Свобода от смерти - Опыт Сознательной Эволюции - Клюев
"Разрешите представить Вам Александра Васильевича Клюева, блестящего ученого, практика - эволюциониста. Клюев - врач - психофизиолог, кандидат медицинских наук, начальник отдела Межгосударственного Авиационного Комитета (МАК). По роду своей профессиональной деятельности занимается расследованием тяжелых авиационных происшествий в части анализа состояния и действий экипажа в экстремальный ситуациях. Клюев cовместно с А.Н. Качалкиным является автором новой релятивистской концепции психической деятельности человека, положенной в основу интегральной психофизиологии. Им написано более двухсот научных работ (в том числе три монографии) в области психофизиологии, авиационно-космической и судебной медицины. Он является автором научно-популярных книг по проблемам эволюции человека и человечества: «Свобода от смерти», «Уроки из Будущего», «Хождение в Вечность». Готовится к печати его книга «Сознательная Эволюция Человека». В настоящее время Клюев плодотворно работает в области изучения эволюционной трансформации человеческого сознания. В рамках решения этой проблемы им сформулированы психологически значимые этапы Пути Сознательной Эволюции и рекомендованы интегральные методы индивидуальной работы, получившие широкое практическое подтверждение."
(Текст ознакомительный; мои выписки - только после 2й картинки в начале выписок)
Внутренняя жизнь и повседневное поведение искателя Истины всецело должны быть подчинены выбранному Пути, то есть быть осознанными. Гарантом этого, особенно на первых порах, может служить именно сознательная дисциплина, базирующаяся на тотальной бдительности сознания. Нарождающийся в вашем сознании в процессе активной медитации сторонний наблюдатель (Свидетель) ничего не должен пропускать мимо себя и санкционировать лишь то, что способствует продвижению по выбранному Пути. В процессе работы на Пути следует использовать любую жизненную ситуацию для интегрального развития. Если мы постоянно помним о цели и поддерживаем стремление к эволюционному развитию, то самые обыденные жизненные обстоятельства становятся инструментами для огранки кристалла нашей души, а сама жизнь наполняется радостью и становится потрясающе интересной. Крайне эффективным средством, прямо способствующим освобождению, расширению и трансформации индивидуального сознания, является неспешное медитативное конспектирование прочитанного буквально слово в слово. Подобный процесс конспектирования обеспечивает максимально полное погружение сознания ищущего в смысловые пласты текста, которые представляют собой прямые отображения вибраций Истины.
Следует быть бдительным по отношению к попыткам ума вмешиваться со своими суждениями по поводу чего-либо с критериями «хорошо - плохо», «нравится - не нравится» и т. п. И вообще, следует воздерживаться от оценок, поскольку несовершенное сознание вносит только путаницу в истинное положение вещей. Об отношении к себе, своим собственным поступкам и мыслям. Следует раз и навсегда уяснить, что не существует ничего греховного и порочного. Все неверные поступки и движения мысли должны фиксироваться внутренним Свидетелем прямо на входе в сознание. Естественно, что подобная работа требует повышенной бдительности сознания. При этом ни в коем случае не следует осуждать себя за «греховные» поступки и мысли, необходимо прямо смотреть на факты. Тотальное осознание факта, а это возможно только в момент прямого контакта с Эволюционной Энергией, растворяет следствия и прямо способствует недопущению подобного в будущем. Концентрация внимания на «греховных» поступках и их болезненное осуждение вызывают ненужное «трение» в сознании и блокируют работу нисходящей энергии.
Для купирования болей и прочих негативных состояний и явлений необходимо регулярно (1-2 раза в день) принимать пищевую соду (по половине чайной ложки на полстакана теплой воды или молока). Ее целебные свойства были известны в глубокой древности, называлась она «пеплом священного огня». Сода, равно как настойки мяты перечной и корня валерианы, благотворно влияет на энергообмен в чакрах, повышает иммунитет организма и сопротивляемость его инфекционным заболеваниям. Принимать соду (вопреки бытующему мнению о «вреде для желудка») можно долгое время.
Безоговорочно принимать все как данное Свыше - необходимое условие для установления в сознании абсолютной ровности. Никакой реакции (ни позитивной, ни негативной) быть не должно - полное смирение в самом высоком смысле этого слова. И еще одно важное условие успешного продвижения по Пути - абсолютная безусильность в достижении чего-либо. При всей своей парадоксальности это правило соответствует глубинной сути всей нашей работы.
Усилие и подавление в нашей работе заменяются бдительностью и осознанием. Любые позывы к желаниям и действиям, препятствующим нашему прогрессу на Пути, должны фиксироваться как факт прямо на входе в сознание. При этом сам факт фиксации будет являться и фактом тотального осознания, имеющего чудесное свойство без всяких усилий с нашей стороны растворять (посредством контакта с нисходящей энергией) любое желание или попытку к действию. Поначалу это покажется трудным, поскольку не всегда будет удаваться сохранять бдительность, отдельные мысли и желания будут овладевать вами. В подобных ситуациях надо просто принимать происходящее как факт, не выказывая к нему никакого отношения и не осуждая себя за уже содеянное. Со временем процесс безусильного растворения всего негативного, пытающегося проявить себя в вашем сознании, станет нормой.
Практика активной медитации по Джидду Кришнамурти
Джидду Кришнамурти предлагает искателю Истины путь, который подкупает своей простотой и удивительной изящностью. Это путь для гурманов, тонко чувствующих Истину на интуитивном уровне. Ум настолько врос корнями в сам процесс восприятия, что без его участия мы не можем тотально наслаждаться даже красотами природы. Мы настолько привыкли ставить барьер из мыслей между истинной вещью или явлением и собою, что не представляем себе иного восприятия окружающего мира, а потому он предстает перед нами безжизненной схемой со слабым ароматом истины, загнанной в прокрустово ложе ума. необходимо начать работу с исследования механизма функционирования собственного сознания.
Внимательно наблюдая за процессом восприятия, вы очень скоро убедитесь, что буквально каждая мелочь, попадающая в поле зрения вашего сознания, тотчас ментализируется (ей дается название или определение).. На то, чтобы все эти процессы состоялись, требуется некоторая протяженность во времени. Итак, вслед за Кришнамурти мы можем констатировать факт, что мысль есть время. То, что мы называем мышлением, является физико-химическим процессом и требует для своей реализации некоторого времени. Любое движение мысли происходит во времени и неразрывно с ним связано. Как только мы включаем аппарат мышления, мы тотчас попадаем в плен психологического времени Кришнамурти утверждает, что только при условии исчезновения психологического времени человеческое сознание обретает способность напрямую контактировать с реальностью, воспринимая ее без каких-либо искажений и иллюзий, и действовать, не следуя за мыслью, а спонтанно: не мысль, а потом действие, а мысль есть действие.
Исчезновение психологического времени означает полное отсутствие мысли, то есть совершенное спокойствие ума. Когда ум совершенно спокоен, имеет место процесс, который Кришнамурти называет озарением. Сам он в последние годы пребывания в теле был в состоянии находиться в процессе озарения часами. Лишь при озарении возможно целостное восприятие окружающего мира, лишь при озарении способны рождаться новые идеи и новое знание. Процесс озарения - это результат прямого контакта сознания индивида с Божественной Силой.
Озарение исходит не из процесса мышления, а непосредственно из Всеобщего Разума и действует мгновенно, то есть минуя этап логического выбора и принятия решения. В связи с этим Кришнамурти предлагает поистине гениальную формулу, лежащую в основе его метода, - Наблюдающий есть наблюдаемое! Реальность - это когда нет разделения (временного зазора) между мыслящим и мыслью. Реальность - это восприятие посредством озарения. Основа метода Кришнамурти - постоянное (без вмешательства ума) наблюдение за процессом собственного мышления. «Чрезвычайно интересно наблюдать процесс собственного мышления, просто наблюдать, как мыслишь. Откуда берет начало эта реакция, которую мы называем мышлением? Очевидно, из памяти... тот, кто переживает и мыслит, сам и представляет собой эти удовольствия и страдания (наблюдающий есть наблюдаемое.), а также является той сущностью, которая питает и поддерживает удовольствие и страдание. Он не видит, что в самом требовании удовольствия таится страдание и страх.
Мысль изворачивается, но если вы поняли всю структуру мышления - как вы мыслите, почему вы мыслите, какими словами пользуетесь, как вы ведете себя в повседневной жизни, как вы разговариваете с людьми, как вы относитесь к ним, как вы ходите, как вы едите, - если вы осознали все это, тогда ваш ум не введет вас в заблуждение, тогда ничто не сможет вас обмануть, тогда ум не требует, не подчиняет; он становится необычайно спокойным, гибким, сенситивным (чувствительным), пребывающим наедине с собой, и в этом состоянии ничто не может его обмануть. Если человек хочет увидеть что-либо ясно, его ум должен быть очень спокоен, без всех этих предвзятых мнений, без болтовни, диалога, представлений, образов - все это должно быть отброшено ради того, чтобы видеть. И только в тишине вы можете наблюдать, как рождаются мысли... Только когда вы полностью спокойны, спокойны всем вашим существом. Тогда, если вы зададите вопрос, как возникает мысль, вы начнете видеть из этой тишины, как мысль обретает форму. Если вы осознали, как возникает мысль, то нет необходимости ее контролировать. если существует осознание того, как возникает мысль, то нет противоречия в мышлении...»
Непременное условие для эффективного исследования механизма функционирования мышления - нахождение активного сознания в текущем моменте времени (или в текущей ситуации), дабы иметь возможность прямо на входе встречать, высвечивать и незаинтересованно (не подхватывая, не отвергая и не оценивая) наблюдать все мысли и эмоции, рождающиеся в сознании. Все удивительно просто! Никаких усилий! Никакой траты энергии! Просто наблюдение! Не «гулять» активным сознанием ни в прошлом, ни в будущем, а находиться в реальном времени - это и есть практика активной медитации.
Медитация - это полное опустошение ума. Содержимое ума, - результат времени; оно - результат тысячи переживаний, огромного накопления знаний, воспоминаний. Ум так отягощен прошлым, потому что все его знание есть прошлое, а память - результат накопления тысячи переживаний, и все это - известное. Может ли ум, являющийся как сознательным, так и бессознательным, полностью опустошить себя от прошлого? В этом - все движение медитации. Если ум осознает себя без всякого выбора, видит целиком свое движение, может ли это осознание очистить ум от известного? Ведь если есть хоть какой-то остаток прошлого, ум не может быть чистым, невинным. Таким образом, медитация - это полное опустошение ума.
Медитация - одно из величайших искусств в жизни, - возможно, высочайшее, поскольку ему нельзя ни от кого научиться. Вот в чем красота медитации. У нее нет ни техники, ни авторитета. Когда изучаешь самого себя, наблюдаешь себя, наблюдаешь, как ходишь, ешь, что говоришь, сплетни, ненависть, ревность, если осознаешь все это в себе, без выбора, то это часть медитации. Поэтому медитация может происходить тогда, когда едешь и гуляешь в лесу, полном света и тени, или слушаешь песни птиц, или всматриваешься в лицо жены или ребенка.
Необходимая составляющая медитации - полнота внимания. Перед началом всех своих бесед он требовал от слушателей прежде всего именно полноты внимания. Под ней Кришнамурти понимает не эмоциональное (с вмешательством эмоций), не интеллектуальное (с вмешательством ума) слушание, а слушание целостное, всеобъемлющее, тотальное, при котором слушатель отдает все свое существо процессу понимания. Только тогда полностью устраняется барьер между слушающим и говорящим. Всецельная полнота внимания необходима и при чтении, которое при этом становится медитативным. Медитативное чтение позволяет читающему целиком погружаться в письменные источники высшей пробы и делать при этом удивительные открытия в собственном сознании, которые невозможны при эмоционально-интеллектуальном чтении.
Понимание достигается при обладании мозгом, который очень спокоен. Мозг в конечном счете это инструмент, который думает, реагирует; мозг - кладовая памяти, результат времени и опыта, и не может быть никакого понимания, если этот инструмент все время возбужден, реагирует. Ум, освободившийся от пут памяти, Кришнамурти называет «истинно религиозным умом. Ум, находящийся в состоянии, когда нет более ни усилий, ни стремлений, - это истинно религиозный ум. В таком состоянии ума вы можете прийти к тому, что называется «истина» или «реальность», блаженством, Богом, красотой, любовью. Живой ум - это ум спокойный, который не имеет центра и который, следовательно, пребывает вне пространства и времени. Такой ум беспределен - это истина и факт чрезвычайной важности.
Религиозный ум свободен от всякого авторитета. Крайне трудно быть свободным от авторитета собственного опыта, накопленного человеком... Религиозный ум не имеет верований, не имеет догм; он движется от факта к факту, и потому религиозный ум - это научный ум. Религиозный ум интересуется и занимается целым, он озабочен не каким-то частным проявлением, а всей полнотой человеческого существования. Умирать - значит иметь ум совершенно пустой от своего собственного содержания, от своих повседневных стремлений, удовольствий и мук. Смерть - это обновление, мутация, в которой мысль совершенно не функционирует, так как мысль есть прошлое. Когда приходит смерть, возникает нечто совершенно новое. Свобода от известного есть смерть. И только тогда вы живете».
Смерть, по Джидду Кришнамурти, - полное освобождение сознания от пут обусловленности. Все удивительно просто - будьте каждое мгновение «здесь и сейчас» - и вы вне времени. Сознание, свободное от прошлого (прошлое - это и «эго»), пребывает в Вечности, Истине, Любви, одним словом - в Божественном. Что очень важно, практика активной медитации по Джидду Кришнамурти позволяет быстро установить стойкий контакт с нисходящей Эволюционной Энергией, которая и принимает на себя функцию активного трансформирующего начала. Красивая, фактически безусильная, стремительная (при регулярной бдительности) реализация первых шести этапов Пути Сознательной Эволюции!
Путь молитвы, преданности и полной сдачи себя в руки Всевышнего
Люди, готовые искренне следовать Путем Сердца, должны иметь достаточно сформированное (большей частью еще в прошлых воплощениях) психическое существо, которое и выступает в качестве внутреннего водителя практически с первых шагов ищущего на выбранном поприще. Именно вмешательство психического существа, особенно на первых этапах Работы, значительно смягчает все негативные проявления, неизбежные при следовании по Пути Сознательной Эволюции, в частности последствия атак «враждебных сил». Путь Сердца - кратчайший путь к Богу, к Истине. Это наиболее мягкий и естественный Путь постижения Истины, органично вписывающийся в повседневную жизнь человека, лишенного эгоистических притязаний. Путь сердца открывается молитвой. Молитва - не обязательно слова преданности, обращенные к Всевышнему, молитва может быть и сердечной, то есть не имеющей конкретного словесного выражения. Сердечная молитва - это молниеносная мысль-вибрация о Боге, пронзающая волшебным теплом все ваше существо. Тепло и есть результат непосредственного контакта психического существа с Божественной Силой. В конце концов, любая словесная молитва в процессе Работы должна трансформироваться в сердечную. Молитва - акт глубоко интимный и требует полного внутреннего уединения и отрешенности от окружающего мира. В сознании творящего молитву не должно быть ни единой мысли, ни единого желания, ни единой личной (корыстной) просьбы - только искреннее стремление соединиться со Всевышним. Смысл молитвы (как словесной, так и сердечной) - стремление и полное доверие к Всевышнему, безоговорочная сдача себя в Его руки без каких-либо предварительных условий. Сила молитвы в искренности сердечного устремления соединиться с Всевышним. Со временем искренне практикующий молитву заменяет слова чистым, сердечным устремлением, не поддающимся никакому словесному выражению. Чем чаще ищущий будет сердцем обращаться к Богу, тем теснее будет контакт его сознания с Божественной Силой. Если регулярно, с возрастающей частотой творить сердечную молитву, то в конце концов она становится спонтанной и само существование искреннего искателя Истины становится молитвенным. Ясно, что искренняя молитва невозможна без абсолютной преданности Богу. Человек, не способный на абсолютную преданность Всевышнему, не должен идти Путем Сердца. Абсолютная преданность Богу неотрывна от сердечной веры в Его милость, способной оградить от опасностей и в любой момент оказать нужную помощь в продвижении по Пути. Зацикливание сознания ищущего на чувстве собственной греховности приводит к блокированию контакта с Божественной Силой. Покаяние или искреннее раскаяние - это всегда акт прямого соприкосновения с психическим существом (душою) - частицей Божественного в человеческом сознании. Покаяние практически без следа растворяет все неблагоприятные последствия «греховных» мыслей и поступков. Наряду с практикой молитвы и покаяния Путь Сердца предполагает достижение полного смирения и абсолютной ровности сознания. Реализация этих компонентов интегральной духовной практики - необходимое условие освобождения искателя Истины от кармических уз и притязаний «эго». Смирение сводится к тому, что ищущий должен принимать все происходящее с ним как результат проявления Воли Всевышнего, а потому, что бы ни произошло в жизни, все следует принимать одинаково ровно (без сопротивления. При сознательном следовании практике смирения происходит постепенное развязывание кармических узлов и освобождение от кармических уз с обретением истинной свободы от давления «эго» и разного рода «случайных» обстоятельств. Очень важный элемент работы на Пути Сердца - это постоянное бодрствование сознания (иными словами, тотальная бдительность). Только бодрствующее сознание способно высветить все мысли и желания, направленные на то, чтобы помешать ищущему следовать выбранным путем. Человек должен осознавать все, что входит в его сознание и выходит из него в форме слов, мыслей и поступков. Только при этом условии можно эффективно контролировать текущее состояние своего сознания. Сознание должно постоянно функционировать в настоящем моменте времени, а потому совершенно недопустимо действовать, мыслить и говорить автоматически, не осознавая происходящего. Любое движение ума или эмоций должно находить отражение в сознании ищущего. Постоянное бодрствование сознания и есть чистая практика активной медитации, лежащая в основе Интегрального Пути Сознательной Эволюции. Практика тотальной бдительности в сочетании с молитвой настраивает сознание ищущего на Божественную волну (на истинную пространственную вибрацию), активно способствуя установлению стойкого контакта с Эволюционной Энергией. Путь Сердца как интегральный метод достижения единения со Всевышним (абсолютная преданность Господу, молитва, бдительность, покаяние, смирение и безмолвие ума) представляет собой сочетание активной медитации с искренним поклонением Господу и полной сдачей себя в руки Всевышнего. Этот метод, в отличие от других, особенно эффективен на этапе раскрытия психического существа, причем сам акт раскрытия происходит мягко и практически не сопровождается болезненными расстройствами психики в переходном периоде.
В результате завершения второго этапа Пути ищущий устанавливает первичный контакт с внутренними энергиями тонкого тела, с восходящей энергией Кундалини, локализующейся в области позвоночного столба, а также с нисходящей пространственной энергией.