«Выносливость» - противоречивый термин для занятий фортепиано. Эта противоречивость возникает из того факта, что игра на фортепиано требует контроля, а не мускульной силы, и многие учащиеся имеют ошибочное представление, что они не достигнут техники пока не нарастят достаточно мышц. С другой стороны, определенное количество выносливости необходимо. Это кажущееся противоречие может быть разрешено через точное понимание что необходимо и как этого достигнуть. Очевидно, что вы не можете играть громкие, грандиозные пассажи без затрат энергии. Большие и сильные пианисты определенно могут производить больше звука, чем маленькие и слабые пианисты, обладающие тем же уровнем мастерства. И физически сильные пианисты могут легче исполнять «трудные» произведения. Каждый пианист имеет достаточную физическую выносливость для игры пьес своего уровня, просто из-за объема выполненной работы, которая потребовалась, чтобы достигнуть этого уровня. Однако мы знаем, что вопрос выносливости является проблемой. Ответ лежит в расслаблении. Когда выносливость заставляет обратить на себя внимание, это почти всегда вызвано чрезмерным напряжением.
Одним примером этого служит октавное тремоло в левой руке в первой части Патетической сонаты Бетховена. Единственная вещь, которую свыше 90% учеников должны выполнить, это устранить напряжение; однако многие учащиеся отрабатывают это место месяцами при минимальном прогрессе. Первая ошибка, которую они делают, состоит в громкой игре во время занятий. Такая игра добавляет лишнее напряжение и усталость как раз в то время, когда вы меньше можете это позволить. Отрабатывайте тремоло мягко, концентрируясь лишь на устранении напряжения, как объясняется в разделе III.3.b. Через неделю или две вы будете играть тремоло с той продолжительностью и в том темпе, которые вы захотите. Тогда начните добавлять громкость и экспрессию. Сделано! В этот момент ваша физическая сила и выносливость не отличается от тех, которыми вы обладали всего несколько недель назад, когда вы начинали, - основное, что вы сделали, заключалось в нахождении наилучшего способа устранения напряжения.
Игра сложных произведений требует приблизительно столько же энергии, как и медленный бег со скоростью 4 мили в час, при этом мозг потребляет почти половину этой энергии. Многие юные учащиеся не могут без остановки бежать милю. Поэтому требование к юным ученикам заниматься трудным пассажем непрерывно в течение 20 минут в действительности подвергает напряжению их чувство выносливости, так как такое занятие эквивалентно пробегу одной мили. Учители и родители должны проявлять осторожность, когда дети только начинают заниматься на фортепиано, и ограничивать время подхода до 15 минут в самом начале до тех пор, пока ученик не выработает достаточную выносливость. Бегуны марафонцы обладают выносливостью, но они не мускулисты. Вам нужно подготовить свое тело для обеспечения игры на фортепиано без усталости, но у вас нет необходимости наращивать дополнительные мышцы.
Также есть различие между игрой на фортепиано и марафонским бегом, заключающееся в необходимости подготовки мозга к нагрузкам в дополнение мышечной подготовке. Поэтому бездумное проигрывание упражнений не работает на выносливость. Наиболее эффективными способами приобретения выносливости является либо выразительное музыкальное исполнение выученных произведений, либо непрерывная отработка трудных мест в режиме РР. Опять же, пользуясь сравнением с бегом трусцой, для большинства учащихся будет трудно заниматься сложным материалом несколько часов, потому что 2 часа занятий будут эквивалентны бегу на 6 миль, что представляет собой значительную нагрузку. Поэтому вы должны играть какие-нибудь легкие пьесы между подходами со сложными произведениями. Концентрированные практические занятия, длящиеся несколько часов, могут оказаться не настолько полезными, пока вы не достигните продвинутого уровня, к которому вы разовьете достаточную «фортепианную выносливость». Вероятно, лучше делать перерыв и заново приступать к занятию после некоторого отдыха. Очевидно, что упорные занятия на фортепиано представляют собой тренировочную нагрузку, и серьезные занятия могут привести ученика в хорошую физическую форму. Занятия в режиме РР наиболее ценны в этом отношении, потому что они позволяют одной руке отдыхать в то время, как другая упорно работает, позволяя пианисту заниматься настолько упорно, насколько он сам того желает, 100% времени, без усталости и травм. Конечно, в терминах выносливости не будет трудным (если у вас есть столько времени) заниматься по 6 - 8 часов в день, включая множество бездумных упражнений для пальцев. Это путь самообмана, когда ученик полагает, что простое вложение во время приведет вас к желаемому результату - этого не произойдет. При всем остальном, тренировка мозга более важна, чем тренировка мышц, потому что для большинства учащихся именно мозг нуждается в большей подготовке. Тренировка мозга особенно важна для выступлений. Напряженная тренировка мышц заставит тело превращать быстрые мышцы в медленные мышцы (они обладают большей выносливостью) - именно этого вы стремитесь избежать. Поэтому, вопреки общему представлению, пианисты не нуждаются в дополнительной мышечной ткани; им нужна большая способность к управлению нервными окончаниями и преобразование медленных мышц в быстрые - см. раздел III.7.1.
Что такое выносливость? Это то, что позволяет вам продолжать играть не уставая. В долгих занятиях продолжительностью в несколько часов пианисты получают второе дыхание точно так же как и спортсмены (особенно марафонцы). Поэтому, если вы ощущаете общую усталость, ищите обретение второго дыхания для преодоления усталости. Это сознательное представление о втором дыхании может побеждать усталость более надежным образом, особенно после того, как вы уже испытали его несколько раз и знаете, что оно собой представляет. Поэтому не создавайте привычку отдыхать каждый раз, как только вы почувствуете усталость, если есть шанс, что может появиться второе дыхание.
Можем ли мы определить, какие биологические факторы влияют на выносливость? Знание биологических основ лучший способ понять выносливость. В отсутствие специфических биофизических исследований пианистов мы можем только предполагать. Несомненно, нам необходим достаточный приток кислорода и адекватный кровяной поток к мышцам, некоторым органам и мозгу. Самым сильным фактором, определяющим приток кислорода, является эффективность легких, и значимыми компонентами здесь будут дыхание и положение тела. Это может быть одной из причин, почему медитация с упором на соответствующее дыхание с использованием диафрагмы так полезна. Использование только реберные мышцы для дыхания перенапрягает дыхательный аппарат и недостаточно задействует диафрагму. Возникающее в результате этого частое расширение грудной клетки или увеличенное грудное расширение может мешать игре на фортепиано, потому что все мышцы, определяющие игру на фортепиано, в конце концов, связаны с центром грудины. Использование диафрагмы для дыхания меньше мешает процессу игры. Вдобавок, те, кто не пользуется диафрагмой сознательно, могут сковывать ее в напряженном состоянии во время игры и даже не заметят, что диафрагма скована. Используя как мышцы ребер и диафрагму, и придерживаясь правильной посадки, легкие могут расширяться до их максимального объема с меньшими усилиями и поставлять максимальное количество кислорода.
Следующее дыхательное упражнение может оказаться чрезвычайно полезным не только для занятий на фортепиано, но и для общего самочувствия. Расширьте свою грудную клетку, опустите свою диафрагму вниз (это заставит ваш живот расшириться), поднимите свои плечи вверх и в направлении спины и сделайте глубокий вдох, затем полностью выдохните в обратном порядке. При глубоком дыхании полный выдох более важен, чем полный вдох. Дышите горлом, не через нос (рот может быть открыт или закрыт). Большинство людей сжимают носовой проход при затягивании воздуха через нос. Вместо этого, расслабьте мышцы носа и затягивайте воздух горлом, той областью, которая расположена ближе к голосовым связкам, даже если рот закрыт. Такой метод расслабляет носовые мышцы, позволяя большему потоку воздуха проходить через нос. Если вы давно не дышали глубоко, такое дыхание может вызвать гипервентиляцию - вы почувствуете головокружение - после одного или двух таких упражнений. Остановитесь, если вы вызвали гипервентиляцию. Затем повторите это упражнение в более позднее время; вы обнаружите, что вы можете вдыхать большее количество раз без гипервентиляции. Повторяйте это упражнение, пока вы не сможете повторить 5 полных вдохов подряд без гипервентиляции. Теперь, если вы обратитесь к доктору, и он начнет прослушивать вас стетоскопом, прося сделать глубокий вдох, вы сможете это делать без головокружения! Поддержание нормального дыхания при игре чего-нибудь сложного является важным элементом расслабления. Выполняйте это упражнение, по крайней мере, раз в несколько месяцев и сделайте его вашей привычкой для обычной дыхания как за фортепиано, так и вне его.
Занятия фортепиано могут быть как полезными для самочувствия, так и вредными, в зависимости от того, как вы занимаетесь. Многие учащиеся забывают дышать при отработке трудного материала; эта вредная привычка негативно влияет на здоровье. Она уменьшает поток кислорода к мозгу, как раз когда он в нем наиболее нуждается, приводя к апоксии и симптомам, похожим на остановку дыхания во сне (повреждение органов, высокое кровяное давление, и т.п.). Недостаток кислорода сделает музыкальную и мысленную игру трудными, и сделает невозможным увеличение выносливости мозга.
Другими методами увеличения выносливости являются увеличение кровяного потока и увеличение количества крови в теле. При игре на фортепиано дополнительный поток крови нужен для мозга и всего механизма игры; поэтому вы должны в полной мере и одновременно тренировать мышцы и мозг во время практических занятий. Это заставит тело генерировать больше крови в ответ на повышенный запрос о ней. Бездумное повторение упражнений и т.п. не оказывает помощи в этом отношении, так как вы можете отключать мозг, уменьшая, таким образом, требование о большем количестве крови. Занятия после обильной пищи также увеличивают поставку крови и наоборот, отдых после каждого приема пищи уменьшит выносливость - есть хорошо известная японская поговорка, которая гласит, что вы превратитесь в корову, если вы спите после еды. Так как большинство людей не обладают достаточным объемом крови, чтобы заниматься усиленной активностью с полным желудком, ваше тело будет протестовать, заставляя чувствовать вас отвратительно, но это ожидаемая реакция. Такая активность должна проходить в пределах безопасных медицинских рамок; например, изначально вы можете испытать проблемы с пищеварением или головокружение (что, возможно, вызывается мыслями о нежелательности тренировок после обильной еды). Как только тело сгенерирует необходимое количество дополнительной крови, эти проблемы исчезнут. Поэтому вы должны оставаться насколько возможно активными после еды, чтобы предотвращать анемию. В занятиях непосредственно после еды кровь одновременно будет востребована для пищеварения, для играющих мышц и для мозга, таким образом устанавливая повышенный запрос на поставку крови. Очевидно, что занятия спортом, хорошее здоровье и физические упражнения помогают увеличивать выносливость в игре на фортепиано.
В итоге, начинающие, которые ранее никогда не занимались на фортепиано, нуждаются в постепенном развитии своей выносливости, потому что фортепианные занятия являются напряженной работой. Родители должны быть внимательны к периодам проведения занятий для очень маленьких детей; позволяйте им прекращать занятия или брать необходимый отдых, когда они устают. Никогда не позволяйте больному ребенку заниматься на фортепиано, даже легкими пьесами, из-за угрозы осложнения болезни и вреда для мозга. При любом уровне мастерства мы все обладаем большим количеством мышц, чем нам необходимо для игры фортепианных пьес нашего уровня. Даже профессиональные пианисты, которые занимаются по 6 часов каждый день, не становятся выглядящими как Геракл. Франц Лист был худым, не мускулистым. То есть, приобретение техники и выносливости не является вопросом наращивания мышц, а обучением расслаблению и правильному использованию нашей энергии.