Лестница прогресса и важность плеч в игре

Feb 10, 2012 23:54


Обучение игре на фортепиано не такой уж гладкий и постепенный процесс роста, а скорее ступенчатый. Развивая какой-то конкретный навык или группу отдельных навыков, почти всегда наблюдаю одну и ту же закономерность: сначала прогресс техники игры растет линейно день за днем, месяц за месяцем, но наступает время и скорость прироста умений и техники замедляется, а то и почти вообще останавливается. Это время кризиса, когда перестаешь ощущать улучшение,  заветная цель перестает приближаться, занятия превращаются в рутину, нарастает неудовольствие игрой и самим собой.  Именно в эти кризисные периоды большинство начинающих (да и продолжающих) бросает всю эту затею - попытке обучиться игре на фортепиано.


Потом к терпеливым и настойчивым вдруг приходит РЕШЕНИЕ: может учитель подсказывает, либо встречается дельный совет в книге, а то и сам доходишь. Количество превращается в качество, как в коробке передач автомобиля переключается скорость, устанавливаются новые фокусы внимания, и, глядишь, все опять задвигалось вперед. Опять интенсивно прирастают технические возможности игры, увеличивается сложность доступного музыкального материала. Происходит переход на новую ступеньку. И так до следующего кризиса…

Бывает и так, что, вроде, все это и прежде знал, все эти «правила» и советы. Но дело в том, что все должно быть своевременно, зерно может прорасти только, если оно упало на благодатную почву накопленного опыта. Преждевременные «истины» либо кажутся банальностью, либо непонятны - входят в одно ухо и выходят из другого. Только подойдя к определенному уровню техники игры, в полной мере раскрывается их смысл и значение, если еще эти советы каким-то чудом задержались в памяти после давнишнего прочтения. Поэтому, вообще говоря, все советы и правила обучения игре на фортепиано не совсем универсальны. Хороша ложка к обеду. Для каждого человека в каждый конкретный период обучения необходимы свои методики, может быть даже и абсолютно противоположные методикам из другого периода. Например, непрекращающийся спор между сторонниками и противниками гамм, технических этюдов Черни, упражнений Ганона. По-моему, все дело в контексте поставленных локальных целей и уровне развития учащегося. Для кого-то это пойдет на пользу, кому-то во вред.

На начальной стадии обучения, когда особенно велик риск приобретения устойчивых ошибочных навыков, частота ступенек качества на кривой линии технического роста выше, и способность по ним шагать худо-бедно обеспечивается почти любым учителем музыки. После нескольких лет обучения вероятность увязнуть на каком-то промежуточном уровне развития возрастает. Количество доступных качественных учителей, подходящих для нового этапа, уменьшается, возрастают затраты времени на учителя в расчете на преодоление одного препятствия, ступени на лестнице прогресса становятся более затяжными, решения менее очевидными. А если перед этим уже давно попал на методологически неверный путь и успел заблудиться в своих вредных привычках, то становится совсем грустно…

В попытках выскочить за пределы своего последнего пологого периода развития я пытался найти решение в живых занятиях с учителями. Не скажу, что пожалел, но в части кардинального изменения скорости развития мне не хватило, и постоянные занятия с учителями я прекратил. Сложность еще заключается в том, что сам не ведаешь, что хочешь, что именно мешает развитию в первую очередь, где оно «узкое горлышко», и поэтому не можешь сформулировать вопрос учителю или поставить четкую техническую цель перед собой.

И вот, кажется, очередная стена начала рушится - прочитал статьи Abby Whiteside о подходе к разучиванию этюдов Шопена, где рассказывается о важности роли плечевых частей рук в процессе игры на фортепиано, и вдруг сам прочувствовал это. Появились новые ощущения в игре, изменилась система координат, добавилась новая степень свободы. Попробую своими словами изложить основные концепции прочитанного в преломлении с собственными размышлениями.

Осуществляя переход фокуса внимания на плечи, обнаруживаю закономерность, как исторически перемещался фокус моего внимания на протяжении всего обучения инструменту - сначала только пальцы удостаивались внимания, потом пришло осознание кисти, роли запястья, несколько лет назад фокус внимания поднялся и до предплечий, и вот совсем недавно в центре внимания оказались плечи рук. И они даже кажутся, действительно, центральным звеном всей игры через систему рычагов руки. А до этого я неосознанно отводил им второстепенную, вспомогательную роль, в которой плечи лишь подчинялись стремлениям пальцев и кистей рук, обеспечивали эти движения, но сами не обладали собственной инициативой. Кажется, что совокупность согласованных движений всех частей рук должна остаться той же самой в независимости от того, какие части мы посчитаем главными, а какие подчиненными, если целью является исполнение определенной конкретной фразы или аккорда, но я обнаруживаю, что это не так. Простое изменение угла зрения на приоритетность частей рук меняет ощущения и, следовательно, степень свободы в игре.  Если сравнить движение всей руки от плеча до кончиков пальцев с движением кнута, то плечо будет соответствовать рукоятке кнута, а пальцы тонкому подвижному кончику кнута. Все быстрые движения кончика кнута берут свое начало в малых, но мощных движениях рукоятки. Также и стремительная и точная игра пальцев в большой части зависит от задающих движений плеча. Кроме того, лично у меня возникло ощущение движения рук как крыльев во время игры, когда я стал обращать внимание не только на движение плечевых частей, но и лопаток на спине.

Abby Whiteside говорит о основном музыкальном ритме произведения, который поддерживается телом исполнителя и в первую очередь передается через скоординированные движения плеч. Основной ритм - это тот ритм, под который тело должно танцевать, вовлекаться в музыку. Недаром профессионалы говорят о том, что музыкант играет всем телом. Теперь эта истина для меня из сферы банальности переходит в нечто важное и практически конкретное. Это неправильно, когда внимание заостряется только на расслабленности кистей рук, а тело остается жесткой основой, крановой балкой, с которой свисают рычаги-манипуляторы - руки. Именно вовлеченность тела одушевляет музыку, дает ей естественный пульс. Мы танцуем телом при исполнении, погружаясь в суть музыки, а не оставаясь наблюдателями со стороны.

И этот основной ритм передается к клавиатуре через движения плеч, которые малы по амплитуде, но организуют самую основу, несущую, как сказали бы радиотехники, составляющую правильного движения всех частей руки. Именно плечо, а не пальцы призвано обеспечить передачу энергии при нажатии клавиш. То есть, по возможности пальцам лучше вообще не вмешиваться в нажатие, они в основном служат для создания конфигурации нажатия. Нажатие происходит либо при отводе плеча назад (угол сгиба в локте остается постоянным), либо при движении плеча вперед (локоть разгибается). Пакет энергии идет от плеча, а не от пальцев.

Плечевой сустав уникален - он обеспечивает движение руки как в горизонтальной плоскости, так и в вертикальной. В то время, как локоть может сгибаться только в вертикальной плоскости. Поэтому именно плечо обеспечивает попадание пальцев в нужные ноты после переноса руки. Не пальцы должны дотягиваться до клавиш, а плечо правильно подносить пальцы к нужному месту. В таких движениях кисть руки и запястье должны быть расслаблены, потому что при их напряжении точность попадания только страдает из-за взаимного влияния напряжения в разных мышцах. Перенесли руку движением плеча в горизонтальной плоскости (предплечье, действуя через локоть, не может помочь) и «ткнули» всей рукой в нужное место.

Отдавая основное внимание (по крайней мере на этапе привыкания к ощущениям и навыку) движениям и контролю плеча, заметил, что пальцы как-то сами нормально справляются со своими проблемами, и я о них почти не думаю. Путь до них от высвеченного вниманием плеча лежит через предплечье, запястье и кисть - далековато, чтобы спонтанному скачку внимания легко было бы зажать их. Кажется, что будто бы легче стало играть. Одновременно сдвинулся масштаб восприятия исполняемой музыки. Воспроизводить за секунду фразу из десяти нот гораздо легче, чем, мысля на уровне пальцев, воспроизводить 10 нот в секунду. Abby Whiteside неоднократно подчеркивает, что музыка состоит из музыкальных фраз, а не отдельных нот. Также, как текст состоит из слов и предложений, а не из букв. И мыслить надо на уровне слов, а не букв. Движение плеча - это как раз верхний уровень иерархии, ответственный за постановку фраз.

Мне этот новый взгляд на процесс игры очень помог. Главное, как и во всем в жизни, правильно расставлять акценты внимания и вырабатывать правильное отношение. По аналогии сравнения оптимиста с пессимистом, перестав зацикливаться на том, что стакан наполовину пуст, а увидев, что он наполовину полон, можно значительно улучшить качество своей жизни. )))



обучение игре на фортепиано

Previous post Next post
Up