Тайная подготовка к уничтожению армии Наполеона при помощи «летучей машины».

Sep 08, 2012 21:11


ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА ИСТОРИОГРАФА ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВОЗДУХОПЛАВАНИЯ ГЕН. А.М.КОВАНЬКО.

- Явился человек, который хочет строить воздушный корабль, откуда можно будет видеть всю армию Наполеона; отведи ему близ Москвы удобное место и дай средства к работе! - говорил Император Александр I графу Аракчееву, когда Наполеон приближался к Москве и страх был всеобщий.
Благоволивший воздухоплаванию русский Император в дни народного бедствия с большой поспешностью пошел на встречу предложения немца Леппиха построить на погибель великого завоевателя Наполеона летучую управляемую машину, чтобы путем сбрасывания с нее взрывчатых веществ уничтожить наполеоновскую армию.
В «непроницаемой тайне» исполнялась воля монарха.
Немец Леппих, выгнанный Наполеоном из Франция, весною 12 года обратился с своим проектом к нашему посланнику при штутгартском дворе Алопеусу.
В половине мая «изобретатель» Леппих с штатом рабочих с большими предосторожностями был водворен в одно из подмосковных имений, где под видом фабрики земледельческих орудий началась постройка «летучей машины». Московский градоначальник граф Растопчин имел специальное поручение от Императора следить за работою Леппиха.
Медленно шла работа. Граф Растопчин почти ежедневно слал донесения о постройке «машины».
Скоро народная молва заговорила о «таинственной» постройке. Граф Растопчин 22 августа в «афишах» известил московских жителей, что предстоит проба шара, по образцу которого будет делаться большой шар, могущий поднять 50 человек: Они полетят куда хотят, и по ветру, и против ветра.
27 августа Леппих сообщил, что лопнули рессоры и опыта временно быть не может. Бородинский бой усилил оставление Москвы, а 1 сентября граф Растопчин отправил изобретателя в Петербург для нового строения, a все шары и принадлежности, а также лодка были сожжены в Нижнем-Новгороде.
Еще два года продолжалась в окрестностях Ораниенбаума постройка «летучей машины», но опытные полеты не удавались.
Относительно последних дней Леппиха в Россия существуют две версии: по одним он был выслан в августе 1814 года «туда, откуда он родом», а по другой он сам бежал.
Воздушное предприятие Леппиха обошлось казне около 130 тысяч рублей в Москве, и до 55 тысяч рублей в Петербурге, не считая леса, выданного на устройство помещения, отопления и т.п.
По помещению, оставленному в окрестностях Ораниенбаума для сборки частей машины, можно полагать, что лодка воздушной «машины» была около 50 футов длины и три сажени ширины.
Как-никак, но история с летучей машиной весьма занимательна и рисует картину отношения к воздухоплаванию в России в 12-х годах.

Б. Янов

"Петербургская Газета" 8 сентября (26 августа) 1912 года.
Взято со Старости.ру
Previous post Next post
Up