Два фильма, две войны, две эпохи

Nov 26, 2009 20:07

17 ноября этого года умер замечательный актер Николай Владимирович Олялин. Уроженец Вологды, волею судьбы ставший гражданином некогда братской Украины…
Вечная ему память!
Образы его героев - настоящих мужиков - навсегда останутся востребованы теми, кто уважает труд, подвиг и несгибаемую волю.

Но сегодня я хотел бы поговорить не о нем, а об одном из фильмов, в котором он сыграл главную роль - «Обратной дороги нет» - и о римейке этого фильма - картине «Исчезнувшие» (телепремьера состоялась 9 мая 2009 г. на канале ОРТ).

Более подробная справочная информация - вот здесь:
«Обратной дороги нет» http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/4624/annot/
«Исчезнувшие» http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/80064/annot/

Сразу оговорюсь: я не кинокритик и даже не киноман. Фильмы я смотрю по случайному выбору, строгих симпатий-антипатий по жанрам-режиссерам не имею, но понравившееся с удовольствием пересматриваю неоднократно и всякий раз нахожу что-то новое.

Хороший фильм начинается с хорошего сценария, это аксиома. В этом смысле повести И. Болгарина и В. Смирнова «Обратной дороги нет» (http://lib.rus.ec/b/151986) повезло: на нее обратили внимание режиссеры двух разных поколений.
Фильм «Обратной дороги нет» - это произведение почти эпического жанра, «маскирующееся» под военное бытописательство, повествующее о самых обычных советских людях, которые делают самое обычное дело - воюют. Воюют, не щадя себя, в тяжелейших условиях, с умелым и упорным врагом… И побеждают! Переигрывают профессиональнейшего противника в сложной комбинации, сыграв с ним в поддавки.
А изменник, пробравшийся в партизанский отряд, в этом фильме прост и невзыскателен: «просто» трус и шкурник.
Люди военного поколения делали фильм, ставший памятником этому поколению: все просто - вот мы, вот враг. Если ты - порядочный человек, то тебе место с нами, если сволочь - с врагом.

«Исчезнувшие» - воде бы экранизация того же самого сценария, с теми же самыми персонажами… Но ведь неслучайны отклики прямо противоположного характера на этот фильм. Восторги перемежаются возмущениями: «Почему в фильме показаны одни уроды?! Одни предатели?! Где изображенные в фильме помогавшие партизанам местные жители? Почему герой Толоконникова (Шарикова всех времен и народов) - бывший немецкий бурмистр? Этого же нет в первоисточнике!»

А потому, что «Исчезнувшие» - это фильм не о войне и людях того поколения, а о нас и нашем отношении к самой страшной войне в истории нашего народа. О нас, зачитывавшихся «английским публицистом Виктором Суворовым» (как его назвал А. Исаев), «историком-любителем» (любит он это дело) Марком Солонинным и неистовым лжецом И. Буничем, попытавшимся «открыть нам глаза на правду», предварительно вывернув ее наизнанку.
Это не герои фильма постоянно делают выбор в пользу вооруженной борьбы с врагом, это мы, стыдясь многократно оплеванного понятия «патриотизм», все время упорно соскальзываем к выбору, что с врагом надо воевать. Просто потому, что надо…
Еврейчик-парикмахер Беркович, случайно нарвавшись на немцев, по-щенячьи беспомощно кричит: «Широков! Но ведь надо же что-то делать! Надо же как-то воевать!» И гибнет, ценой жизни спасая отряд. А кадровый довоенный старшина Широков - трус и шкурник. Но незатейливый, как мычание: он там, где ему хорошо.
А настоящий враг (в фильме интрига резко усложнена по сравнению с повестью) - он, типа, идейный… Он не немцам служит, а Русской освободительной народной армии (РОНА) Локотской «республики» Г. Каминского. «Вот у кого сила!» - восклицает он. И почему-то надеется, что Каминский сможет создать «государство» в масштабах бывшего уезда не самой крупной российской губернии… И как тут не вспомнить таких же «идейных» идеологов «Госпожи Великой Твери», «Господина Великого Новгорода», «Ингерманландии-Ижоры», которым вдруг стало «неуютно» в составе «большой» России…
Главную мысль фильма - идею выбора - озвучивает бывший бурмистр Андреев (Толоконников): «Я думал, у немцев правда, а им просто добро наше нужно». Между «правдой» и «добром» простой русский мужик выбирает… ну, если не «правду», то, по крайней мере, свою страну, хоть и обидевшую его. Руководствуясь даже не разумом, а инстинктом: как бы мы тут ни жили, но вас сюда не звали!
Герой Толоконникова говорит о необходимости делать выбор как о главном смысле наступившего времени. И они все его делают в пользу борьбы: несгибаемый коммунист Гонта («Гвозди бы делать из этих людей - крепче бы не было в мире гвоздей!»), молоденький парнишка Мошкин, который дает «честное комсомольское», осеняя себя крестным знамением, бесхитростный конюх Степан, который воюет с немцами, потому что с ними воюют его товарищи - «непогани люды», как он их называет…
И, естественно, главный герой - майор Топорков. Живой труп, который знает «одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть» - отомстить. (-Зачем ты сдался в плен? -Жить хотел. -А бежал зачем? -Расхотел жить!)
Все эти очень непохожие люди очень разной судьбы воюют с врагом, руководствуясь не высокими материями и абстрактными понятиями (многие и слов-то таких не знают), а той самой толстовской «скрытой теплотой патриотизма», которая защищает от посягательства извне нечто неуловимое, которое теперь называют «идентичностью».

Перефразируя Пушкина, их пример - нам всем наука.

Потому что первый звоночек всеобщего протрезвления уже прозвенел: на экраны вышел, к сожалению, не блещущий достоинствами фильм «Мы из будущего», который, пусть и не слишком удачно, но попытался в доступной для потребителей масскульта наглядной форме донести до них весьма простую мысль: мы, которые из «будущего», т.е. нашего нынешнего «настоящего», - уроды, трусы и шкурники по сравнению с Людьми прошлого. «Контуженые, что с них взять!»
Мы упорно пытаемся дезертировать с той войны, как бегут с нее обратно в наше время главные герои, считая ее «не своей». Стоит ли удивляться, что для прибалтов эта война уже официально стала чужой, «свидомые» украинцы и «свядомыя» белорусы активно стараются… Но самое страшное, что уже и среди великороссов появились симпатизанты гитлеровцев. Тем не менее, «мы» вовсе не брезгуем возможностью материально «приподняться» на артефактах той уже «не нашей» войны…

И вот теперь - второй звонок. В фильме «Исчезнувшие» не только все положительные герои делаю выбор в пользу борьбы с врагом. Главное, что все герои отрицательные гибнут. Совершено по-разному, но гибнут ВСЕ. Их трусость, усталость от невзгод (напарник Топоркова по побегу из лагеря) или даже «осознанный выбор» сотрудничества с врагом счастья и долголетия им не приносят. Их губит неумолимый ход вещей, который наши пращуры называли очень просто: кара божья.

Рецензии

Previous post Next post
Up