слова - для обычных людей. Состояние Будды не ведает ни повиновения, ни нарушения; оно не приемлет ни совершенного, ни несовершенного учения. Просто будь знающим, подобным зеркалу.
* Если есть вопрос, в котором не содержится вопроса, есть также и объяснение, в котором нет слов. В мире реальности, где всё в одинаковой степени таково, нет Будды; никто не спасает живые существа. Будда не пребывает в состоянии Будды; это называется истинным царством блаженства.
* Если твоё мгновенно отражающее понимание ни за что не цепляется - ни за существующее, ни за несуществующее, ни за земное, ни за запредельное - и при этом не задумывается о пребывании и даже не пребывает в отсутствии понимания, то сознание твоё есть Будда, а его воспринимающие качества подобны пробужденным существам. Когда сознание властвует над психической обусловленностью, а его воспринимающие качества пребывают в царстве преходящих феноменов. Оно подобно волнам, которые всё скажут о воде; оно без всяких усилий озаряет своим светом мириады форм. Если сможешь постигать безмятежно, проникнешь в сокрытую сущность, сквозь все времена. Как сказано; «Когда психические силы не воздействуют на восприятие, остаётся высшая сила, помогающая проникать повсюду».
ГУЙ-ШАНЬ наставления * Внутри стремиться к тому, чтобы совершенствовать способность понимания; вовне распространять добродетель безмятежности. Сбрасывать с себя мирскую пыль, чтобы освободиться.
* Годами ты гонялся за вещами, ни разу не повернув назад, чтобы посмотреть внутрь себя самого. Время уходит, месяцы и годы тратятся попусту. Опасайся провести жизнь понапрасну; сожалеть потом будет бесполезно. В один из дней болезнь свалит тебя с ног; ты будешь лежать на спине, терзаемый мириадом болей. С утра до ночи ты будешь обдумывать свою жизнь, и сердце твоё переполнится боязнью и страхом. Перед тобой простирается смутный, бескрайний путь, но ты не знаешь, куда отправиться. Когда пробьет час ухода, ты будешь трястись от страха и опасений. Нити сознания, изношенные и перепутанные, попадут под власть того, что сильнее всего давит на тебя. Большинство людей - просто ленивы. Если проведёшь всю свою жизнь в полусне, на что ты сможешь опереться? Если ты не бережёшь каждый миг времени, если не трудишься усердно над упражнениями, ты лишён основы для свершений. Как можно провести без толку целую жизнь?
* пусть дух твой будет возвышенным и безмятежным. Если очищаешь сознание и культивируешь добродетель, сохраняешь основное и пестуешь силу духа, шум прекратится.
* Если хочешь постигать Путь через интенсивную медитацию и совершить внезапный скачок через опосредованные учения, пусть сознание, твоё погрузится в сокрытое прибежище: исследуй неведомое в нём, найди его необозримые глубины и постигни его подлинный источник.
* Если в один миг внезапно пробудиться к подлинному началу, знай, что это первая ступень лестницы, ведущей прочь из материального мира. Двадцать пять сфер бытия в трёх царствах существования разбиты вдребезги. Знай, что абсолютно всё - и внутреннее, и внешнее - иллюзорно. Все вещи, порождаемые изменениями сознания, всего лишь условные имена; не давай своему сознанию задерживаться на них. Если чувственные ощущения не привязываются к вещам, как могут вещи быть препятствием? Оставь их всепроникающему потоку реальности, не отсекай их, но и не продолжай их. Слышать звуки и видеть формы - в этом нет ничего плохого.
* Если человек обладает посредственными способностями и не в состоянии мгновенно выйти за пределы, пусть он сосредоточится на учении, внимательном чтении сутр, и пусть он добросовестно всматривается в их сокрытый смысл. Разве не слышал ты слов: «Как виноградная лоза, обвившаяся вокруг сосны, поднимается ввысь»
* Положи конец различениям, забудь об объектах, не загрязняй себя. Когда сознание пусто, объекты пребывают в неподвижности. Стремись к совершенству.
* Это иллюзорное тело, Этот дом сновидений - Есть лишь явления в пустоте. Приверженность заблуждениям исходит От изначального невежества. Мир внутри мимолетен и пуст; Разве может он подавлять тебя? Освободись и от сознания, и от объектов, Когда чувства свободны от беспокойства, И действие, и отдых мирны и безмятежны. Когда единое сознание ничем не встревожено, Мириады вещей пребывают в недеянии.
ГУЙ-ШАНЬ И ЯН-ШАНЬ изречения и диалоги
Гуй-шань сказал: «Сознание следующего Пути простое и прямое, лишённое всякой искусственности. Нет ни отвергания, ни привязанности, нет обманчивого блуждающего сознания. Во все времена в видении и слышании нет ничего особенного. идущий по Пути не закрывает глаза и уши; пока чувства не привязываются к вещам, в этом нет нужды. Если у вас нет ложного сознания, мнений чувств и ума, привычки заключать и различать, вы чисты, как осенняя вода, незамутненная в своей простоте, спокойная и ничем не сдерживаемая. Такие люди называются следующими Пути, свободными и независимыми».
Гуй-шаня спросили: «Могут ли внезапно пробудившиеся совершенствоваться дальше?» Гуй-шань сказал: «Предположим, что ученик достиг момента внезапного пробуждения к изначальной истине, но по-прежнему сохраняются давние клеши привычек, от которых невозможно избавиться в один момент. Его нужно научить очищать потоки сознания, в которых проявляет себя действие привычки. Вот в чём заключается самосовершенствование. Принцип постигается через слух; поскольку слышимый принцип глубок и неведом, сознание естественным образом совершенно чисто и не пребывает в царстве заблуждений., необходимо обрести спокойствие, собрать воедино все силы и знать, как жить самостоятельно. методы мириад практик охватывают собой всё. Если проникнешь напрямую, чувства обыденного и священного исчезнут и обнажат непосредственно истинное постоянство. Это - природа Будды состояния таковости».
* Гуй-шань спросил Юнь-яня: «В чём опора пробуждения?» Юнь-янь сказал: «В свободе от искусственности». Потом Юнь-янь задал Гуй-шаню тот же вопрос. Гуй-шань сказал: «В тщетности всех вещей».
* Гуй-шань спросил Ян-шаня: «Из сорока свитков «Нирвана сутры» в скольких записаны речи Будды, а в скольких речи дьявола?» Ян-шань ответил: «Все они суть речи дьявола». Гуй-шань сказал: «Отныне никто ничего не сможет сделать с тобой». Ян-шань спросил: «Пребывая в этом мире, на что я должен нацелить свои действия?» Гуй-шань сказал: «Я хочу только, чтобы твоё восприятие было правильным; я не говорю тебе, как поступать».
* Гуй-шань спросил Ян-шаня: «Как ты понимаешь чистое сознание?» Ян-шань ответил: «Горы, реки, долины; солнце, луна и звёзды». Гуй-шань сказал: «Ты всего лишь перечислил феномены». «О чём же вы спрашивали?» - подхватил Ян-шань. «О незамутненном, чистом сознании», - сказал Гуй-шань. «Разве «феномен» подходящее название для него?» - спросил Ян-шань. «Ты прав», - ответил Гуй-шань.
* Ян-шань спросил Гуй-шаня: «Если в один миг на нас обрушиваются сотни и тысячи объектов, что тогда?» Гуй-шань ответил: «Зелёное - не жёлтое, длинное - не короткое. Всё находится на своём месте. Мне нет до этого никакого дела».
* Ученик спросил Гуй-шаня: «Что такое Путь?» Гуй-шань ответил: «He-сознание есть Путь». «Я не понимаю», - пожаловался ученик. Гуй-шань сказал: «Ты должен понять то, что не понимаешь». Ученик спросил: «Что есть то, что не понимает?» Гуй-шань воскликнул: «Это ты сам, и ничто другое! - А потом продолжил: - Пусть нынешние люди просто поймут непосредственно то, что не понимает. Это твоё сознание, это твой Будда. Если получишь какое-нибудь внешнее знание или понимание и решишь, что это и есть Путь дзэн, ты неизлечимо болен до скончания времён. Это называется «затаскиванием отбросов внутрь , невытаскиванием отбросов наружу»; это оскверняет твоё сознание. Вот почему я говорю, что это не есть Путь».
* Ян-шань спросил Гуй-шаня: «Что такое обиталище истинного Будды?» Гуй-шань сказал: «Использовать возвышенность мышления без мысли, возвращаться мыслями к бесконечному яркому свету понимания. Когда мысль закончится, вернись к истоку, где сущность и форма вечны, а преходящее и непреходящее недвойственны. Истинный Будда - это пребывание в таковости».
* Во время беседы Ян-шань сказал: «Вы должны не запоминать мои слова, а всматриваться в глубь самих себя. С безначальных времён вы отворачивались от света и погружались во тьму, поэтому корни заблуждений ваших необычайно глубоки, и сразу выкорчевать их невозможно. Вот почему для исправления вашего огрубелого сознания мы прибегаем к упражнениям и надлежащим техникам. Это подобно тому, как если дать ребёнку листья жёлтого цвета, сказав, что они золотые, - только бы он перестал плакать.»
* Во время беседы Ян-шань сказал: «Это подобно тому, как если обманывать детей пустым кулаком - ведь в действительности в нём ничего нет. Сейчас я ясно говорю здесь перед вами о том, что принадлежит только совершенномудрым, но не фиксируйте своё сознание на этом. Просто обратитесь к безбрежному океану собственной сущности и поступайте в соответствии с реальностью. Вам не нужны духовные силы, ибо они есть лишь ветки древа мудрости; сейчас же вам необходимо постичь своё сознание и проникнуть к его истоку. Смело хватайтесь за корень, не беспокойтесь о ветвях - когда-нибудь вы естественным образом обретёте и их. это природа Будды в состоянии подлинной таковости».