Нахожусь под впечатлением от книги «Effortless Mastery» (Мастерство без напряжения) известного джазового пианиста Кенни Вернера (Kenny Werner). Эту книгу можно найти в сети. Для меня очень просветляющая и своевременная книга, прочел почти взахлеб. Там нет никаких заумностей, это просто философская книга о том, зачем мы играем, и с каким мысленным настроем следует вообще заниматься музыкой. В книге нет особой привязки к джазу или конкретному музыкальному инструменту, она о тех материях, которые выше этих частностей. С удовольствием бы переводил ломтями текст из этой одухотворяющей книги, но мешает копирайт. Поэтому в этом и, может быть, в нескольких следующих постах ограничусь только пересказом некоторых мыслей Кенни. На YouTube есть его лекции (на английском, конечно), в которых он говорит все по этой же теме, так что опорные мысли из книги так или иначе все равно есть в широкой огласке в сети. Да и книге, вышедшей впервые в 1996 году, уже скоро будет 20 лет. Я, помнится, даже когда-то упоминал здесь в этом блоге о прослушивании часовой лекции Вернера и приводил какие-то высказанные им мысли. Итак, далее от лица Кенни Вернера:
Занятия музыкой, казалось, всегда относились только к избранным. Общее мнение говорит: «Кому-то это дано, кому-то нет», неявно подразумевая, что большинству из нас это как раз не дано. Традиционно музыкальное образование выстроено так, что предназначено для тех, кому «дано». Только самые одаренные ученики могут понять язык музыки через имеющуюся систему образования. Вероятно, только 2% учащихся музыке когда-либо чего-то достигают. Все другие мучаются с различными элементами исполнения и импровизации и в результате так и не становятся музыкальными исполнителями.
Большинство отбрасывается на обочину. Мы не сильно задумываемся об этом неравенстве, просто принимая для себя старое «кому-то дано, а кому-то нет». В культурах, которые меньше были затронуты «цивилизацией», каждый является музыкантом. Все определяется тем, как музыка входит в нашу жизнь. Мое собственное убеждение в том, что если вы способны говорить, то вы способны играть.
Человек может бросить занятия игрой, мотивируя это недостаточностью таланта, в то время как при близком рассмотрении становится очевидным, что проблема заключалась в режиме обучения или его отсутствии.
Многие люди страдают от неспособности фокусироваться или переизбытка ощущений. Такие проблемы часто ошибочно принимают за лень и апатию. Существует грандиозный парадокс, почему мы не можем сфокусироваться. Этот вопрос обсуждается в книге.
Одна из истин, над которой следует поразмышлять всем игрокам: разучивание новых видов сложных теорий не ведет с необходимостью к свободе. Как только вы выучили и начинаете пользоваться новой теорией, она с той же самой мрачной предсказуемостью воплощается подобно старым. Если у вас существуют трудности с теми игрушками, которые у вас есть сейчас, то вы не сможете играть лучше с новыми игрушками. Музыканты часто жалуются на «сухость» своей игры. Этим они похожи на тех священников, которые в тайне не верят в Бога. Приличия соблюдены, но нет настоящего чувства. Если огонь не зажжен, то музыка станет такой же скучной, как все остальное. Вместе с желанием глубокого проникновения в музыку приходит интенсивная тяга стать лучшим игроком. Эти два фактора работают друг против друга. Истинная музыкальная глубина не соотносится с технически лучшей игрой, а больше касается «органичной» игры.
Те люди, которые медитируют, узнают многие принципы в этой книге. Но даже для них может оказаться откровением, что можно находиться в медитативном состоянии во время игры на инструменте. Сознание - главный виновник большинства проблем, и поэтому любая методика, которая призвана контролировать сознание, будет дополнением к описываемым здесь процессам. Музыка может проходить через музыканта как молния в небе, если этой музыке не мешают мысли. Поэтому удаление мыслей из головы во время исполнения - очень насущная задача.
Несомненно, есть музыканты, кто радуется музыке позитивным образом, артисты, которые знают, как воодушевиться и как сыграть без напряжения. Но процентное соотношение таких людей мало. Большая часть этой книги для тех, кто не смог достичь воплощения своих надежд в музыке, и для тех музыкантов, которые чувствуют себя скованными и несвободными во время игры. Некоторые из моих идей радикальны. Они бросают вызов образовательной системе на изменения, а отдельных людей призывают выйти из комфортной зоны ограничений и раскрыть самих себя. Если вы играете уже 30 лет и совсем не довольны своей игрой, если вы все время указываете на других музыкантов, которые обладают чем-то, чего вы лишены, или если вы занимаетесь годами без особого успеха, то читайте эту книгу.
Click to view