Виртуальные миры трансового рисунка (продолжение)

Sep 07, 2013 07:14

начало - http://sonya-h-skaya.livejournal.com/300662.html

Виртуальные миры трансового рисунка, или "Я требую, чтобы меня пожалели"
- Виктор Яковлев

"Трансовое рисование - один из способов познания себя и окружающего мира, развивающий творчество и интеллект, способный подарить неожиданные озарения и открытия.
Эта книга посвящена психотерапевтическим аспектам технологии трансового рисования, мало известным в отечественной литературе. В ней подробно описаны свойства автоматических рисунков, способы введения человека в состояние автоматического рисования и психотерапевтические маршруты трансформации кризисных ситуаций. Рассмотрены принципы и практические аспекты трансового подобия, лежащего в основе психотерапии с помощью автоматического рисования.
Книга адресована практикующим психологам, психотерапевтам, гипнологам, врачам общей практики и педагогам, а также широкому кругу читателей, интересующихся бессознательной деятельностью человека."

Разумеется, в книге про рисование много рисунков :) За коими и отсылаю к оригиналу.
Полностью - тут:
http://gorodnaneve.com/knigi/viktor-yakovlev-virtualnie-miri-transovogo-risunka-ili-ya-trebuiu-chtobi-menya-pozhaleli.html



[Spoiler (click to open)]

Расслабленный голос

Расслабленный вариант голоса реализуется в специфичном состоянии терапевта - в состоянии внутренней улыбки. Именно внутренняя улыбка терапевта обладает мощным трансогенным эффектом. В состоянии внутренней улыбки нет необходимости думать о паузах и мелодике речи. Паузы и мелодика сами автоматически становятся на свои места, формула обретает законченность и трансовую силу. Большинство тихо говорящих гипноте-рапевтов во время сеанса пребывают в состоянии внутренней улыбки.

Описать состояние внутренней улыбки невозможно. Каждый народ кропотливо отбирал лучшие способы выражения трепетности и приязни. Эти состояния названы внутренней улыбкой. Внутренняя улыбка - это безбрежный океан удивительных состояний духа. Это тайна, чудесный свет изнутри. Это лабиринт, это транс. Увидеть внутреннюю улыбку можно, в нее можно войти, но описать словами нельзя.
Мир из состояния внутренней улыбки выглядит иным, контрасты утрачивают свою значимость, на первый план выходят глубины человеческого ума и духа, богатство оттенков цвета и игры эмоций.
Не задерживайте в себе чувства и слова благодарности. Благодарите искренне и немедленно. Когда вы искренне выражаете чувство благодарности, вы улыбаетесь. Такова природа человека.

Найдите в себе внутреннего эмоционального человека. Найдите его губы и зафиксируйте внимание на их уголках. Улыбнитесь и убедитесь, что внутренний эмоциональный человек может жить отдельно от тела, уголки губ физического тела неподвижны. «Вденьте» губы внутреннего человека в губы внешнего человека и соедините кончики губ их обоих. Кончики губ инициируют «вдевание» внутреннего человека во внешнего. Внешний и внутренний сливаются в единое целое. Теперь психическая жизнь человека и его движения соединены в одну цепочку.

Улыбка «сборного» человека обладает одним уникальным свойством. Уголки губ при еле намеченной улыбке «цепляются» за энергетические центры, находящиеся в области сустава между плечевой костью, ключицей и акромиальным отростком лопатки. В состоянии «зацепления» улыбка «включает» энергетические центры всего тела человека и оно обретает приятный взгляду вид.
Если улыбнуться шире положения «зацепления», энергетическая связь между уголками губ и центрами в суставах прерывается и тело «гаснет». Внутренняя улыбка рождает состояние психологической и энергетической открытости, ровного и радостного психологического состояния. С улыбкой следует не только познакомиться, в ней надо чаще бывать - и тогда она станет привычным состоянием.

Вход 2.

Второй вход в состояние внутренней улыбки значительно отличается от первого и восходит к китайским традициям. Аналоги метода внутренней улыбки известны и в европейской гипнотической традиции. Идея метода состоит в «зажигании» улыбкой «точки сознания внутреннего Я». «Внутреннее Я» -энергетико-психологическая реальность в рамках многих систем знаний о внутреннем мире человека. «Точка сознания внутреннего Я» является средоточием осознания внутреннего мира и одновременно пунктом приложения психической энергии. При внутреннем видении «точка сознания внутреннего Я» идентифицируется в виде светящейся точки или капли голубоватого цвета.

В норме у европейцев «точка сознания внутреннего Я» находится в грудной клетке в области сердца. Она проецируется приблизительно на середину линии, соединяющую соски молочных желез. Эта точка может мигрировать по системам энергетических магистралей тела и пространства ауры вокруг тела. Многие энергетические практики состоят в волевом перемещении «точки сознания внутреннего Я» в заданную позицию для выполнения специальных задач. После выполнения задачи «точка сознания внутреннего Я» должна автоматически вернуться на место. Люди, практикующие эту технологию, обладают уравновешенностью, живостью ума и хорошей координацией движений.
Техника внутренней улыбки в этом варианте довольно проста. Встаньте прямо, чуть ослабив колени. Если вы спокойны, ваше тело начинает слегка покачиваться. Закройте глаза и поднимите взор в самую крайнюю верхнюю позицию. Осторожно выдвигайте нижнюю челюсть вперед, и в какой-то момент ваше тело расслабится, а покачивания резко усилятся и затем ослабеют.

Внутренним взором оглядите пространство своего тела и пространство вокруг себя. Обычно пространство вокруг себя выглядит темным или темно-серым. Довольно быстро вы обнаружите или светящуюся точку, или темное пятнышко.
Если это «точка сознания внутреннего Я», вы отчетливо это осознаете. Как только вы осознаете ее, она начнет движение к телу или к грудной клетке. Улыбнитесь «точке сознания внутреннего Я», и она молниеносно станет на свое место. На своем месте точка всегда светлая. Затем свет от точки начинает распространяться вниз по туловищу и по ногам. После осветления нижней части тела свет начинает подниматься от груди к голове и охватывает все тело. В момент осветления всего тела вы осознаете, что улыбаетесь всем своим существом. Следующим этапом улыбнитесь земле, на которой стоите. Вы ощутите новое состояние - парение. Это и есть внутренняя улыбка. Не выходите из этого состояния, привыкайте к нему. Следующий шаг - передача или дарение внутренней улыбки.

Передачу внутренней улыбки выполняют одним и тем же способом, вне зависимости от использованного входа. В состоянии внутренней улыбки прикоснитесь к уголкам губ кончиками третьего и четвертого пальцев рук. Вы почувствуете внутреннюю улыбку у себя на пальцах. Отнимите пальцы от уголков губ и плавным движением вперед и в стороны передайте улыбку окружающему пространству и людям в нем.
Передача внутренней улыбки - одна из вершин человеческого совершенства, ее можно по праву считать королевой улыбок. Каждому из нас жест передачи внутренней улыбки знаком. Чем счастливей человек, тем чаще он одаривает окружающих внутренней улыбкой. Внутренняя улыбка предназначена всем, всему миру.
На внутреннюю улыбку очень похож воздушный поцелуй. Воздушный поцелуй передается от середины губ, губы вытягиваются в трубочку, и человек устремляется к другому человеку. Во время передачи воздушного поцелуя люди смотрят глаза в глаза. Воздушный поцелуй является одной из вершин любви.

Мяукающий и журчащий голоса

Четвертый вариант негромкого трансового голоса называют мяукающим за характерное произношение слов и фраз, очень напоминающее кошачье мяуканье и мурлыкание. Мяукающий голос и соответствующий ему стиль речи автоматически используют хитрые женщины. В этом голосе чудесным образом соединены и вкрадчивость, и просьба, и устремление к тебе. Умом понимаешь, что просьба абсурдна, но ни кошке, ни женщине отказать невозможно. Мяукающий голос выполняет специфическую задачу - он переводит пациента из обыденного состояния сознания в меж-трансовый переход, а сам пациент уже без влияния терапевта легко соскальзывает из состояния межтрансового перехода в нужный транс и выполняет любое задание. В мяукающем стиле терапевт может предлагать очень сложные формулы, и пациент с легкостью и блеском их воплотит. Такова сила негромкого мяукающего голоса.
Технически мяукающий стиль воспроизводить очень трудно, существует множество его вариантов. Единственный способ его освоить - это слушать и проникать в голоса кошек и женщин. При достаточной внимательности и тренировке мужчины осваивают его и успешно используют в гипнотической практике.

Очень близок к мяукающему журчащий стиль. Голос напоминает журчание ручейка, но более всего разговор кошек между собой или с человеком. Вспомните, как кошка просит вас приласкать и почесать за ухом. Она сначала потянется к вам и затем произнесет что-то вроде «жмру». Кошачьи фразы тихие, очень короткие, а просьбы успешны.
Точно так же излагают свои просьбы маленькие дети, и тоже всегда с успехом. Взрослые в минуты отключенного самоконтро-ля и полной естественности охотно пользуются этим приемом. Звуки, которые мы произносим в естественном состоянии, под контролем сознания воспроизвести не удается. Они очень близки к кошачьим, если не идентичны им. Хорошая практика освоения журчащего стиля состоит во вслушивании и присоединении к подобным нечленораздельным звукам. Журчащий стиль является вариантом техники вызывания трансовых откликов с помощью нечленораздельных звуков.
Журчание обладает особым качеством - устремленностью к адресату и точным высказыванием пожелания. Кошки и дети глазами присоединяются к нам, а затем очень быстро что-то произносят. Мы притворяемся, что ничего не поняли, а на самом деле все прекрасно уяснили. Такая игра нравится всем. Потом мы молча удовлетворяем не высказанную словами просьбу.

Металлический трансовый голос

Металлический трансовый голос используют все гипнотизеры. Металл в голосе, доведенный до крайних степеней, позволяет легко ввести пациента в любой транс, как поверхностный, так и глубокий. Металличность голоса - одно из эффективных средств лечения подсознания за счет упорядочивания хранящейся информации. Примерами металлического голоса могут служить голоса певцов. Металлическим голосом исполняют песню «Мамбо итальяно».
Основные характеристики металлического голоса - его безэмоциональность и монотонность. Смысловая характеристика формулы не решает главной задачи при наведении транса. Главная задача вызывания трансового отклика решается металличностью голоса.
При использовании металлического голоса применяют две разновидности трансогенных техник. Первая - произнесение слов и фраз нараспев, намечая паузы между словами, сглаживая паузы между фразами и повторяя фразу 3-5 раз. Закончить произнесение формулы, вводящей в транс, можно двумя путями: резко повысить голос и оборвать звук или же, наоборот, медленно протянуть последний слог, постепенно понижая его. Вторая разновидность - произнесение формул с четко выраженной паузой между словами и фразами.

Скандирующий голос

Скандирующий голос обладает прекрасными гипногенными свойствами, погружая в транс психически неустойчивых пациентов или упрямцев, не желающих вникать в инструкции терапевта.
Скандирующий голос гипнотизера занимает промежуточное положение между голосом поэта, читающего свои стихи, и завыванием котов. Несмотря на необычность примеров, скандирующий голос гипнотизера очень похож именно на эти феномены. У поэтов следует взять интонации и «тянущую» манеру произнесения, особенно согласных звуков. У котов следует поучиться жуткому тембру и тоже способности тянуть звуки. Не удивляйтесь рекомендации учиться трансовому голосу у мартовских котов. Природа трансов одна для всех, а коты - отличные гипнотизеры.
Скандирующий голос требует больших пауз между формулами. Сама формула может быть краткой, но за счет скандирования она получается длинной. Формула для наведения транса скандирующим голосом должна быть четкой и выверенной. Скандирующий голос похож на металлический и близок к нему, но отличается большей напряженностью и эффектом застрявшего в горле звука «л-л-л-л».

Технология трансового рисования

Суть инструментальных путей кратко можно изложить так. Пациент берет в руки инструмент для письма или рисования, манипулирует им и входит в транс, в трансе высвобождается тот или иной образ-видение. Исключениями являются тактильный и болевой пути нахождения ключевых образов - когда терапевт прикосновением или с помощью болевых ощущений погружает пациента в транс автоматического рисования. Хорошо зарекомендовали себя следующие инструментальное пути для нахождения и выбора ключевых слов и их аналогов:
• путь от карандаша,
• путь от листа бумаги,
• путь от рисовальной доски,
• путь от трансового рисунка,
• путь от шелкового платочка,
• путь от клубка ниток,
• путь от звука колокольчика,
• путь от аромата,
• путь от вкуса, привкуса и послевкусия,
• путь от разбрасывания зерен,
• путь от камней и драгоценностей.
Особые пути к трансовому рисунку - рисование красками с помощью пальцев, вызывание трансового отклика болью и высвобождение образов из сновидений.

Путь от карандаша

Среди множества карандашей необходимо выбрать пригод-' ные для автоматического рисования. Тщательность выбора карандаша - залог успеха. Основное требование - он не должен вызы-; вать ощущение напряжения и неловкости в теле, конечностях и пальцах.
Взяв в руки карандаш, вы должны ощутить легкость в теле. Кисть легко движется с карандашом, движения плавные и в то же время быстрые, текучие, стремительные, но не резкие. Ка-. рандаш легко вращается вместе с кистью и образует единое и подвижное целое с телом. Тело устремляется за кончиком карандаша, оно во власти образов бессознательного. Бессознательное в этот момент может выдать образ в виде неосознанного движения тела, письма или рисунка (картинки на бумаге или холсте). Остается лишь прикоснуться кончиком карандаша к листу бумаги - и происходит чудо рождения автоматического письма или рисунка.

Текучесть движений руки с карандашом - это очень важный акцент в трансовой технологии автоматического рисования. Второй важный акцент - кисть с карандашом и глаза совершают содружественные движения. Кончик грифеля и взор совершают подобные или обратные движения. Подобные движения - когда взор и кончик карандаша движутся в одном и том же направлении, обратные движения - взор движется в одну сторону, а кончик карандаша в другую. Третий важный акцент - сознание запаздывает по отношению к движению или возникает ощущение того, что человек видит себя со стороны, но все равно осознает свои действия с некоторым запозданием. Действие и осознание разделены во времени, иногда это доли секунды, а иногда и минуты.
Кисть руки сцеплена с карандашом, и карандаш является продолжением вашего тела. Как только появилось ощущения слияния тела с карандашом, человек готов к автоматическому рисованию. Карандаш переводит человека из обыденного состояния в трансовое. Рисунок может появиться спонтанно, без стимулов извне, и это значит, что карандаш подобран правильно.

Идеально подобрать карандаш удается не всегда. Хорошо, но не идеально подобранный карандаш переводит пациента в транс, однако трансовый отклик слегка запаздывает, ему необходимо некоторое время для вовлечения трансового копировального аппарата в действие. Лучше всего немного подождать, и образ спроеци-руется на лист бумаги. Если ожидание затягивается, уместно слегка простимулировать пациента. Для стимуляции подбодрите пациента тихим голосом, сказав ему, что образ он видит и сейчас начнет рисовать. И действительно, пациент рисует «спонтанно» пришедший образ. На самом деле образ вызван из подсознания свойствами карандаша.
В тех случаях, когда этот прием не срабатывает, необходима дополнительная трансовая стимуляция, высвобождающая рисунок или текст из подсознания пациента. Это может быть и инструкция о том, как сесть удобнее, и легкое прикосновение к телу пациента, и щелчок пальцами, и выстукивание костяшками пальцев простенького ритма по столу.

Единственное условие эффективной дополнительной трансовой стимуляции - она должна быть легкой и краткой, как дуновение ветерка. Цель стимуляции - помочь трансовому отклику вырваться на свободу, он всего лишь задержался на мгновение, словно ждал разрешающего сигнала. Если терапевт будет терпелив и деликатен, то внешне все будет выглядеть так, словно рисунки или слова сами появляются на бумаге.
Потренируйтесь в выборе необходимого карандаша. Возьмите карандаш пальцами и попытайтесь его вращать или двигать. Затем возьмите второй, третий карандаши и сравните свои ощущения, возможность движения рук и туловища. Вы обнаружите, что с одним типом карандашей рука движется очень легко, с ним вам хочется двигать не только рукой, но и всем телом, даже возникает спонтанный танец. Карандаши вовлекают тело в движение.

Желательно иметь под рукой широкий выбор простых и цветных карандашей, который можно дополнить цветными мелками, рисовальным углем художников, сангиной, сепией, пастелью, кистями с акварельными и гуашевыми красками.

«Летающим» карандаш назван потому, что он рождает ощущение полета руки и тела. Перед пациентом раскладывают много цветных карандашей и чистый лист бумаги. Желательно иметь как можно большую палитру цветов в наборах карандашей. Затем пациенту нужно предложить посмотреть на карандаши рассеянным скользящим взглядом и выбрать «приятные». Он должен поочередно брать в руки те карандаши, за которые взгляд «цепляется» - то есть ненадолго останавливается и появляется смутное желание протянуть руку и взять карандаш.
Взяв в руки карандаш, необходимо повертеть его в пальцах или слегка помахать им перед собой. Во время помахивания карандашом у пациента рождается слово или даже целый образ, которые фиксируют на чистом листе бумаги. Перебрав несколько заинтересовавших пациента карандашей и отметив слова-ассоциации и образы-ассоциации, в итоге получаем набор ключевых слов и образов.
Иногда «цепляние» взгляда сопровождается быстрым безотчетным движением руки и даже тела. Рука хватает карандаш, трансовое ключевое слово рождается у пациента очень быстро, и он начинает рисовать.

В отличие от «цепляния» взгляда существует феномен «скольжения» взгляда по карандашам. При «скольжении» отсутствуют даже намеки движений тела и желания выбрать тот или иной карандаш. Взгляд скользит по карандашам безучастно, и ключевое слово не рождается. Однако во время скольжения взгляда по веренице карандашей перед внутренним взором пациента довольно часто мелькает какой-то образ. Глаза пациента останавливаются и слегка расширяются. Он на несколько мгновений цепенеет, застывает в какой-то одной позе. Необходимо дать пациенту время побыть в этом состоянии, не торопя и не отвлекая его. Слово и образ могут отчетливо не осознаваться, но спустя некоторое время пациент выходит из состояния оцепенения, берет нужный ему карандаш и начинает рисовать без проявленного ключевого слова.

«Стоячим» карандаш назван потому, что основное ощущение в руке и теле - напряженность. Для того чтобы карандаш вызвал трансовый отклик, его необходимо поддерживать особым образом. Обычно мы рисуем карандашом, сильно наклонив его к листу бумаги. Лист и карандаш образуют острый угол. Для вызывания трансового отклика необходимо взять карандаш особым способом, расположив его перпендикулярно к листу бумаги. Карандаш «стоит» на листе. Именно по этим свойствам выбора карандаша и способа его поддержки карандаш именуют «стоячим».

Правила использования карандашей

Сравнение свойств «летающего» и «стоячего» карандашей выявило их особенности и правила пользования ими. «Стоячий» карандаш вызывает к жизни как скрытые образы и слова, проявляя их, так и рисунки, разрешающие скрытую кризисную ситуацию. Если с помощью «стоячего» карандаша находят скрытый образ, то пациент по непонятным причинам соскальзывает с образа в межтрансовый переход и больше к нему не возвращается.
«Летающий» карандаш хорошо проявляет скрытые образы. Скрытый образ, вызванный «летающим» карандашом, живет в подсознании достаточно длительное время, и пациент остается зафиксированным в трансе скрытого образа. Самое главное - пациент может проводить различные манипуляции и трансформации образа. Исходя из особых свойств карандашей, родились два самостоятельных способа их использования во время сеанса трансового рисования.

НЛП, гипноз, психология, транс

Previous post Next post
Up