Чего вы можете не знать о сценической лихорадке

Jul 13, 2013 10:53

Продолжаю сериал о пуленепробиваемом музыканте. Оригинал здесь.



Моим любимым скрипачом в период взросления был Ицхак Перлман, поэтому, когда я недавно наблюдал за мастер классом Перлмана, вы можете держать пари, что я впитывал каждый совет, который он предлагал. В какой-то момент его спросили о том, как лучше всего бороться с тревожностью перед выступлением, и его ответ (в сопровождении его фирменного юмора) был «Знай своего врага». Другими словами, понять, как ваши нервы влияют на вас заранее, так что вы можете выяснить, что работает, а что нет в репетиционной комнате, вместо того, чтобы вносить коррективы в середине исполнения или прослушивания (когда вы находитесь под достаточным давлением при этом).

Мне представляется это отличным советом.

Итак, давайте узнаем нашего "врага" немного получше.

Что такое тревожность перед выствплением?

Есть много слов, которые используются как взаимозаменяемые для обозначения волнения перед выступлением. Вы вероятно, сталкивались с такими терминами, как страх сцены, тревожность перед музыкальным выступлением, стресс, возбуждение, ожидание перед концертом, энергия, нервы, и так далее.

Правда, некоторые из этих терминов технически действительно обозначают разные вещи. Но это уже тема для другого дня. Давайте просто сосредоточимся на основной концепции «тревога».

Вот определение:

"Отрицательное эмоциональное состояние с чувством нервозности, беспокойства и опасения, связанные с активацией или возбуждением тела."

Согласно этому определению (а оно хорошее), тревога состоит из трех частей - физические эффекты, психические эффекты, и эмоциональные эффекты.
Три составляющих тревожности

Давайте посмотрим на три компонента тревоги.

Соматическая тревога - ваша физическая реакция на ситуацию. Сердце колотится в груди, кровяное давление повышается, вы начинаете дышать более быстро и неглубоко, мышцы становятся жесткими, холодные, липкие руки, и так далее.

Когнитивная тревога - ваше психическое реагирование на ситуацию. Увеличению неуверенности в себе, сомнения, мысли и образы о неудаче, потеря фокуса, затмения и т.д.

Аффективная тревога - ваша эмоциональная реакция на ситуацию. Вы можете, например, испытывать чувство страха, паники, и опасения по поводу ситуации.

Понимание этой трехчастной модели тревоги важно, потому что это означает, что есть три отдельные цели, каждая из которых может повлиять на нашу способность хорошо играть под давлением. Конечно, все они взаимосвязаны, но вы можете начать видеть, почему мы не можем просто заниматься с одной из них, и ожидать, что все будет лучше.
Два типа тревоги

Чтобы еще более усложнить, существует два типа тревоги - ситуативная тревожность и личностная тревожность. Можно считать, что это ситуативная тревожность в противоположность характерологической тревожности. Другими словами, ситуативная тревоэность имеет дело с тем, насколько стрессово вы воспринимаете имеющуюся конкретную ситуацию, в то время как личностная тревожность - это насколько вы склонны тревожиться обо всем.

Например, волннение по поводу важного прослушивания будет являться ситуативной тревогой. Быть же тревожным относительно вождения, встречи с новыми людьми, пробовать новые продукты, попадания в незнакомые места, хорошей учебы в школе / работа, знакомства, и все остальное в жизни означает быть человеком, который находится в высокой личностной тревожности. Это просто их вид личности, чтобы быть в стрессе и тревожности в целом.

Я работал с людьми, которые были полны сомнений и беспокойства в большинстве областей их жизни, но были абсолютно уверены на сцене. С другой стороны, я также работал с теми, кто оказывался нервным недоразумением на сцене, но совершенно были непринужденны и спокойны вне сцены. Часто, однако, я находил, что чувствительность музыканта или неуверенности в себе на сцене находит свое отражение в некоторой степенью чувствительности и неуверенности в себе вне сцены. Такие музыканты, как правило, сомневаются в себе и недоверяют, уделяют большое внимание тому, как другие воспринимают их, и им трудно поверить в себя.

Я знал талантливого молодого исполнителя, которого был немного застенчивый социально, не решался подойти к новым людям, и было довольно тих в больших общественных местах. Когда его просили быть более предприимчивыми в его игре, будь то динамика, темп, или артикуляции, он прилагал большие усилия, чтобы сделать какие-нибудь большие изменения - не потому, что он не был способен технически, но потому что он боялся ошибиться. Его робость проявлялась и в исполнении также, и чем более он нервничал, тем более "безопасной" и зыбкой становилась его игра.

Для такого человека важно научиться смелости, чтобы быть в состоянии преувеличивать, и чуть переборщать с его музыкальные жесты, для того, чтобы сбалансировать его естественное стремление уйти в свою раковину на сцене. Достижение студентом более предприимчивого состояния в остальной части его жизни было бы также чрезвычайно полезно, так как чем больше его зона комфорта (попробовать новые продукты, оказаться в новых местах и знакомиться с новыми людьми, например), тем больше его уверенность и мужество, чтобы попробовать новые вещи в музыкальном плане.
Какое отношение это имеет к моему выступлению?

Подобно тому, как понимание механики производства звука для вашего инструмента помогает вам извлекать точные звуки, которые вы хотите, я считаю, что также важно для музыкантов понять, что собой представляет тревожность, и как они реагируют на стресс, чтобы они могли приступить к разработке эффективного и персонализированного "инструментария" навыков и стратегии, которые позволят им справиться даже с самым стрессовых ситуациях.

Например, что можно сделать, чтобы лучше справляться с физическими эффектами тревоги? Многе! Научитесь расслабляться ваше основные мышци под стрессом, определите самые надежные аппликатуры, что, скорее всего, останется устойчивым, даже когда вы нервничаете, привыкните играть даже с холодными руками, и привыкайте лучше играть даже в неблагоприятных условиях.

Для борьбы с психическими эффектами, вы можете узнать, как построить ваше доверие, увеличить вашу способность сосредоточиться и сконцентрироваться по требованию, уметь успокоить свой ум, чтобы увидеть / услышать себя прекрасно играющим вместо того, что все ваши страхи заиграли в вашей голове.

Преодолевайте эмоциональные эффекты, узнавая, как приступить к выступлению, несмотря на страх, и как направлять адреналин вместо бояться его.
Триединая стратегия

Учитывание того факта, что тревожность будет влиять на вас физически, умственно и эмоционально, используя всеобъемлющий атакующий трезубец, позволит вам лучше подготовиться к полному спектру эффектов, которые вы будете испытывать под стрессом.

Многие делают ошибку, уделяя слишком много внимания попыткам не нервничать. Вместо этого сосредоточтесь на разработке более эффективном реагировании на неизбежные нервы. Проводите больше времени на отработку выступления, а не отработку занятия. Что я имею ввиду?

Сделайте быструю пробежку вокруг квартала. С бьющимся сердцем, и слегка запыхавшись, сможете ли вы все еще справиться с началом произведения? Включите телевизор или радио в фоновом режиме - вы можете по-прежнему сосредоточиться на вашей пьесе? Приоденьтесь и включите видеокамеру (так чтобы вы могли разместить свое выступление на YouTube). Позволяя себе только одну попытку - вы можете сыграть все прекрасно в самый первый раз?

Какие мышцы напряжены во время стресса? Что происходит с высотой тона или интонацией - вы склонны смягчать или обострять? Что происходит с вашим чувством времени - вы спешите или отстаете? Где вы, как правило, ошибаетесть?

"Знай своего врага" - хороший совет, не так ли?


сценическое возбуждение, сценическая лихорадка

Previous post Next post
Up