"Карточные" игры. Отличные наборы дидактических карточек от изд. Речь.

Mar 04, 2013 09:13

Пару-тройку лет назад питерское издательство Речь ворвалось в детскую книжную индустрию быстро, ярко и вдохновляюще. Нет, самому издательству уже порядочно лет, оно заслуженно почитаемо людьми, увлекающимися психологией, взрослой сказкотерапией и литературой по психологии, но в детской развивающей литературе Речь совершила своеобразный переворот, особенно, на мой взгляд, своими наборами карточек со стирающимся маркером. Идея оказалась столь замечательной и востребованной, что сейчас, пожалуй, никого уже не удивишь ею.

Мы с дочкой питаем особую нежность почти ко всем комплектам на наш возраст. Особенно хороши, на мой взгляд, под авторством Гиты Сташевской, в которых еще и прекрасно продуманные задания с замечательными симпатичными иллюстрациями. Рыжик сам приносит мне тот или иной набор и просит постоянно позаниматься по карточкам, больше ни к одному пособию не замечаю такой любви. На данный момент у нас их собрано немало на наш возраст (2-4 года), и почти все в постоянном "ходу", причем я люблю присоединить их еще и  к комплексным занятиям по математике и развитию речи, если таковые у нас вдруг случаются.












[Подробно тасуем карточки]Наборы в компактных коробочках, хотя ими пользоваться не очень удобно: мешают "ушки" и часть карточек ближе к "донышку" застревает: идеальным для их хранения я вижу пластиковый жесткий контейнер. Сами карточки удобного размера, ламинированные с двух сторон, достаточно плотные, чтобы противостоять детским ручкам, хотя если сложить такую карточку пополам, то заломы, естественно, останутся. Стирающийся маркер полагается к каждому комплекту: иногда он помещается в саму коробочку, нередко - просто приложен в пакетике с набором. След от него удаляется просто - мы пользуемся обычным ватным диском или бумажной салфеткой. И эта многоразовость дает огромный простор для занятий, а еще прекрасно экономит семейный бюджет, не говоря уже об удобном использовании данных пособий в дороге и путешествиях. При наличии еще парочки стирающихся маркеров, одновременно одним комплектом можно занять несколько детей. Еще один немаловажный нюанс: задания из разных комплектов не пересекаются, однотипных нет, даже если существуют схожие темы.

Да, и этими карточками надо заниматься ВМЕСТЕ с ребенком.


100 и 1 игра для развития ребенка    лабиринт / озон / myshop


В наборе 50 развивающих карточек "Рисуй, стирай и снова играй!"
Из аннотации-вкладыша к карточкам:

Уважаемые взрослые!
Развивающий набор состоит из заданий двух видов: задания с паровозиком (лицевая сторона) и картинки на цветном фоне (обратная сторона).
На лицевой стороне карточек встречается задание "спрячь что-либо": это значит, что нужную фигуру нужно закрасить, зачеркать (как получится у вашего малыша).
Из обратной стороны карточек можно сложить:
- 4 мозаики по 4 карточки на знакомство с геометрическими фигурами (шар-круг, кубик-квадрат, пирамида-треугольник, воздушный шарик-овал);
- 3 мозаики по 4 карточки на цвет (цветочные венки с преобладанием или голубого, или желтого, или красного цвета);
- 3 последовательности (яйцо-цыпленок-курица, фундамент-стройка-готовый дом, зерно-росток-колос);
- последовательность времен года (весна-лето-осень-зима);
- смену времени суток (утро-день-вечер-ночь);
- сказку "Колобок" (4 сюжетные карточки).

Задания есть простые и более сложные - начинайте с тех, которые доступны ребенку. Рука малыша в этом возрасте еще не способна рисовать аккуратные линии: позвольте ему "калякать" вволю - это путь познания.
Не торопитесь, малыш всему научится. Главное - заниматься с радостью и в благожелательной атмосфере.

Упомяну о несоответствии: вместо пирамиды-треугольника нарисована звезда (геометрическая фигура), какое же геометрическое тело ей соответствует - тут уж нужны математики :) Я же пока обзову его звездчатым многогранником. Понятно, что двухлетке подобные "изыски" не объяснишь, поэтому, к сожалению, с геометрическими фигурами в этом наборе не все гладко. Все-таки заявленные изначально "треугольник-пирамида" были бы проще для восприятия и родителям, и детям ;) Во всем остальном пособие соответствует описанию: 50 ламинированных карточек с различными заданиями на одной стороне, и 13 мозаик (10 по 4 карточки и 3 - по 3) -  на обратной.
До идеала не хватает логичной компоновки лицевой в соответствии как раз с изнаночной стороной: например, в ряду смены времени суток (4 карточки) три задания - на рисование (линии - льет дождик, точки - посыпать печенье маком и т.п., а вот четвертая -  как раз на исключение (зачеркнуть картинку, где ночь). Хотя те же точки ("подсыпать" корма птичкам) есть в ряду последовательности времен года, а остальные карточки - дорисовать картинку и задание на логику... Возможно, такова задумка автора, но пока я не уловила сути: если бы все задания в каждой мозаике были из разных областей, то "претензий бы не было", но зачастую три действия - на мышление, допустим, а оставшееся - на математику. А затем в следующей мозаике подходящее четвертое задание на мышление и т.д... Короче, гораздо лучше было бы, если бы задания в каждой мозаике обыгрывали какое-то одно определенное направление, тогда было бы проще по "изнанке" набирать определенный тип карточек, чтобы, допустим, "подмуштровать пробелы" в знаниях. Сторона с мозаикой - замечательная идея: устал малыш заниматься, можно сложить картинку, рассказать сказку или просто порассматривать забавные рисунки.

Под спойлером очень много фотографий этого пособия, изнаночные стороны тоже все сфотографированы по "мозаикам".

[Полюбоваться]





























100 и 1 игра для развития ребенка 3-4 лет  лабиринт/ озон / myshop
Помимо всех прочих достоинств, присущих другим аналогичным комплектам от Речи, в этом во всех карточках присутствуют некие загадочные "человечки", вместе с которыми или для которых мы и выполняем задания. И эта персонифицированная нотка делает набор еще более уютным и интересным, не таким сухим и сугубо дидактическим. Эти же человечки присутствуют и на оборотной стороне карточек, где нужно сложить мозаику из кусочков геометрических фигур: взролые и дети, и совсем малыши играют, держатся за руки, соревнуются...


Некоторые карточки можно объединить по однотипным заданиям: орнаменты, сравнения, последовательности и т.д.













Как традиционно повелось, оборотные стороны карточек не объединены логически: задания концептуально разрознены, хотя их вполне можно было бы объединить для большего удобства. Собрали, например, пазл с квадратом из шести карточек, перевернули их, а на обороте скомпонованы задания либо на развитие разных навыков или только одного (речи, памяти, логики, мышления и т.д.), либо тематически.






   Величина, цвет, форма. лабиринт / озон / myshop

Очень удачный набор карточек от 2.5-3 лет, с которым можно придумать огромное количество заданий: нарисовать, обвести, сравнить и т.д. Как и в любых других подобных пособиях, задания можно расширить за счет наблюдений за окружаюшим миром, сравнения, отождествления (например, найди похожие фигуры в комнате, за окном, во время прогулки...).  Мы вообще в играх дошли до того, что фигуры у нас обозначали различные предметы мебели и еду, бытовую технику и человечков.

Изучение цвета, размера и формы происходит посредством самых разных аспектов развития письма и речи.




Сам по себе набор предлагает уже множество вариантов игр и заданий со стороной с геометрическими фигурами, помимо основных:



  • выложить ряд (лесенку, столбик) одинаковых по форме фигур;
  • разложить одинаковые по форме фигурки по увеличению (уменьшению);
  • на каждой карточке обвести фигурку по серому контуру и по пунктиру, показать большую и маленькую фигурки, фигуру внутри и снаружи;
  • выбрать карточки (или поставить рядом,чтобы объекты "встретились", если они объединены одной фигурой) с изображениями детенышей или, наоборот, взрослых животных и птиц, лесных и домашних, полевых цветов или садовых, либо составить парочку "мама-малыш";
  • выбрать парочки с цветами одинакового цвета;
  • поставить карточки с животными так, чтобы они двигались навстречу друг другу;
  • посчитать количество и т.д. и т.п.






Память, внимание.  лабиринт / озон / myshop
Любимейший мною набор для детей от 2.5-3 лет, задания в нем даются очень разноплановые, для того, чтобы понаблюдать, какого типа занятия будут интересны ребенку: те, которые получаются сразу и легко стоит взять за основу занятий а более трудные добавлять постепенно, деликатно, в игре. Набор больше подойдет с трехлетнего возраста, двухлетке он точно будет "на вырост".
Почти все карточки имеют либо красную рамку - главную, с которой нужно начинать выполнять задания, и голубую - где существует логическое их продолжение.




Также есть 4 карточки, по которым можно выучить с ребенком небольшие стихи, используя метод мнемотехники на примере русской потешки, отрывка из поэмы Пушкина "Руслан и Людмила" ("У лукоморья дуб зеленый...") и стихотворения Саши Черного "Снежная баба". В прилагающейся методической карточке очень кратко и хорошо описано, как учить стихи подобным способом. Мы попробовали - и нам очень понравилось.




Три карточки в данном наборе соединены вместе (что достаточно неожиданно и очень нравится ребенку), по ним изучаются геометрические фигуры. Помимо стандартных заданий назвать, обвести фигуру по внешнему контуру и внутреннему, нужно еще узнать, какой предмет спрятан на маленькой картинке-путанице (он похож по форме на основную фигуру), а также найти и обвести предметы, похожие на главную фигуру. В конце предлагается нарисовать все геометрические фигуры, которые были найдены на "раскладушке",  сделать их веселыми и дорисовать им друзей.





Каляки-маляки. Творческий набор для самых маленьких.   лабиринт / озон / myshop
В наборе 20 двусторонних карточек с маркером на водной основе (в коробку не помещается). Сами карточки немного бОльшего формата, чем в 100 и 1 игре для развития ребенка и они направлены сугубо на обучение основным элементам в рисовании: точкам, черточкам, линиям, спиралям, кружкам, палочкам и т.п.), хотя сами задания очень интересные и эмоционально окрашенные :).В некоторых карточках помимо задания дорисовать/нарисовать что-либо задаются дополнительные вопросы: "...нарисуй солнышку лучики, назови цвета радуги", "насыпь в чай сахару. Ты любишь сладкий чай?" и т.д. Шесть карточек с изнанки не имеют никаких заданий, а разукрашены в сплошные "цветовые поля": красное, желтое, синее, зеленое, голубое и коричневое - это пространство для создания ребенком собственных рисунков, по ним же можно изучать и основные цвета. Как и в любом наборе данной серии, в Каляках-маляках есть задания более простые и посложнее, но все они интересные и занимательные. Можно сравнивать карточки между собой (полоски у тигра и полоски у зебры), играть (напоить того же тигра чаем :), просто рассматривать картинки и т.д. и т.п.











Азбука развития эмоций ребенка    лабиринт / озон / myshop
Наверное, этот набор мне нравится меньше остальных по двум причинам: во-первых, рисунки какие-то "неживые" и страшненькие даже временами, во-вторых, нередко отличить одну эмоцию от другой крайне сложно, а на вложенном в коробку методическом листке описано только мимическое выражение шести основных эмоций, при этом художникам, на мой взгляд, плохо удались на изображениях. Я сама иногда затрудняюсь дать верный ответ, поэтому и с дочкой рискую не заниматься по данным карточкам, либо выбираю наиболее понятные, хотя сама идея прекрасная. Уже не впервые сталкиваюсь с тем, что у Речи очень многое зависит от автора пособия: от той же Гиты Сташевской просто идеальные наборы карточек, а многие другие, с той же возрастной и целевой направленностью - уже гораздо хуже: картинки убогие и задания примитивные и менее разнообразные.Разваливающаяся коробочка нас тоже подвела в данном пособии. К сожалению, как говорится,за неимением лучшего, приходится пользоваться данным комплектом, так как в свое время я уделила немало времени поиску приличных пособий хотя бы изображений различных эмоций человека, чтобы играть с дочерью, но чего-то более-менее толкового так и не попадалось, за исключением, наверное,
Тематического словаря от Вильшанской, который я жду в заказанных мною книгах.

Итак, комплект состоит из 42 карточек, на одной стороне которых изображены 7 персонажей, выражающие одну из 6 основных эмоций. На обратной стороне - задания - интересные и разнообразные (вот пример с одной только карточки: составь рассказ по картинкам. Назови эмоции, которые испытывают герои. Объясни, почему ты так думаешь. Подбери к эмоциям соответствующие пиктограммы), если бы, опять повторюсь, не совсем симпатичные рисунки разных художников (я насчитала не менее пяти!) и глупо-нечитабельные выражения "лиц" главных персонажей. Помимо самих заданий на карточках, в методическом листке дается еще с десяток игр с оборотной стороной (перед зеркалом, кто что чувствовал?, покажи эмоцию, составь рассказ, пасьянс и т.д.).












101 Игра со сказочными героями. 4 набора развивающих карточек   лабиринт / озон / myshop
Замечательная идея в неплохой реализации. В коробке четыре блока-"волшебных сундучка" небольших  карточек (чуть больше игральных) и книга с 54 сказочными играми "Волшебный сундучок".
  • волшебные существа
  • сказочные герои
  • чудесные предметы
  • эти разные эмоции (повторяют главных персонажей из Азбуки развития эмоций ребенка, только здесь их 6, а не 7)


В отличие от предыдущих наборов, они без маркера - здесь нет заданий на самих карточках. В каждом блоке - 24 односторонние карточки (на обратной стороне одна и та же повторяющаяся картинка), 3-5 заданий можно подсмотреть на обратной стороне коробочек, но больше всего их в методичке, где даже присутствует указатель-ориентир, что в первую очередь тренируется в каждой игре. Игры направлены на развитие памяти, наблюдательности, внимания, фантазии и воображения, словарного запаса и образного мышления. Они помогут скорректировать страх ребенка или какие-либо поведенческие сложности. Комплект дает просто неограниченное количество вариантов заданий! Мы пока играем в самые простые, по ходу выдумывая свои, при этом многие карточки с одного "сундучка" прекрасно компонуются с карточками из другого. Например, можно подбирать тем же сказочным героям чудесные предметы, которые являются их неотъемлемой характеристикой (Алладин и лампа Алладина и т.д.).






для сравнения: карточка из волшебного сундучка Эти разные эмоции и из Азбуки развития эмоций ребенка. На фото справа - оборотная сторона карточек.





*


Похвастайтесь, пожалуйста, своими наборами карточек, если они у вас есть, нам будет очень интересен чужой опыт.

Previous post Next post
Up