[1.II.25] Руки вместе и мысленная игра.

Aug 09, 2011 20:19


Наконец мы начинаем соединять руки вместе (РВ)! Некоторые учащиеся встречают наибольшее количество трудностей здесь, особенно в первые несколько лет занятий на фортепиано. Хотя представленные здесь методы должны немедленно помочь вам приобрести технику быстрее, потребуется около двух лет, чтобы реально получать все преимущества от пользования этими методами.

Игра РВ почти как попытка думать о двух вещах одновременно. Не известно никакой предварительно спрограммированной координации между двумя руками подобно той, которая существует между нашими двумя глазами (для оценки расстояния), нашими ушами (для определения направления источника звука) или нашими ногами (для ходьбы). Поэтому обучение точной координации между пальцами двух рук потребует некоторой работы. Предшествующая работа в режиме РР делает изучение координации гораздо легче, потому что мы сейчас должны концентрироваться на координации только, а не координации И развитии техники пальцев/рук одновременно.


Хорошей новостью будет, что есть только один основной «секрет» овладения РВ быстро. Этот «секрет» в адекватной РР работе, которую вы уже знаете! Вся техника должна наращиваться через РР; не пытайтесь получить добавление техники в РВ, если она может быть приобретена в РР. К настоящему времени причины должны стать очевидными. Если вы пытаетесь наращивать технику в РВ, вы столкнетесь с такими проблемами как (1) развитие напряжения, (2) несбалансированные руки (правая рука стремится стать сильнее), (3) приобретение плохих привычек, (4) создание стен для скорости, и т.д. Отметьте, что все стены для скорости создаются; они являются результатом неправильной игры или напряжения. Преждевременные занятия РВ могут насоздавать любое количество стен для скорости. Неправильные движения представляют другую важную проблему; некоторые движения не составляют проблему при медленной игре РВ, но становятся невозможными при ускорении игры. Наилучший пример этого - игра с «подкладыванием большого пальца снизу» (раздел III.5).

Сначала вам необходим некоторый критерий, чтобы решить, когда вы уже проделали необходимые занятия с РР. Хорошим показателем будет скорость в режиме РР. Обычно максимальная скорость РВ, с которой вы в состоянии играть, составляет от 50% до 90% от самой медленной РР скорости, от правой руки или от левой. Предположим, что вы можете играть правой рукой со скоростью 10, а левой со скоростью 9. Тогда максимальная скорость РВ может быть 7. Самым быстрым способом поднять эту скорость РВ до 9 будет поднятие скорости правой руки до 12, а левой руки до 11. Общее правило в том, чтобы достигать скорости РР со значительным запасом сверху конечного темпа. Поэтому искомым нами критерием будет: если вы можете играть РР на скорости 110% до 150% от конечного темпа, расслабленно и с полным контролем, тогда вы можете уже быть готовы к занятиям РВ.

Если вы все еще испытываете трудность, примените метод «очерчивания». Предположим, что вы можете удовлетворительно играть РР. Теперь упростите партию одной или обеих рук так, чтобы вы могли играть РВ легко, а затем постепенно добавляйте опущенный материал. Есть много способов делать это, и вы можете развить действительно мощные методы в зависимости от ваших знаний музыкальной теории, поэтому очерчивание будет обсуждаться в деталях в разделе III.8. Однако, для применения очерчивания вам не нужна теория; одним из примеров является метод «добавления нот»: возьмите короткий отрезок трудного места, затем играйте наиболее трудную руку отдельно, повторяя отрезок непрерывно (это называется игрой в цикле, см. раздел III.2); и начните добавлять ноты более легкой руки одна за другой. Сначала добавьте одну ноту и занимайтесь до тех пор, пока не получится удовлетворительно. Затем добавьте другую и т.д., пока отрезок не будет играться в полном объеме. Следите за тем, чтобы по мере добавления нот вы пользовались той же аппликатурой, которой вы пользовались в режиме РР. Очень часто причиной, по которой вы не можете играть в РВ, хотя вы можете играть РР, является какая-то ошибка. Часто это ошибка в ритме. Поэтому, когда вы добавляете ноты, пытайтесь обнаружить нет ли ошибки в одной из рук; это лучше всего делать сверяясь с напечатанными нотами.

Мозг обрабатывает задачи игры одной рукой совершенно по-другому, нежели задачи скоординированной игры двумя руками вместе, вот почему появляется результат от решения их по отдельности. Занятия РР не стремятся сформировать привычки, не контролируемые напрямую мозгом, так как мозг контролирует каждую руку непосредственно. Движения РВ, с другой стороны, могут развиваться только посредством повторения, создавая рефлекторную привычку, что может включать нервные клетки за пределами мозга. Одним из указателей на это является тот факт, что движения РВ требуют большего времени для разучивания. Поэтому плохие привычки режима РВ наихудшие, потому что раз уж они сформировались, потребуется вечность для их искоренения. Чтобы нарастить технику быстро вы должны избегать появления этой категории плохих привычек.

Мысленная игра (МИ) необходима для игры РВ также как и для игры РР, но МИ РВ, конечно, более трудна для начинающих. Когда вы овладеете МИ, МИ РР и МИ РВ будут одинаково легки. Так как вы уже знакомы с мысленной игрой РР (раздел 12), основная оставшаяся работа заключается в разучивании ее для РВ. При заучивании МИ РР вы встречали такие места в произведении, где вам приходилось возвращаться и проверять запоминаемое на фортепиано - вы могли играть на фортепиано, но не в голове - такие места еще не были закреплены в вашей голове. Это те места, в которых вы могли бы попасть в провалы памяти во время выступлений. В качестве проверки, что вы обладаете твердой МИ, вы должны быть способны выполнять 3 вещи в голове: (1) можете ли вы начать с любого места пьесы и играть РВ? (2) если вам предоставляется часть для игры одной рукой, сможете ли вы добавить другую руку? и (3) можете ли вы мысленно играть двумя руками одновременно? Вы должны обнаружить, что если вы можете выполнять это в своей голове, тогда вы с легкостью можете делать это на фортепиано.

Давайте сейчас приступим к примерам из реальной жизни для демонстрации занятий РВ. Я выбрал 3 примера для иллюстрации методов РВ, начиная с самого легкого - первая часть Лунной сонаты Бетховена, затем Турецкое рондо Моцарта и, наконец, трудную Фантазию-Экспромт (ФЭ) Шопена. Вы должны выбрать наиболее подходящий вам по уровню мастерства. Вы также можете попробовать инвенции Баха, которые подробно обсуждаются в разделах III.6.12 и III.19. Я оставлю «К Элизе», обсуждаемую выше, для ваших собственных попыток, так как эта пьеса достаточно коротка и относительно прямолинейна. Для многих пианистов «К Элизе» «слишком известна» и часто трудна для исполнения; в этом случае играйте ее приглушенно, концентрируясь на точности вместо эмоций (без рубато), и позвольте музыке говорить самой. Это может быть достаточно эффективно с правильной аудиторией. Такая «отстраненная» игра может оказаться полезной для популярной, знакомой музыки.

Три отобранные композиции содержат определенные трудности. Лунная требует легато, pp и музыку Бетховена. Турецкое рондо должно звучать по Моцарту, достаточно быстро, и требует точного независимого контроля рук и твердой игры октавами. ФЭ требует умения играть 4-против-3 и 2-против-3 двумя руками, содержит чрезвычайно быструю аппликатуру в правой руке, обладает романтизмом Шопена и требует точной педализации. Все три произведения относительно легко играть РВ в уме, потому что левая рука представляет в основном аккомпанемент для правой руки; в инвенциях Баха обе руки играют главные роли и МИ РВ более трудна. Это демонстрирует, что Бах, возможно, обучал МИ и сознательно сочинял сложные пьесы для своих учеников. Эта увеличенная трудность также объясняет, почему без соответствующего руководства (такого как в этой книге), некоторые учащиеся находят инвенции чрезвычайно трудными для запоминания и игры в темпе.


обучение игре на фортепиано

Previous post Next post
Up