Родительская адвокация -
продолжение Родители лучше всех знают, каковы потребности ребенка, что для него хорошо. Но и вторая сторона уверена, что понимает это. Поэтому необходим диалог, на который родитель должен прийти с открытой душой. Не нужно уступать ни на йоту в том, в чем вы уверены. Надо помнить, что вы специалист по своему ребенку. Нужно прийти с ощущением твердой и сбалансированной позиции, но вместе с этим нужно быть готовым выслушать вторую сторону. При этом не принимать их точку зрения как саму собой разумеющуюся.
Техника "слушание"
Очень трудно слушать и не реагировать. Но если реагировать в середине речи, это мешает. Нужно дослушать до конца и не подавать реплик. Очень трудно довести свою мысль, если ее перебивают вопросами, даже если эти вопросы задаются по теме разговора.
Если говорите вы, и вас перебивают многочисленными вопросами, вы отвечаете: "Секундочку, я еще не все сказал". Нужно заранее поинтересоваться, сколько времени вам отводят для вашего выступления, и настаивать на своем праве использовать это время целиком и полностью, чтобы высказать свою мысль до конца. В конце пламенной речи поинтересоваться, приемлемо ли то, что вы сказали. Если вторая сторона говорит, что все хорошо и понятно, не нужно стесняться и поинтересоваться, что именно они поняли из вашего выступления.
Обязательно нужно вести записи беседы, и протокол дать или зачитать второй стороне. Обязательно нужно поинтересоваться у второй стороны, правильно ли вы поняли то, что они сказали. "Есть еще что добавить?", "С вашего позволения я хочу сказать, как я вас поняла".
То, что вы терпеливо слушали вторую сторону, даст вам право сказать "Извините, я вас слушала до конца и не перебивала. Теперь моя очередь говорить.", - если вас будут перебивать.
В своей речи не нужно искать виноватых, а только описывать проблему, причем говорить "у нас есть проблема". То есть, подчеркивать, что проблема общая, и решение нужно искать сообща.
Цинизм - плохой помощник на переговорах. А вот эти навыки являются важным подспорьем в процессе адвокации:
- Коммуникативные навыки
- Самообладание (контроль эмоций)
- Слушание, внимание
- Уверенность в себе
- אינטלגנציה רגשית (Эмоциональный интеллект ? - затрудняюсь перевести - С.К.)
- Знание законов и прав
- Самоосознание и самоадвокация
- Организованность и собранность (тайм-менеджмент).
Процесс слушания
A: Говорит
Б: Слушает. В конце спрашивает "У вас есть что добавить?"
А: Добавляет
Б: Слушает. В конце подводит итог "Правильно ли я понял, что...?"
Модель самоадвокации
![](http://lh5.ggpht.com/-7FQezs3GK80/VMpH4NDu2mI/AAAAAAAAf24/wRmGi2v65yI/s288/%2525C3%252590%2525C2%25259C%2525C3%252590%2525C2%2525BE%2525C3%252590%2525C2%2525B4%2525C3%252590%2525C2%2525B5%2525C3%252590%2525C2%2525BB%2525C3%252591%2525C2%25258C%252520%2525C3%252591%2525C2%252581%2525C3%252590%2525C2%2525B0%2525C3%252590%2525C2%2525BC%2525C3%252590%2525C2%2525BE%2525C3%252590%2525C2%2525B0%2525C3%252590%2525C2%2525B4%2525C3%252590%2525C2%2525B2%2525C3%252590%2525C2%2525BE%2525C3%252590%2525C2%2525BA%2525C3%252590%2525C2%2525B0%2525C3%252591%2525C2%252586%2525C3%252590%2525C2%2525B8%2525C3%252590%2525C2%2525B8.jpg)
Самоадвокация - это процесс, действие, когда человек представляет и защищает свои интересы и права, тем самым обеспечивая себе получение необходимых соответствующих услуг.
Права не дают - права берут. К ним относится и право выразить свое мнение, позицию и участвовать в принятии решений. Для этого нужно хорошо знать себя (свои сильные и слабые стороны) и свои права, иметь коммуникативные и социальные навыки.
Как строится модель самоадвокации?
1. Положительное заявление
2. Описание трудностей
3. Предложение или просьба, как разрешить ситуацию
4. Обсуждение возможных решений.
Например, ребенок не успевает дописать контрольную до конца за то стандартное время, которое ему предоставляется. Как уговорить учительницу пойти ему навстречу и дать ему дополнительные 10 минут?
1. Мне очень важно преуспеть на контрольной и получить хорошую оценку
2. Я не укладываюсь в обычное время, потому что медленно пишу
3. Я прошу дать мне дополнительные 10 минут
4. ...
То есть, диалог должен вестись, как переговоры.