Как превратить любую песню в джазовую

Nov 04, 2016 16:16

Продолжая интересоваться джазом, хочу предложить аналогично интересующимся взглянуть на емкий обучающий ролик «Как превратить любую песню в джазовую» с канала Walk That Bass. Мне лично этот ролик очень понравился (как и весь канал). В этом уроке автор взял битловскую песню Let It Be и на ее примере рассказал, как натянуть на неё джазовое звучание. В конце ролика он философски подытоживает, что музыкальное мышление всегда исторически развивается от консонансов к диссонансам и далее еще к большим диссонансам. Очень верно, по-моему, подмечено. Напоминает структуру обертонов струны: поднимаясь выше по их порядку, с более тонкими материями приходится иметь дело. Излишняя приверженность к простым консонансам - признак еще детского музыкального мышления. Я еще в школьном возрасте возопил против излишне гладких консонансов - надоели они мне за годы на уроках классической музыки - и тогда же направился приямиком в джаз. И Битлз, любимый в школе, меня не совсем удовлетворяет сейчас по звучанию. Хочется большей текстуры в звуке. Вот у меня в репертуаре тоже есть песня Битлз в джазовой обработке (не моей!). Но пока играю по нотам, так что пока это псевдо джаз:

image Click to view



Ролик же урока, о котором говорю, вот:

image Click to view



Он на 40 минут, почти как серия фильма, а говорит автор ролика почти без остановки и играет мало. Так что работы много… Но ролик мне нравится… Так ли он нужен кому-то еще? Чтобы мне было понятнее его востребованность я решил создать игровую ситуацию с его переводом. Внизу я даю перевод первых 5 минут. Далее я буду продолжать перевод только по запросам от читателей. Правило такое: в ответ на один комментарий от читателей я перевожу одну минуту видео. Один читатель может только один раз запросить минуту перевода. При этом в запросе читатель может указать конкретную минуту перевода на протяжении всего ролика (может только это место ему осталось непонятно). Анонимные комментарии в расчет не беру - в ЖЖ можно комментировать со своих аккаунтов из других социальных сетей, таких как МойМир, фейсбук, вконтакте, это будет засчитано.

Итак, перевод:
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Привет. В этом уроке я надеясь показать вам как превратить любую песню джазовую песню. В этом видео я собираюсь взять очень простую песню стиля поп и постепенно шаг за шагом приводить ее в джазовую форму, используя целый набор разных концепций и техник, с надеждой, что к концу этого видео вы также сможете взять любую песню и создать для неё джазовое звучание.

Я уже много рассказывал об этих концепциях в моих предыдущих видео. Поэтому, в некотором смысле, это видео станет небольшим объединением многих моих прошлых видео. Но в этот раз я покажу вам, как вы можете применить эти концепции в своей реальной практике. Кроме того, будет много новой информации, особенно что касается изменения гармонии.
Есть несколько приемов, с помощью которых вы можете делать звучание джазовым. Использование этих различных техник и концепций будет давать вам разные степени джазового звука. В этом уроке я покажу вам такие приемы:
1.       Расширение аккорда;
2.       Альтерация аккорда;
3.       Вставка проходящих аккордов;
4.       Выбор подходящих голосов аккорда;
5.       Замена аккордов (изменение гармонии)
      А. Стандартные замены
      Б. Общие правила
6.   Добавление орнаментов к мелодии - вставки, гармония, проходящие ноты, трели, импровизация, и т.п.

Каждый из этих приемов даст вам иной уровень джазового звука. Начиная от расширения аккордов, которое даст вам легкий джазовый аромат, вплоть до изменения гармонии всей аккордовой последовательности, которое даст вам по-настоящему серьёзное джазовое звучание.

Изменение гармонии (регармонизация) - это лишь придуманное обозначение для аккордовой замены, за исключением лишь того, что вы заменяете всю аккордовую последовательность, а не индивидуальные аккорды. У меня есть отдельное видео по аккордовым заменам, где я охватываю большинство часто используемых и хорошо известных аккордовых замен, поэтому я не буду пускаться в детали здесь. Вместо этого я собираюсь дать общее правило или подспудную теорию, чтобы вы понимали, почему некоторые аккордовые замены срабатывают, а другие нет. Тогда вы сможете сами создавать свои аккордовые замены вместо следования стандартным формулам, таким как тритоновые замены для доминант септ аккордов, которые не всегда работают, и я объясню почему позже.

Песня, которую я собираюсь обратить в джазовую форму - это битловская Let It Be. Причина, по которой я выбрал её, в том, что, прежде всего, это очень простая поп песня из четырех аккордов в одной тональности. Она очень мелодична, что делает ее интересной для экспериментов с изменением гармонии. Она общеизвестна, и мне нравятся Битлз.
Я собираюсь перевести в джазовый вид только первые 8 тактов этой песни, иначе это видео окажется слишком длинным. Если вы посмотрите на картинку в углу экрана (2:55), вы увидите выписанную мной аккордовую последовательность и ключевую ноту мелодии для каждого такта.

Сначала заметьте, что все аккорды - это простые трезвучия. А затем обратите внимание на ключевые ноты мелодии, этот термин я сам придумал, чтобы обозначить самую важную ноту в каждом такте. Нота, на которую фокусируется больше всего внимания. Нота, которая в гармоническом смысле наиболее согласуется с этим тактом. Это понятие будет очень и очень важным в курсе этого урока, как вы увидите.

Выбор ключевой ноты мелодии для каждого такта отчасти субъективен, но основными факторами определения, является ли нота ключевой или нет, будут:
·         первая ли эта нота в такте или нет. Обычно первая нота более важна, чем следующие ноты в такте.
·         Исполняется ли нота на ритмическую долю или нет. Опять же, ноты, играемые на долю, обычно более важны чем ноты вне доли.
·         Более протяженные по длительности ноты обладают большей значимостью чем короткие.
·         Повторяющиеся ноты обычно более важны чем ноты, которые не повторяются.

В общем, как я сказал, ключевая нота мелодии - это гармонически самая важная нота в такте, и вы строите свою гармонию вокруг этой ноты, в некотором смысле трактуя все остальные ноты как проходящие, т.е. как ноты не настолько важные для гармонии песни.

ОК. Давайте сейчас я сыграю обычную простую поп версию Let It Be с трезвучиями и посмотрим, как это звучит (4:36).


джаз, Обучение игре на фортепиано

Previous post Next post
Up