Ходынская радиостанция была построена в Москве, в начале Первой Мировой Войны на Ходынском поле, силами солдат ровно за сто дней. С ее помощью Россия поддерживала связь с союзниками по Антанте. Вот что писал в своих мемуарах Ф.Ф. Волков, комиссар Ходынской радиостанции; «Молодым солдатом в октябре 1914 года я пришел на строительство Ходынской радиостанции. Приходилось ра¬ботать на строительстве бараков, на сборке и подъёме мачт, на монтаже искрового передатчика и силовой элек¬тростанции. Через полгода я был зачислен в так называемый «электротехнический класс» и стал работать электротехником на передатчике, электрооборудование которого было очень многочисленным и сложным».
Подъем мачты.
После февральской революции 1917 года, на радиостанции был создан революционный комитет из солдат-большевиков и им сочувствующих, начавший проводить агитацию среди остальных военнослужащих. Поначалу проводимая работа не прибавляла большевикам сторонников. Для усиления агитационной работы из Петрограда был прислан отряд военных моряков с радиостанции «Новая Голландия». Большевикам удалось взять власть на Ходынской радиостанции, но сама радиостанция замолчала, с января 1918 года она бездействовала. Восстановить работу радиостанции удалось в конце 1918 года, когда по декрету, подписанному В.И. Лениным она была передана из Военного ведомства в Народный Комиссариат Почты и Телеграфа.
Увольнительное удостоверение от 4 декабря 1917 года.
Ходынская радиостанция работала на полную мощность, информируя молодую советскую республику и зарубежные страны о событиях происходящих в стране, пока 9 мая 1920 года были подожжены и стали взрываться артиллерийские склады, расположенные по соседству. Вот как описывает это событие в своей книге «Ракеты и люди», видный ученый и конструктор Б. Е. Черток: «Это было летом 1920 года. Я отпросился в очередной раз посмотреть, как работает радиостанция. По пути я увидел необычайной высоты дым и огоньки, пляшущие над пороховыми складами. Навстречу бежали люди с криками: Склады горят! Я неплохо бегал и во всю свою восьмилетнюю прыть дал деру в сторону деревни Шелепихи. За моей спиной вскоре уже грохотало и гремело».
Повреждения радиостанции оказались очень большими: вышла из строя аппаратура, сгорел до основания посёлок жилых домов. Радиостанция
замолкла, голос Москвы перестал быть слышен.
Сборка 150 метровых деревянных мачт, фото 1927 года.
Но уже 11 мая 1920 года В. И. Ленин подписал постановление Совнаркома об образовании Чрезвычайной комиссии по восстановлению ХОДЫНСКОЙ радиостанции, в сверхсметном порядке было выделено 50 миллионов рублей.
После пожара сотрудники радиостанции были поселены в гостинице «Пассаж», так как все их жилье сгорело. На своем собрании они постановили работать круглосуточно, до тех пор пока Ходынская радиостанция не заработает. На третьи сутки после начала ремонтных работ, 17 мая 1920 года начальник Ходынской радиостанции Д.Н. Румянцев нажал телеграфный ключ и послал сообщение: «Всем, всем, всем. Я МСК».
Сборка 150 метровых деревянных мачт, фото 1927 года.
Пусть и с пониженной мощностью только 75% от номинальной , из-за разбитой аккумуляторной батареи, но радиостанция снова работала.
Водонапорная башня,
В то время Ходынская радиостанция передавала политические новости, директивы Советской власти и другие циркулярные документы. Эти материалы предавались для газет по всей страны. Успех приема зависел от правильности настройки кристаллического детектора, который и определял чувствительность приемника, не содержавшего в те годы ни одной радиолампы. Первые ламповые приемники появились на радиостанции только в 1923 году. Через каждые полчаса радиостанция прерывала свои передачи для подстройки передатчиков и отдыха операторов. Объем передаваемой информации в то время не превышал 4 тысяч слов в сутки. При большом количестве материала ночные сеансы заканчивались только под утро, ведь уверенного приема можно было добиться только ночью. С наступлением рассвета слышимость Москвы падала, потому рабочий график был с 23.00 до 06.00. На местах журналисты практически из- под карандаша радиста брали материалы «Плакатного вестника РОСТА», что бы успеть к выпуску местной газеты.
Здание бывшей станции №2, фото 1927 года.
Осенью 1920 года на Ходынской радиостанции был установлен радиотелефонный передатчик привезенный из Нижегородской лаборатории мощностью 5 квт. Он позволял передавать в эфир человеческую речь и музыкальные произведения. Вот как вспоминает это событие А.Г. Зайковский, старший инженер МДРСВ из Челябинска: «Никогда не забуду день, когда мы, радисты, собрались в приемной комнате руководства города Челябинска для прослушивания опытной передачи по радиотелефону из Москвы. Все мы были восхищены и изумлены, услышав речь и музыку, впервые по эфиру из Москвы принесенные в Челябинск». К сожалению, качество усилителей Нижегородской лаборатории было невысоким, оно не удовлетворяло слушателей. Речь была понятна, новости интересны, но музыка сопровождалась таким количеством паразитных шумов, что трудно было понять хорошо или плохо выступает исполнитель. Ходынская радиостанция продолжала работать на устаревшем искровом передатчике.
Жилой дом в поселке при станции, фото 1955 года.
В 1920 году вМоскве стали появляться новые радиостанции с более совершенной аппаратурой. Но и Ходынскую радиостанцию нельзя было списывать со счетов. Большинство радиостанций страны могли вести прием только затухающих колебаний. Для них вела свои передачи из Москвы Ходынская радиостанция. Она передавала для местных газет политические новости, директивы советской власти и прочие сообщения.
В ноябре 1922 года, к пятой годовщине Октябрьской революции, Ходынская радиостанция получила название «Октябрьская», Вместе с радиостанцией и военное радиополе стали именовать «Октябрьское военное радиополе». В дальнейшем название было сркращено до «Октябрьское поле». Со временем изменила название и радиостанция, став Московским октябрьским приемопередающим радиоцентром (МОПРЦ).
В 1941 году, с началом войны, было принято решение прекратить работу московских радиовещательных станций, так как они могли быть использованы противником в качестве радиомаяков для своих самолетов. Но когда налеты на Москву прекратились, Октябрьская радиостанция продолжила свою работу, она несла основную нагрузку по радиосвязи с партизанскими отрядами и фронтами.
Еще один жилой дом в поселке при станции, фото 1955 года.
В послевоенные десятилетия на территории радиостанции были установлены т.н. "глушилки" - радиопередатчики, своим сигналом мешавшие приему зарубежных антисоветских «Голосов».
Здание бывшей станции №2, фото 1950 года.
В октябре 1991 года на базе Ходынской радиостанции была основана первая в нашей стране негосударственная операторская радиовещательная компания - ТОО «Октод». На территории радиоцентра была возведена 150 метровая мачта, с нее осуществлялось вещание радиостанций: "Серебряный дождь", "Наше Радио", "МАЯК-24", "Радио 7", "Радио Любовь", "Радио Максимум". ТВ-вещание программы ТНТ. Здесь, впервые в России проводились опытные передачи Телевидения Высокой Четкости (HDTV).
Работники радиостанции на уборке картофеля в подшефном колхозе, фото 1953 года.
Несколько лет назад стало ясно, что 150 метровой мачты уже не хватает - нет устойчивого приема на окраинах Москвы, Было принято решение о создании новой, более высокой телебашни.За основу проекта была принята ажурная 250 метровая конструкция, внешне напоминавшая знаменитую Шаболовскую башню, спроектированную великим русским инженером В.Г Шуховым. Кстати и Шуховская башня тоже должна быть высотой 250 м, но нехватка металла после Гражданской войны заставила изменить проект до 150 м отметки.
Объединенный хор работников радиостанции и войсковой части, фото 50-х годов.
Конструкция новой телебашни разработана в 2000-2001 годах под руководством заслуженного строителя России Остроумова Б.В. Металлоконструкции башни изготавливались на заводе в городе Сызрани.
В 2004 - 2005 осуществлен монтаж нижних секций при помощи крана до отметки 138 м. Верхняя часть была смонтирована в сентябре 2006 года методом вертолётного монтажа при помощи модифицированного грузового вертолёта на базе Ми-26Т. Монтаж занял всего 4 дня. Вещание на новую телебашню было переведено в феврале 2007. Сейчас это второе по высоте сооружение в Москве после Останкинской телебашни.
Поврежденная антенна.