В Индии есть компания
AirJaldi Networks.
Jaldi означает быстрый (хинди).
это провайдер интернет соединения. Компания проектирует, строит, и управляет беспроводными сетями в пяти различных штатах (из 28) в сельских районах Индии. Оказалось, что индусы считают подключение к интернету неотлемлимым правом человека. Более того, они прикинули и оказалось, что увеличение интернет охваченных индусов на 10% вызывает рост ВВП на 1%.
Компания нацелена на малообеспеченные слои населения и на не больно денежные организации: библиотеки и школы.
Интересны не только технические детали, а то, что оказалось, что централизованные системы хорошо работающие в "западном" мире пасуют в странах третьего мира. И тут нужны децентрализованные, распределенные инфраструктуры.
Вначале, компания обеспечивающая интернет соединение в районах где электрическая сеть или отсутсвует или не надежна, пользовалась аккумуляторами. Но аккумуляторы оказались дороги в обслуживании и они перешли на фотовольтаику.
Впечатление о том как живет 70 % 1.2 миллиардного населения Индии можно составить по этому ролику:
Click to view
(OMC это фирма изготовляющая фотовольтаические станции и для
AirJaldi Networks)
Как это работает: пользователь через роутер посылает сигнал на ближайший передатчик питаемый фотовольтаикой от
AirJaldi. Так, по цепочке ретрансляторов, сигнал передается на большие расстояния. У это сети нет операционного центра.
Не смотря на "зеленость" компании у нее уже разворачиваются сети в африке. 70 процентов клиентов компании являются некоммерческими организациями: школы, сельские банки и другие сельские учреждения. Остальные 30 процентов являются частные клиенты, которые в основном из среднего класса.
Интересно отметить, что работы фирмы есть антикоррупционная составляющая: большие проекты в Индии охотно финансируются государством, что часто ведет к росту коррупции и даже удорожанию тарифов. Как факт видео: без фотовольтаики в день электроэнергия есть только 2 часа. Никто не знает когда будет ток. И людей засталяли платить за электроэнергию даже если у них ее не было.
Большие телекомуникационные компании тоже не рады такой конкуренции: доходы с 800 млн индийцев охваченных мобильной связью падают.