Поясняет Билл Грэм:
Click to view
0:10 - Это концепция, которую Барри разработал для организации движения между основными аккордами композиции. Он всегда говорил, что не играет аккорды, а играет движения. Мы сначала поговорим о том, что из себя представляет 6-уменьшенная система, потом как её можно применить к различным типам аккордов, и, наконец, как её применить в песне.
0:39 - Начнем с того, что из себя представляет 6-уменьшенная система. Это совокупность мажорного секст аккорда - в тональности С это С6 - и уменьшенного аккорда, который берется на VII ступени тональной гаммы. В данном случае это Bdim.
1:10 - Если объединим эти два аккорда в одну гамму, то получим…
1:22 - Выглядит как мажорная гамма с дополнительной нотой между V и VI ступенями. Мы будем играть эту гамму вверх и вниз с целью понимания гармонии. Мы гармонизируем эту гамму чередующимися обращениями С6 и Вdim.
1:40 - Предположим, что у нас в мелодии нота c. Построим С6 под ней.
1:53 - Перейдем к следующей ступени. Строим Bdim под нотой d.
2:00 - Затем новое обращение аккорда С6… Bdim…C6… (и т.д.)
2:16 - Весь смысл этой гаммы - создание постоянного движения между тоникой и доминантой.
2:25 - Ещё раз…
2:40 - Сначала вы должны этому научиться. Но далее Барри говорит об одалживании уменьшенных нот. Под этим он подразумевает следующее. Когда мы на C6, соответствующим этому аккорду уменьшенный аккорд будет Bdim. Мы можем взять любой голос аккорда С6 и сдвинуть его вверх на ближайшую ноту из уменьшенного аккорда.
3:05 - Если у нас С6, берем верхнюю ноту и одалживаем её у Bdim. Получается (кстати) С7maj.
3:13 - Послушайте какое создается приятное движение, когда септима падает в сексту.
3:22 - Посмотрим, что произойдет, если мы проделаем это же самое с двумя голосами. Верхний голос одалживает ноту b и уходит с ноты a. А голос g уходит на ab.
3:33 - Прекрасный звук. Это аккорд С(#5)7. Хорошо разрешается обратно в C6.
3:45 - А если мы одолжим три голоса?... … Интересно получается. И снова аккорд хорошо разрешается.
4:00 - Давайте одолжим четыре голоса. В басу будем играть ноту c, а все четыре верхних голоса одолжим у Bdim. Тоже разрешается вниз.
4:14 - Весь смысл этих уменьшенных нот в том, что они движутся в партиях. Барри говорит, что
4:33 - Давайте попробуем применить эту концепцию ко всей гамме. Сначала можем одолжить одну ноту. …
5:00 - Красиво. Давайте одолжим две ноты. …
5:27 - Снова достаточно красивые звуки. Как насчет трех нот в каждом аккорде? …
6:08 - Или все четыре ноты …
6:44 - Всё вполне красиво. Мы можем всё это проделать с минорным секст аккордом. Давайте попробуем с С-минорной 6-уменьшенной гаммой.
6:67 - Эта гамма состоит из аккордов Cm6 и Bdim.
7:13 - Здесь мы можем одалживать те же ноты.
7:21 - Когда играем Cm6 и одалживаем два верхних голоса, то получаем аккорд Cm(maj)9. Раньше мы играли его и не знали, куда он ведет. Но если вы играете его и вот так разрешаете, то появляется красота.
7:45 - Давайте попробуем поиграть комбинации одалживаемых нот с аккордом Cm6…
10:05 - Великолепно. Теперь мы знаем о мажорной 6-уменьшенной гамме и минорной 6-уменьшенной гамме…
(Продолжение следует)