Ученик должен повторять, и он должен полностью осознавать, что то, что он/она повторяет - это последовательность нервных торможений, в результате которых возникает последовательность движений. Это этап, на котором очень медленные упражнения над двумя или тремя движениями пальцев дадут дивиденды. Это означает медленный подъем и опускание пяти пальцев над CDEFG с целью наблюдения за торможением нервов в сравнении с мышечным напряжением, как способ управления симпатическими движениями. И как только вы поймете это, вам не нужно будет больше никогда прибегать к медленным упражнениям.
Я слышал о людях, рассуждающих о выполнении крайне медленной проработки продвинутого репертуара, и я смеюсь над этим. Этот народ не имеет ни малейшего понятия. Обучение нервным торможениям не должно занять много времени. На самом деле оно начинает переходить под контроль подсознания практически мгновенно. Поэтому учитель должен наблюдать как ястреб за любыми признаками того, что студент использует мышечное напряжение, а не нервное торможение для контроля симпатических движений, так, что только правильная сущность получает укоренение в подсознании. С этой точки зрения PPI - это ночной сон.
После наращивания мышц и овладения нервным торможением следующим шагом является координация. Она включает в себя два шага. Первый - координация всего игрового аппарата (плечевой пояс - рука - предплечье - кисть - пальцы), так что движение начинается с плечевого пояса и передается в пальцах (а не наоборот), и, второй, координация двух сторон тела.
Внешне это достигается за счет работы над пьесой/упражнением, сначала с HS (раздельными руками), а затем HT (руками вместе), и есть несколько способов это сделать (которые я подробно освещал в других ветках форума). Внутренне весь процесс ориентируется на звук (помните, когда я говорил, что мозг движений контролирует не только движения, но чувственные восприятия также?). Это означает, что ученик должен иметь слуховой образ того, что он пытается достичь своими движениями. Если слушание достаточно подробно, пальцы будут следовать за ним и производить желаемый звук. Большинство людей забывает об этом и становятся более одержимы мелочами в движениях. Это не является необходимым. Слушание должно всегда иметь приоритет над одержимостью движением.
Так что теперь у нас есть увеличивающиеся по сложности наборы скоординированных действий мышц и нервных торможений, на множество которых приходится только одна или две последовательности, которая будет работать оптимально для данного фрагмента в музыке. Большая часть занятий должна быть посвящена просто выяснению какие именно это наборы, а затем введение их в подсознание.
К счастью шаблонные наборы в музыке довольно ограничены, и с надлежаще разработанной программой ученик должен освоить почти все образцы за пару лет (кстати, это никогда не случается, потому что никто, кажется, не в состоянии следовать программе дословно).
Такой комплекс согласований мышечных действий и нервных торможений не может выполняться путем сознательного ума, так что задача должна быть выполнена подсознанием. Подобно мышцам, которым требуется 36 часов между упражнениями для того, чтобы восстановить себя и расти, подсознание требует ночного сна между сознательными занятиями над сложными последовательностями действий мышц и нервных торможений для того, чтобы их задействовать. Итак, еще раз PPI на этом уровне является один ночной сон.
(По материалам форума www.pianostreet.com)