Первый беспилотный КАМАЗ (фоторепортаж)

Dec 20, 2015 00:30

Так получилось, что недавно из Великобритании я сразу улетел в Набережные Челны по приглашению завода Камаз. Как говориться, с бала на корабль. Бал был в лондонском Восточном Экспрессе, а кораблем по праву можно назвать флагман нашей тяжелой автомобильной промышленности - предприятие КАМАЗ.
В сегодняшнем репортаже расскажу о первом беспилотном автомобиле, покажу его испытания и вы узнаете для каких целей он создан.



На Камаз я попал в составе блог-тура организованного заводом. Многие блогеры часто спрашивают, как попасть в блог-тур? Конечно, в большинстве случаев организатор сам выбирает тех, кого он пригласит без лишних публикаций и конкурсов. Хозяин-барин. В случае с Камазом, в их официальном аккаунте жж был опубликован пост в котором могли отметиться все желающие. Собственно я это и сделал, после чего мне пришло официальное приглашение. Так получилось, как я уже сказал, что блог-тур совпал с моей поездкой в Великобританию. В итоге я единственный прилетел в Набережные Челны с огромным 23-килограммовым чемоданом нашпигованным английскими рождественскими подарками. Все остальные блогеры были налегке и наверно посчитали меня больным на всю голову, раз я в короткую поездку приперся с огромным чемоданом. Сейчас мне смешно, ну да ладно)

В рамках программы тура мы посетили несколько сборочных цехов, литейное производство и ресторан. Так же в программе было запланировано два тест-драйва, один из которых интриговал больше всего - беспилотный Камаз.

С развитием технологий беспилотная тема очень актуальна в России. Сейчас можно сказать, что в беспилотной авиации мы уже достигли определенных высот, но вот с автомобилями пока все гораздо сложнее. Если говорить о массовом использовании беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования, то по оценкам экспертов это произойдет на раньше чем через 20-30 лет, т.к. это связано в первую очередь с инфраструктурой беспилотного движения и работой с правовой базой.

Сейчас первым заказчиком беспилотного большегрузного автомобиля выступает МЧС России. Именно по их заказу и был разработан пилотный вариант машины о которой пойдет сегодня речь. Не секрет, что в последнее время происходят много различных чрезвычайных ситуаций, где риск спасателя крайне велик. К примеру возьмем участившиеся пожары на складах боеприпасов. Добровольно тушить такие склады желающих немного, а вот специально оборудованная автомашина вполне может справиться с таким заданием.

1. Первый беспилотный автомобиль был создан в специальном подразделении предприятия Камаз на базе модели 5350. Оснащен автоматической трансмиссией, электроприводами управления рулевой тяги, тормозных систем и множеством специальный широкоугольных камер:



2. Управление осуществляется из другого мобильно автомобиля-штаба. Отсюда можно управлять ведомым автомобилем как в ручном режиме(джойстиком), так и осуществлять программирование предстоящих маневров. Радиус действия в пилотном варианте около 2 км. В будущем эта цифра может быть существенно увеличена, но пока главная задача отточить то, что достигли инженеры в существующем образце:


3. Если говорить о визуальном восприятии беспилотника, то внешне он ничем не отличается от обычного автомобиля:


4. Но если внимательно приглядеться, то можно увидеть множество различных камер и датчиков:


5.


6. В кабине тоже заметны существенные изменения. Но они больше походят на доработки, т.к. все это создано на базе серийного автомобиля. В любой момент беспилотник можно использовать как обычный автомобиль с ручным управлением:


7. Что первое бросается в глаза - камеры. Камер несколько штук, они широкоугольные высокой четкости:



8. На данном этапе разработки для управления автомобилем необходим визуальный контакт, однако параллельно ведутся работы по внедрению технологий, которые обеспечат управление в ночных и высоко задымленных условиях:



9. На месте спальника установлено оборудование для дистанционного управления:



10. Пока машина проходит испытания в кабине находится специально обученный чаловек который страхует технику от возможных неполадок. Однако я ездил с ним в кабине и видел, что он вообще ничего не делает. Просто сидит и контролирует работу приборов. Все манипуляции с рулем, тормозами выполняются дистанционно(позже вы увидите видео):


11. За время презентации беспилотника нам показали несколько заданий, которые ставились перед машиной. Первое, что мы увидели это объезд препятствий змейкой. Здесь нужно отметить, что сейчас автомобиль видит препятствия как статичные так и динамичные высотой более 20 см. Стало страшно за кошек и собак, но таковых смертников на территории полигона не нашлось:


12. Дверь специально открыта для того, чтобы мы видели человека сидящего в кабине. Точнее то, что он никак не принимает участия в управлении:


13. Примерно так это происходило:


14. Алексей nasedkin держит дистанцию и правильно делает. Честно говоря, мне тоже сначала было не по себе, когда мимо  проносится радиоуправляемая махина:


15. В следующем этапе нужно было проехать по точной траектории ведущей машины(с водителем). У ведущей машины сзади закреплены две специальных метки, с которыми у беспилотника установлен визуальный контакт. Программным способом устанавливается дистанция и максимальные углы поворотов. Если ведущая машина совершит резкий маневр, то программой ведомой машины будет просчитана примерная траектория начатого маневра до возобновления визуального контакта:


16. Начали:



17. На снимке по колее хорошо видно, как ведомая машина(беспилотник) точно повторяет курс пройденный ведущим автомобилем:


18. Ну хорошо. А что же с дистанционным управлением? Пройдем в штабной автомобиль. На специальном штативе установлены антенны управления:


19. Здесь оператор с помощью специального пульта осуществляет программирование и прямое управление:


20. На монитор выведена картинка с камер беспилотника:


21. Напоминает компьютерную игру:


22. Пульт:



Я прокатился в беспилотннике несколько кругов по полигону и снял видео с двух камер(кабина и штаб). Если внимательно посмотрите, то хорошо видно как осуществляется работа по движению автомобиля:

image Click to view



23. День выдался насыщенным. Я закончил скакать по полигону одним из последних. В автобусе уже отдыхали утомленные nikolagrek и tapkin. Впрочем предыдущий вечер скорее всего тоже дал о себе знать(см. выше программу блог-тура):



24. Кстати днем ранее svegner подловил момент, когда я рассказывал о Камазе в интервью корреспондентам Рен-тв. Интересно, эфир уже был? Не помню о чем говорил, сейчас самому интересно:


На этом все!
В следующих репортажах буду рассказывать в основном о сборочных цехах.

Спасибо пресс-службе КАМАЗ (kamaz) за организацию блог-тура. Все было замечательно и интересно.
Не обращайте внимания на эпизод связанный с здоровьем блогеров(в том числе и меня) после отъезда. Это был ротавирус.

Я в социальных сетях:






Добавить в друзья этот ЖЖ
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Фоторепортаж, Блогеры, Беспилотник, Блог-тур, Камаз, Набережные Челны

Previous post Next post
Up