[1.II.10] Падение под тяжестью, отработка аккордов и расслабление

Jun 04, 2011 19:53


Обучение аккуратному исполнению аккордов является первым шагом в применении аккордовой атаки. Позанимайтесь с выше упомянутым аккордом ЛВ CEG. Метод естественной тяжести руки будет наилучшим для достижения техники и расслабления; этот подход тщательно был изложен в представленных в ссылочной части книгах (Fink, Sandor) и поэтому будет здесь затронут только кратко. Поместите свои пальцы на клавиши для проигрывания CEG. Расслабьте руку (все тело, на самом деле), оставляя кисть гибкой, поднимите руку на 5 - 20 см над клавишами (нижняя граница для начала) и позвольте вашей руке упасть под силой тяжести. Позвольте руке и пальцам упасть как единое целое, не перемещайте пальцы. Расслабьте руку полностью во время падения, и во время столкновения с клавишами лишь «подстройте» свою кисть и пальцы для попадания на соответствующие клавиши, позвольте кисти слегка согнуться при ударе, чтобы демпфировать удар при нажатии клавиш. Позволяя силе тяжести опускать вашу руку, вы сопоставляете свою собственную силу и чувствительность с всегда постоянной силой.


По началу это может показаться невероятным, но легкий 6-летний ребенок и великан борец сумо, опуская свои руки под тяжестью с одной и той же высоты, создадут звук одинаковой громкости, если только они выполнят падение под тяжестью корректно (что не очень то и легко, особенно для борца сумо). Так происходить потому, что скорость гравитационного падения не зависит от массы, и молоточек пускается в свободный полет сразу же, как только кулачек выходит из зажима. Изучающие физику поймут, что в пределе упругости (столкновение биллиардных шаров) кинетическая энергия сохраняется, и вышеизложенное утверждения не выполняется. При таком упругом соударении фортепианная клавиша отлетела бы от пальца с высочайшей скоростью, подобно мячу для гольфа, отскакивающему от бетонного пола. Но здесь, по той причине, что пальцы расслаблены, а кончики пальцев мягки (неупругое соударение), кинетическая энергия не сохраняется, и малая масса (фортепианная клавиша) остается с большой массой (палец-кисть-рука), приводя к контролируемому нажатию клавиши. Поэтому, вышеизложенное утверждения все же будет верно, если фортепиано правильно отрегулировано, и эффективная масса клавиши при ее нажатии гораздо меньше, чем масса руки 6-летнего ребенка. Напряжение руки во время удара приводит к тому, что весь вес руки перескакивает в движение клавиши. Не напрягайте руки пока не достигните дна нажатия клавиши, потому что это добавляет силу - мы же хотим, чтобы только сила тяжести участвовала в нажатии.

Строго говоря, борец сумо сделает слегка более громкий звук из-за закона сохранения импульса, но разница будет мала, несмотря на то, что его рука может быть в 20 раз тяжелее. (Тут, по-моему, автор что-то путает. Клавиша опускается с одинаковой скоростью вместе с пальцем, и молоточек приходит в движение до достижения дна нажатия, никак не завися в дальнейшем от передаваемого на дне нажатия импульса в корпус инструмента - прим перев.) Другим сюрпризом является тот факт, что при правильном обучении падение под силой тяжести может вызывать самый громкий звук, на который только способен юный пианист (с высоким падением руки), и этот прием будет отличным способом обучения молодых учеников громкой уверенной игре. Начинайте с малых высот падения для малышей, потому что по настоящему свободное падение может оказаться болезненным при падении со слишком высокой позиции. Для успешного свободного падения, особенно у детей, важно привить им представление, что нет никакого инструмента, и рука должна чувствовать себя как будто намерена падать сквозь клавиатуру (но ею останавливается). Иначе многие дети подсознательно будут приподнимать руку, когда она приземляется на фортепиано. Другими словами, свободное падение - это постоянное ускорение, и рука ускоряется, даже во время нажатия клавиши. В самом конце рука покоится на клавишах под своим весом - такой способ звукоизвлечения производит приятный, глубокий тон. Обратите внимание, что для свободного падения важно, чтобы движение нажатия ускорялось по всему пути вниз - см. раздел III.1.1.2 о создании хорошего тона.

Хорошо известная «ускоряющаяся механика» Стенвея работает по той причине, что она добавляет ускорение движению молоточка через применение скругленного упора под центральной клавишной втулкой. Это заставляет опорную точку сдвигаться вперед при нажатии клавиши, укорачивая таким образом переднюю сторону клавиши и удлиняя заднюю, приводя к тому, что шпиль (capstan) ускоряется при постоянной скорости нажатия. Это иллюстрирует важность, которую изготовители фортепиано уделяют ускоряющемуся нажатию, и метод опускания руки под естественной тяжестью гарантирует, что мы извлекаем все преимущества гравитационного ускорения для получения хорошего тона. Эффективность «ускоряющей механики» спорна, так как есть отличные инструменты и без этой опции. Очевидно, что более важно самому пианисту контролировать ускорение, чем зависеть от инструмента.

Пальцы должны быть «настроены» остановить движение руки вниз после достижения дна нажатия клавиш. Это требует применения краткого усилия со стороны пальцев. Как только рука придет в состояние остановки, прекращайте это усилие и полностью расслабляйте руку, так чтобы вы чувствовали как сила тяжести тянет руку вниз. Оставляйте руку на клавишах, чтобы при этом только сила тяжести удерживала клавиши нажатой. То, что вы сейчас проделали - это нажатие клавиш с минимальными прилагаемыми усилиями; это составляет сущность расслабления. Обратите внимание, что важным элементом расслабления является немедленное расслабление всех мышц после завершения свободного падения.

Начинающие ученики играют аккорды с приложением ненужной силы, которая не может быть точно управляема. Использование силы тяжести может устранить все лишние усилия и напряжения. Может показаться любопытным совпадением, что сила тяжести как раз по величине соответствует силе, необходимой для игры на фортепиано. И это не простое совпадение. Люди эволюционировали под воздействием силы притяжения. Наши силы, используемые для ходьбы, поднятия предметов, и т.п., эволюционировали в полном соответствии с силой тяжести. Фортепиано, конечно, было сконструировано, чтобы соответствовать этим усилиям. Когда вы по настоящему расслаблены, вы можете ощущать влияние гравитации на ваши руки во время игры. Некоторые учителя подчеркивают расслабление до той грани, что пренебрегают всем остальным, пока не достигнут «полного» расслабления; это может заходить слишком далеко - способность чувствовать силу тяжести является необходимым и достаточным критерием для расслабления. Свободное падение - это метод для отработки расслабления. Как только расслабленное состояние достигнуто, оно должно стать постоянной составляющей частью вашей игры на фортепиано. Полное расслабление не означает, что вы должны всегда играть на фортепиано только под действием силы тяжести. Большинство времени вы будете прилагать свою собственную силу; «чувство силы тяжести» - только способ измерения уровня вашего расслабления.

обучение игре на фортепиано

Previous post Next post
Up