Бузине академика Комарова - под 80 лет

Feb 21, 2011 00:58

Бузине академика Комарова - под 80 лет

В книге «Определитель растений Дальневосточного края», 1931 г., нашел между страницами сухую ветку. Сначала хотел ее выкинуть, но потом подумал, кто же ее мог туда положить, сколько ей лет, да и что это за растение? Ведь так сразу и не ответишь.




В моей библиотеке у каждой книги своя «биография». Есть она и у старенького «Определителя растений». Книга эта состоит из двух частей. Несколько лет назад второй том определителя мне подарила дочь дальневосточного писателя Н.М.Роголя - Людмила. Говорит, что ее отец увлекался не только русским языком, но и растениями. А теперь отцовские книги лежат без дела, никто их не читает. Придя домой, почти целый день посвятил этой книге. Но вот обрывалась она на самом интересном месте.

Первую часть определителя долго не мог найти. Пока мне не сообщили, что такая редкая книга есть в Спасске-Дальнем, в Приморском крае. И вот долгожданную находку прислали по почте в феврале нынешнего года. Значилось на ней «Уссурийское отделение Дальневосточного краевого научно-исследовательского института, быв. Южно-Уссурийский отдел государственного русского географического общества Никольск-Уссурийский Дальневосточного края». И между страницами - таинственная сушеная ветка с двумя побегами, на каждой из которой по пять супротивных листьев.

Прежде всего пришлось определить, что растение это называется бузина корейская (Sambucus coreana, лат.). Кустарник достигает четырехметровой высоты (два человеческих роста!), хотя по одной ветке этого и не скажешь. Растет бузина на юге Приморья, в северо-восточном Китае и на Корейском полуострове. Кто же заложил ее в книгу?

«Определитель растений» авторский - академика Владимира Леонтьевича Комарова (1869-1945), ботаника и географа, президента Академии наук СССР (1936-1945). Много лет он работал в экспедициях на Дальнем Востоке. Это в честь него назван лотос Комарова (а не в честь однофамильца поэта Петра Комарова!), ранее носивший просто имя «лотос прекрасный». Неужели это ветка академика?

Владимир Леонтьевич заезжал на русский Дальний Восток трижды.




В 1895 г. из Одессы через Суэцкий канал, Сингапур и Нагасаки он попал во Владивосток. Из Владивостока поехал в Иман (с 1972 г. Дальнереченск), а затем в Приамурье, где должен был определить возможности хозяйственного освоения земель вдоль проектировавшейся железной дороги. Районы исследования в Приамурье простирались от Хабаровска до устья Бурей и Благовещенска.

Тогда путешественник описал сильно заболоченные равнины в бассейне Тунгуски и опубликовал большую статью «Условия дальнейшей колонизации Амура», в которой пришел к совершенно другим выводам, чем его предшественник по исследованию Амурской области - академик Сергей Иванович Коржинский (1861-1900), писавший об очень ограниченных перспективах развития здесь сельского хозяйства и дальнейшего заселения края. Комаров доказал, что побережья Амура вполне пригодны для заселения.

Второй раз Владимир Комаров приехал на восток страны в 1908 г. Выехал он из Петербурга по железной дороге во Владивосток, а оттуда морем через японский порт Хакодате (на о. Хоккайдо) отправился на Камчатку. Здесь он руководил ботаническим отделом большой экспедиции, снаряженной при содействии Русского географического общества. Работы продолжались два летних сезона.

Третий раз, Владимир Леонтьевич прибыл на Дальний Восток летом 1930 г. Именно тогда он предложил организовать стационарные филиалы Академии наук на отдаленных окраинах страны. В 1932 г. во Владивостоке был организован Дальневосточный филиал Академии наук СССР, который возглавил сам Комаров. В том же году, по его инициативе, был создан ряд других филиалов и баз Академии. Тогда же он основал в южном Приморье (в 30 км от Уссурийска) научную горно-таежную станцию, которой позднее, в 1940 г., Президиумом Верховного Совета СССР было присвоено имя Комарова. Ученый выбрал два заповедных участка для научных исследований. Один Супутинский (Уссурийский заповедник) - в верховье реки Супутинки (ныне р. Комаровка), другой - Кедровая падь - недалеко от Владивостока.

В 1933 г. Комаров был назначен начальником большой комплексной экспедиции Академии наук в Приамурье и почти все лето провел на Дальнем Востоке. Чтобы ознакомиться с работой отрядов экспедиции в тайге, он совершил поездку вверх по реке Зея, через ущелье в хребте Тукурингра. Тем же летом он побывал в устье реки Уссури, а затем в южном Приморье. Во время поездки по южному Приморью ему удалось собрать новые виды растений, в том числе описал он и бузину корейскую.

Вышедший из печати в 1931 и 1932 гг. в Ленинграде двухтомный «Определитель растений Дальневосточного края», написанный Комаровым совместно с ботаником Евгенией Николаевной Клобуковой-Алисовой (1889-1962), содержит описание 1 966 видов растений, из которых 146 открыто и впервые было описано Комаровым. Всего им описано 222 новых вида дальневосточных растений. Думается, именно в те годы и попал в книгу образец бузины корейской. Теперь этот гербарий хранится у меня дома. Тайна его разгадана.

Константин Пронякин
Фото автора и из архива академика В.Л. Комарова, РАН
Previous post Next post
Up