Перевод
статьи из блога The Happy Piano Professor. Когда-то раньше я представлял в своем журнале мнение Бернарда с форума pianostreet, которое противоположно описываемому ниже. Но мне нравятся рассуждения и Бернарда, и этой happy piano professor, и я готов согласиться с обоими. Наглядный пример того, что представлять некий свод логических правил по обучению фортепиано - дело почти безнадежное. Всякому контексту, конкретной ситуации каждый раз необходимо подыскивать свое собственное решение.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Гаммы и арпеджио. Шмитт, Плайди, Пишна, Ганон… - список пугающий, и почти каждый учитель знаком с задачей назначения этих «таблеток» всем своим ученикам. Пальцы все равно нужно укреплять, и ровность звукоизвлечения и скорости обязательна. И начинать необходимо с самых первых уроков.
Во всяком случае так полагают большинство учителей.
Однако, очень немногие учителя готовы смотреть правде в глаза, что большинство учеников не будут посещать уроки музыки больше чем три года. Три года - это в среднем, когда интерес ученика снижается, и внезапно появляется миллион причин, почему не выполняются домашние задания и пропускаются уроки. Большинство из нас, любящих преподавание, вечные оптимисты, и мы надеемся, что каждый из наших питомцев продвинется до блестящего уровня исполнительства. Но правда в том, что это все химера. Большинство до этого не дойдут. Большинство бросят занятия и никогда снова не прикоснутся к фортепиано.
Я понимаю, что, если я начну обсуждать эту реальность с родителями, то большинство из них, вероятно, развернется и направится к ближайшему выходу. Никто из родителей не желает сталкиваться с тем фактом, что их ребенок по статистике попадет в эту трехлетнюю черную дыру. Ни один из родителей не рассматривает своего ребенка попадающим в «норму». Многие уверены, что они приводят нового Моцарта в мою студию.
Поэтому я редко делюсь этим печальным фактом с родителями.
Но в личном плане я очень переживаю по этому поводу и более 30 лет работаю над способами предотвращения таких чрезвычайных потерь… времени и денег, но прежде всего возможности встроить музыку как составную и прекрасную часть в жизнь каждого ученика.
На протяжении лет я поняла, что должна работать очень осторожно в этот усеченный период времени в отношении моего характера преподавания, чтобы эти несколько лет моего нахождения рядом с учеником были наполнены как можно больше МУЗЫКОЙ. Это подразумевает, что я радикально меняю направление от методов, опирающихся на слишком большую техническую работу, и таким образом больше провожу времени с настоящей музыкой. По окончанию этих трех лет никого не будет волновать, может ли ученик играть сотню муторных упражнений для пальцев Шмитта, все гаммы в четыре октавы с поднятием каждого пальца независимо от остальных, если ученик может сесть и сыграть приятную «К Элизе» или простую сонатину Клементи. Или взять ноты и сыграть популярную мелодию или простую рождественскую песенку.
Многие учителя посвящают технике половину урока. Не говоря о почти полной трате времени, это верный способ сделать изучение игры на фортепиано утомительным и скучным. Пока ученик не достигнет продвинутого уровня и фактически не начнет молотить сонаты Бетховена, у него не должно встречаться отрезков гамм длиннее октавы, арпеджио редко распространяются на всю длину клавиатуры, а любая замысловатая фраза со странной аппликатурой может быть вычленена из музыки и использована как отдельное упражнение.
Находите «упражнения» прямо здесь, во фрагментах разучиваемых произведений, с которыми ученик трудно справляется, и избавьте себя и ученика от бесполезной скуки.
«Сыграй эти два такта десять раз… начни медленно и через каждых два правильных повтора чуть увеличивай скорость.» Это же просто.
Но потом вопрос встает. Как научить учеников играть быстро и с силой в пальцах без технических упражнений? Чтобы быть сильным, вы должны поднимать тяжести. Здесь мы должны честно определить, насколько сильным и быстрым должен стать ученике, чтобы на самом деле играть музыку. Начальные и упрощенные пьесы не требуют гимнастики для пальцев, соответствующей игре Рубинштейна или Ланг Ланга. Эти пьесы вполне можно играть с минимальными способностями по скорости и силе. И не следует забывать, что каждый раз, когда играется музыкальное произведение, пальцы получают тренировку.
Первые месяцы должны быть потрачены на заманивание ребенка в радостные занятия, чтобы процесс обучения доставлял удовольствие. Я разбавляю каждый урок немного юмором, несколькими фрагментами настоящих концертных произведений и большим количеством похвал за все разученное. При этом я придерживаюсь минимума в отношении технической работы.
По мере прогресса ученика учитель может осторожно подсовывать дополнительную техническую работу на уроках. Когда ученик активно занимается музыкальной игрой, гораздо легче добавлять больше технической работы относительно безболезненно. В этот момент ученик желает, чтобы музыка звучала привлекательно, и заинтересован в приложении больших усилий для этого.
Несколько вопросов к учителю
Значит вы не предлагаете техническую работу начинающим?
Я начинаю с гамм в первый же день. Но я делаю их изучение занимательным. И я не посвящаю им непропорциональное количество времени и внимания. С маленькими учениками я начинаю с просьбы, чтобы они понаблюдали, как я сыграю гамму до-мажор одной правой рукой. Я говорю им, что я собираюсь их обхитрить, поэтому они должны наблюдать внимательно. Затем я играю гамму, внимательно следя за тем, чтобы незаметно подложить большой палец под третьим на ноте фа. Я демонстрирую им свою руку и прошу их сосчитать мои пальцы. Затем посчитать ноты одной октавы от одной ноты «до» до следующей «до».
Когда ребенок видит, что мои пять пальцев сыграли восемь нот, я объясняю ему как палец «подкрадывается» в этом фокусе. И что для исполнения гамм мы должны заставить пальцы «подкрадываться». По каким-то причинам мысль о подкрадывании чего-то нравится ученикам почти в любом возрасте и, когда я объявляю «Прячь этот палец…», они подчиняются, немного радуясь от озорства внутри, что они выполняют какой-то фокус.
Я обучаю мажорным и минорным гармоническим гаммам в первый год. Я ввожу противоположное движение, если ученик бегло играет двух-октавные гаммы. Но только для тех учеников, у которых больше энтузиазма. Арпеджио я обучаю гораздо позже, потому что они не встречаются в облегченных пьесах, а я хочу, чтобы ученики ИГРАЛИ именно такие пьесы.
Я также ввожу упражнения Ганона, которые чрезвычайно популярны почти среди всех моих учеников любого возраста. Простота повторяющегося движения вверх и вниз по клавиатуре не требует чтения нот, и даже начинающие могут наслаждаться громкостью звука и относительной простотой быстрой игры. Ганон предлагает много «хлопушек за копейку». Эти упражнения не только забавны, но и замечательны для развития скорости и проворности.
· Помните… Я настраиваю свои уроки для начинающих так, чтобы ученик как можно быстрее приступил к игре на фортепиано. Я хочу возбудить внимание и выкорчевать скуку, чтобы я могла воспитывать энтузиазм и любовь к музыке. Когда ученик «влюбляется» в фортепиано, тогда я могу больше добавить технического материала. Смысл в том, чтобы ребенок мог играть больше мелодий при меньшем количестве упражнений для пальцев. И, конечно, я регулярно играю кусочки самой лучшей мировой классики… безусловно, без упоминания имени композитора, чтобы не вызывать коленный рефлекс на «классическую» музыку. Мне никогда не встречался ребенок, которому бы не нравилась Фантазия Моцарта, исполняемая с концертными украшениями.
Какие самые лучшие сборники с упражнениями для начинающих? А для продвинутого уровня?
ГАНОН… вопрос снят. Для ВСЕХ уровней. Это моя Библия в отношении технической работы.
http://javanese.imslp.info/files/imglnks/usimg/1/1b/IMSLP91547-PMLP03129-Hanon_Final.pdfГанон … Пианист-виртуоз Эта ссылка позволит вам бесплатно скачать весь сборник. Но я бы посоветовала его купить в печатном варианте, так как он содержит фактически все технические упражнения, которые когда-либо могут понадобиться пианисту, и может использоваться на любом уровне мастерства, вплоть до последней репетиции перед выходом на сцену Карнеги Холла.
Первая часть состоит из 20 отличных упражнений, использующих относительно простые шаблоны, которые может походя разучить даже новичок. Вторая часть из 18 упражнений фокусируется на более сложной аппликатуре. Для любого уровня игры. Книга содержит не только отличные пальцевые упражнения, но также включает все гаммы и арпеджио с подписанными стандартными обозначениями пальцев, а также гаммы терциями, секстами и октавами. Имеются упражнения на повторяющиеся ноты и на трели, включая некоторые трели терциями…, которые, вероятно, можно встретить только в считанных случаях во всей карьере концертного пианиста. Короче говоря, Ганон покрывает почти все случаи на клавиатуре. Это классика, облаченная всего лишь в один сборник по фортепианной технике. Серьезный пианист может в действительности оценить справедливость названия сборника и стать подлинным «виртуозом».
Как небольшое отклонение от действительно очень сухого Ганона учитель может добавить этюды Карла Черни, оп.261 - коллекция коротких и приятных мелодичных упражнений. Эти этюды по большей части относительно легки для игры и коротки, что нравится многим новичкам. Они имеют привкус музыки романтического стиля и настолько мелодичны, что можно легко забыть, что они были написаны как упражнения, а не мини концертные произведения. Приятная и популярная музыка среди почти всех учеников любого уровня игры.
Простые этюды Карла Черни · Единственный подводный камень для меня здесь в том, что, если уж кто-то собирается разучить эти мини пьесы, может быть лучшим вариантом будет сконцентрироваться на легких произведениях Баха, Клименти и Гайдна, которые во многих случаях ненамного более трудны. Но в качестве «введения» в эти более длинные классические произведения Черни подойдет отлично.
Что бы вы не стали рекомендовать?
Я на самом деле не люблю ругать чей-то специфический стиль обучения или какие-то учебные материалы. Но лично я избегаю всего, что скучно и повторяющееся для юных учеников. Мне нравится создавать дополнительные упражнения прямо из того произведения, которое разучивает ученик. Все, что вызывает у ученика трудности, является потенциальным «упражнением». Отработка такого упражнения становиться частью разучивания реального музыкального произведения, вместо того чтобы повторять изолированный фрагмент минимального музыкального смысла.
Плайди, Пишна и Шмитт тоже представляют собой сборники технических упражнений, которыми пользуются учителя по всему миру. Пишна использует трудные расстановки пальцев во многих своих этюдов, и это не подходит для начинающих. Плайди и Шмитт состоят из целых страниц повторяющихся упражнений, в которых нет и намека на мелодию, и нет живого напора как в Ганоне. (Все же не могу тут удержаться. Я с отвращением вспоминаю эти ужасы из детства и не хочу обрекать своих учеников на них.)
Технические упражнения Плайди Какой навык наиболее важен для овладения всеми учениками?
ЧИТАЙТЕ ЭТИ ЧЕРТОВЫ НОТЫ
Извините… это настолько важно, что только так я могу вызвать внимание. Я подвергла цензуре первоначальное высказывание, так как я все же респектабельная (и счастливая) профессор фортепиано. Но невозможно это подчеркнуть достаточным образом. Нет никакого другого навыка столь же важного, как разучивание нот. Это ключ к быстрой учебе и удовольствию в процессе.
Отбросьте дополнительную техническую работу и сконцентрируйтесь на нотах. Набор флэш-карт необходим и должен являться частью каждого урока в течение первого года или около этого.
Маленькая притча.
На последнем году обучения в старших классах у нас был семестр по домашней экономике, включая урок по шитью. Каждого из нас научили снимать основные мерки тела и выбирать подходящий стандартный размер. Нам показали, как выбрать простое летнее платье без рукавов и воротника и закупить необходимый метраж ткани, определенный для каждого размера. Никаких исключений. Затем мы разложили бумажные шаблоны на ткань, строго по изображенным инструкциям, и аккуратно вырезали куски.
Мы точно по порядку следовали всем пунктам написанной инструкции и сшили себе платья, научившись, как вставлять молнию, обрамлять шейное отверстие, присоединять подсобранную юбку к лифу и делать аккуратный кант.
Каждая из тридцати девушек закончила курс с новым летним платьем, которое она сшила сама. Простое платье без воротника и рукавов, без французских швов, без оборки, без петелек для пояса, без украшательств… ничего сложного. Простое платье. Мы все были в восторге и многие из нас продолжили немножко шить всю свою жизнь.
Один тщательно подготовленный урок, который дал жизненный навык многим юным девушкам.
А если бы нас нагрузили инструкциями, как создавать свои собственные шаблоны, исходя их замеров тела, как уменьшить расход ткани, раскладывая эти шаблоны, как делать воротники и рукавчики, создавать отверстия для пуговиц, делать застегиваемые вставки, и миллион других мелких деталей портного ремесла, большинство из нас никогда бы не смогли бы пройти этот предмет, и вряд ли кто из нас снова посмотрел бы когда-нибудь на швейную машинку.
Уроки по фортепиано точно такие же. Дайте ученикам возможность играть какую-то музыку. Притягательную и простую музыку, которой они могут насладиться. Позвольте им почувствовать гордость от создания МУЗЫКИ. Потом, даже если они выучат всего лишь некоторые основы, музыка останется в их жизни, и шансы очень велики, что они также будут ей наслаждаться.
· Не забывайте, что у вас всегда будут встречаться несколько исключительных учеников, которые настолько любят свои уроки, что начнут развиваться выше ваших ожиданий. Тогда они удивят вас своей упорностью и желанием работать над любыми техническими препятствиями, которые вы будете им подбрасывать. И кто-нибудь из них зайдет настолько далеко, что однажды вы будете поражены… и принижены… от их мастерства.
Вы способны вырастить и подарить одно из самых лучших удовольствий в жизни. Будет трагедией, если случится обратное.
Счастливая профессор по фортепиано.