Продолжу пересказ мыслей Кенни Вернера, начатый в прошлом посте:
Цитата, приведенная Кенни Вернером из книги «Планетный барабан»:
«Для людей моего племени с его богатыми музыкальными традициями вовлечение в музыку начинается с утробы, когда беременные женщины присоединяются к общему танцу. Внутри утробы наши дети чувствуют вибрации ритмов, проходящие через их тела. Потом младенцы, привязанные на спины своих матерей, принимают участие в танцах со всеми остальными.»
Я помню свой первый раз, когда я повстречался с фортепиано. Я был на дне рождении у друга и его отец играл. Я был загипнотизирован. До этого я никогда не видел игры на фортепиано. Я прибежал домой после вечеринки и объявил своей матери, что хочу играть. «Купи мне пианино. Купишь, купишь, купишь..?»
Я не забуду тот день, когда его привезли в наш дом в качестве подарка к рождеству. Я не мог дождаться того момента, когда смогу прикоснуться к его клавишам. Я начал подбирать звуки к некоторым песням, которые я знал, и я помню, как вбежал на кухню, чтобы гордо известить свою мать: «Отличные новости, мам. Мне не нужны будут никакие уроки. Я уже понял, как играть!» Я думаю, что с тех пор я и стал музыкантом…
Зачем мы следуем зачастую мазохистским путем, чтобы стать музыкантом? Быть музыкантом в «цивилизованном» обществе не кажется таким же надежным, как обладание акциями надежной компании. Что заставляет нас пытаться? Как мы становимся «зависимыми» от музыки? Мы любим ее и не можем бросить, вне зависимости от того насколько неудовлетворенны некоторые из нас от плодов своих усилий. Зачем мы это делаем? Задумайтесь о том, как вы начинали:
Вспомните то время, когда вы впервые прикоснулись к инструменту. Помните тот замечательный звук, который появился? Подумайте о том девственном впечатлении. Все, что вы играли, звучало волшебно. Столько магии в звуках! Вы не могли дождаться, когда снова вернетесь к инструменту. Может вам и не казалось, что чему-то надо учиться. Вы довольствовались тем звуком, который был. Это был процесс естественного раскрытия.
Вы были бы в восторге, если бы правильный учитель появился в правильное время и показал бы вам то, что вы хотели бы знать о музыке. Это был бы артистический путь с самого начала! Но, к сожалению, большинство из нас никогда не прошло по этому пути.
Обычно появляется кто-то на самом раннем этапе, кто ломает весь ход радости. «Тебе нужен учитель» или «Ничего не получится, если ты не будешь заниматься». Даже если это и так, мрачность таких посылов начинает довлеть, и вся магия испаряется. Возможно, не это должно быть первым уроком для ребенка. Музыка начинает соотноситься с тюрьмой строгого режима с домашними заданиями.
Многие люди, которых я встречал, изучали игру в раннем возрасте, но бросили ее будучи подростками. Все они сожалели, что не продолжили занятия.
Но почему они остановились?
Ответ в том, что блаженство музыки было отфильтровано и выброшено во время их занятий. Учителя выдавали задания с серой монотонностью. Откуда учителям знать, что в музыке было блаженство? Многие из них также не смогли взрастить его в себе. Также как подверженные насилию дети становятся склонными к насилию родителями, учителя музыки впихивают сухую информацию от поколения к поколению. Музыка часто начинает ассоциироваться с правилами вместо «свободы» и «радости».Когда ребенок начинает серьезно относиться к музыке, обычно это не из-за того, как его обучали в школе. Огромное число людей теряет любовь к музыке из-за того, как они обучались ей. Позже многие восстанавливают эту любовь как слушатели, и слышится всеобщий стон: «Жаль, что я бросил занятия по фортепиано!»
Несмотря на такой расклад, многие из нас, кого укусила эта муха, остаются с музыкой. Весь тот первый опыт делает нас одержимыми и настойчивыми. Но по мере нашего следования музыке многие другие мотивации начинают накладываться на чистую любовь к игре.
Качество игры может выступить в определении своего самодостоинства. Кажется, что для того, чтобы вы себя уважали, вы должны играть хорошо. Музыканты, которые попадают в эту ловушку, обычно не испытывают от жизни наслаждения. Каждый день привносить только очередное беспокойство. Они находятся либо в состоянии экзальтации или депрессии. Каждое выступление становится горьким тестом на их кажущееся значение. Их чувство собственного достоинства более непредсказуемо, чем рынок акций. Они редко исполняют что-то из глубины души. Они похожи на людей, которые все время пытаются нам понравиться, хотя как раз такие люди обычно не нравятся.
Многие молодые люди идут в музыкальную школу, потому что им кажется, что здорово стать джазовым музыкантом. Однако, как только решение принято, они боятся бросить занятия из-за страха неудачи. Они не понимают, что они здесь делают, и не знают, чем еще могли бы заниматься. Со временем большинство таких детей отметаются жизнью.
Если вы считаете, что хотите бросить, то сделайте это. Не бойтесь не состояться. Вы станете несостоявшимся человеком, если вы не бросите! Вы можете упустить возможность стать кем-то в другой сфере. Страх неудачи ослеплял меня в свое время, и только после того, как я перешел через него, началась моя жизнь.
Курьера музыканта - самое рискованное из вложений во всей вселенной. Если вам нужны деньги, то становитесь президентом банка!
Если вы замученный музыкант, есть только три реальные причины, почему вы не бросаете это дело:
1) Вы настолько любите музыку и испытываете от нее радость
2) У вас существует глубокое желание выражать себя через музыку
3) Вы либо слишком ленивы, либо слишком напуганы, либо слишком негодны, чтобы начать карьеру в другой области.
Я верю, что если вы мотивируетесь любой из первых двух причин или ими обеими, с вами все будет в порядке.
Многие не представляют тех глубин, в которые влечет нас музыка. Кейт Джаррет в своей статье по случаю смерти Майлса Дэвиса писал: «Попытайтесь представить первого музыканта. Он не играл для аудитории или рынка, не работал над своим следующим альбомом, не гастролировал со своим шоу, не работал над своим имиджем. Он играл из-за потребности, из-за своей потребности в музыке. Каждый день число музыкантов, которые помнят, зачем они прежде всего играют музыку, становится все меньше, и великой потерей из этого набора стал Майлс Дэвис»
Джаррет также пишет: «Настоящий музыкант не заботится о своем имидже, он пользуется своим голосом, чтобы познать мир. Он знает, что мир текучий (т.е не состоит из отдельных частиц).» Джаррет сетует на тот факт, что «мы смотрим на мир, как на кусочки информации». «Все меньше и меньше музыкантов позволяют понять, кто они есть через выражение в музыке»
Следует помнить, что в самом начале музыка была единственным способом коммуникации. Язык является сохраненным ритмом без тоновых высот. Поэзия родилась от музыки. Древние духовные тексты выражались через поэзию. Лишая поэзию ритма, мы получаем прозу. Так что можно сказать, что весь язык произошел от музыки.
Создавать музыку - наша естественная склонность. Для нее не требуется больших усилий, чем для дыхания.
Фактически, музыка извлекается из звука, а звук состоит из вибраций. Здесь мы подходим к сердцевине материи, так как вся материя состоит из вибраций. Это научный факт, что все, что мы видим твердым, состоит из волн. Мы сами состоим из вибраций. Так что можно сказать, что все вещи имеют внутри себя музыку.
Музыка и искусство остаются лучшим способом оценить творение мира, отсюда индийская теория о том, что человек был создан Богом, чтобы Бог мог созерцать самого себя (или саму себя). Это созерцание происходит через песню, которая исчезает, если мы перестаем слушать внутренний голос. Вся музыка проистекает от внутреннего незаторможенного «источника звука». Религии были основаны полностью на музыке.
Мне часто приходилось слышать и читать от умных голов, что стремление к чувственным наслаждениям являются на самом деле поиском Бога. Даже завоеватель в войне - чего он добивается? Не зависимо от того, как он будет править миром во время своей жизни, он должен будет сдаться, когда он умирает. Так что же он преследует? Хотя он этого и не осознает, он ищет единения с собой и со всеми окружающими вещами. Когда музыкант излишне заботится о надежности своей игры, зачем ему это надо? Говорят, что одна капля экстаза, порожденная изнутри себя самого, Бога внутри нас, делает все другие поиски незначительными. Каждая песня - это либо восхваление или попытка большего соединения с тем, что следует любить.
Click to view