Оригинал взят у
sobiainnen в
Дамир Рыскулов. Трансазийская наковальня геополитики и геоэкономики (Арктика - Индия, Иран)Дамир Рыскулов. Трансазийская наковальня геополитики и геоэкономики // Центр стратегической конъюнктуры. 09.09.2015.
КАРТА: Трансазийский коридор развития «ТРАЗКОР» из российской Арктики в Индию, Иран и Арабские страны, разработка Д.М. Рыскулова.
РЫСКУЛОВ Дамир Мирзакулович
доктор экономических наук, профессор, академик международной Академии информатизации, автор проекта «Трансазийский Коридор Развития» (ТРАЗКОР).
Перспективное пространство соразвития. На географических и политических картах мира есть в Евразии (самый большой материк Земли), особая средина пространство континента, где Европа естественно переходит по долготе от океана и до океана в Азию [1]:
- с Севера на Юг по отрогам Уральских гор в России,
- по горам Мугоджары в Казахстане, реке Эмба,
- по Каспийскому морю, через Кума-Манычскую впадину,
- через Азовское море, Чёрное море,
- по Средиземному морю, Суэцкий канал и Красное море.
Срединная Евразия позиционируется в меридиональном направлении (между 60 и 80 меридианами в.д.) в центре Евразии. Условная геометрия пространства очерчивается
административными границами с соседними государствами. Ее западная граница совпадает с естественной границей Европы и Азии, а в центральной части совпадает с государственными границами Республики Казахстан и Исламской Республики Иран. На востоке она граничит с Сибирским Федеральным округом Российской Федерацией, Китаем (Синьзян-Уйгурским автономным районом), Непалом и Бангладеш. На севере территории омываются Северным Ледовитым океаном, а на юге - Персидским заливом, Аравийским морем и Индийским океаном.
Здесь исторически складывались культурные и экономические связи, которые к настоящему времени сформировались в многоканальные товарные, финансовые и людские потоки между мировыми и совместными рынками с учетом развивающихся интересов государств и субъектов бизнеса.
Объединенное геоэкономическое и геополитическое пространство России, республик Центральной Азии, государств Каспийского региона и Персидского залива, во взаимодействии на принципах государственно-частного сотрудничества представляет большое стратегическое значение для континента и всего мира.
По совокупности особость Срединному [2] пространству [3] придают наличие целого ряда общих задач и проблем (необходимость поддержания высоких темпов роста и обеспечения работой молодежи, рост городов, плохая экология, зависимость от экспорта/импорта энергоносителей, диспропорции между регионами, бедность и высокий уровень неравенства и т.п.) придают множество признаков. В частности:
а/ Географический:
- неповторимая меридиональная расположенность на наикратчайшем на континенте расстоянии между Северным Ледовитым и Индийским океанами. Неповторимое месторазвитие (шире, чем понимание местообитания) дает важное представление (со всех точек зрения) об уникальной глобальной геостратегической вертикали Север-Юг и определяет к ней достойное отношение, как самого суверена (континента), так и других, прежде всего, сопредельных, государств. Здесь:
- компактность географической вертикали геотории (территории, водного и воздушного пространств) 21 исторически дружественных государств, многочисленным разным «человечеством» (главным образом, в южных странах);
- наличие высочайших горных систем, крупнейших пустынь и степей, уникальных запасов полезных ископаемых, водных ресурсов и лесных угодий;
- значительность богатых и малонаселенных территорий высоких широт;
- большой неосвоенный земельный фонд южных территорий с высоким биоклиматическим потенциалом для производства всех видов сельскохозяйственной продукции на орошаемых землях;
- имеются два замкнутых море-озера, один из которых погибает;
- два государства - Россия и Иран - имеют прямой выход в океан;
- две страны - Россия и Казахстан - расположены и в Европе, и в Азии.
Соседями Срединной Евразии по западной стороне являются европейские страны. Во многих из них самый низкий естественный прирост населения, и самая высокая зависимость от импорта энергоресурсов Азии. Правее (если смотреть на карту) от Срединной Евразии находятся бескрайние малозаселенные просторы Сибири и Дальнего Востока с уникальными природными ресурсами.
Физическая карта мира предопределяет политико-географическую и даже карту ментальную. Поэтому внешняя политика (прежде всего, экспансия) строилась и строится с учетом географических принципов. Наполеон считал, что нации проводят ту политику, которую им диктует география. Один из основоположников немецкой геополитики Адольф Грабовский писал, что «в каждом общеполитическом исследовании столько научности, сколько в нем находится географии» [4].
б/ Административно-территориальный. В Срединной Евразии с ликвидацией Советского Союза стало на шесть государств больше. Все они сохраняют между собой добрососедские отношения.
в/ Социально-экономический. От Северного Ледовитого океана и до Индийского в границах Срединной Евразии проживает свыше одного миллиарда человек разных национальностей и религий. Их благосостояние и качество жизни не соответствует возможностям. Регион самодостаточный своими трудовыми ресурсами, уникальными запасами полезных ископаемых. Территория слабо освоена. Здесь неравномерно распределены по территории такие жизненно важные природные ресурсы как земля и вода. В регионе не развита инфраструктура.
Существующие континентальные транспортные магистрали: Северный морской путь, Транссиб, ТРАСЕКА и Южный морской путь не содействуют развитию территорий. Они подчинены вывозу сырья на Запад. В конкуренции на рынке за транспортные услуги наземные международные транспортные коридоры взаимоисключают друг друга.
г/ Стратегический. Из восьми стран, официально владеющих ядерным оружием, четыре находятся в Срединной Евразии. Здесь им обладают Россия, Китай, Индия и Пакистан.
д/ Политический. Современная диспозиция международных акторов в Евразии, казалось, должна была бы определяться негативным отношением к драматическим событиям на Украине, государственному перевороту и к братоубийственной войне, которую активисты «Евромайдана», ставшие первыми лицами новой власти, методично ведут на уничтожение своего народа. Украинские события обернулась страшной трагедией и новой головной болью для всего мирового сообщества. На самом деле, Украина стала разменной картой для развала Европейского Союза в борьбе за самый богатый, богаче даже американского, рынок Евросоюза. Слабеющей Америке не нужна сильная Европа. Введенные экономические санкции США не столько ослабляют Россию, сколько наносят ущерб большинству странам Евросоюза. Удар по российской экономике причинит больше вреда украинской и белорусской экономикам, а также экономике Евросоюза. В этих условиях дальновидные главы государств Срединной Евразии не поддержали американскую игру «на шахматной доске» Европы.
Дополнительно к сказанному, следует заметить, что современные политические карты отражают лишь сухопутные государственные границы. На них нельзя разглядеть предмет длительных территориальных споров в Арктике, на Каспии, между Индией и Китаем, Ираком и Ираном, да и в Центральной Азии. В регионе пересекаются интересы государств даже далеко от них удаленных. Руководство государств Срединной Евразии способно действовать адекватно текущему моменту во взаимодействии с дружественными соседями, понимая, что возможности самостоятельного маневра каждой страны ограничены многими условиями.
Краткое изложение основных отличительных признаков Срединной Евразии позволяют представить как многие ее преимущества, так и ряд угрожающих вызовов. Последние негативно сказываются на устойчивости и безопасности национальных экономик Срединной Евразии, целостности территорий, а также на высокой вероятности обострения конфликтов вооруженными столкновениями.
Срединная Евразия одна из немногих, где ее отдельные страны интегрированы одновременно в:
Европейские институты: Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) (Organization for Security and Cooperation in Europe, OSCE), Европейское бюро по сотрудничеству (EuropeAid Programme) Европейского Союза, ранее Программу технического содействия странам Содружества Независимых Государств - ТАСИС (Technical Assistance for the Commonwealth of Independent State, TACIS), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), (European Bank for Reconstruction and Development, EBRD);
Евразийские структуры: в Содружество независимых государств (СНГ), в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС), Таможенный союз (ТС), Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), Организацию Исламской конференции (ОИК), Совещанию по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), Единое экономическое пространство (ЕЭП) и др.
Следует заметить, что многие из названных международных институтов дублируют друг друга, а потому их эффективность оставляет желать лучшего.
Уникальность положения Срединной Евразии и многообразие ее ресурсного потенциала могут и должны быть использованы с огромной выгодой для национальных экономик и их населения.
Радикальные изменения в международных отношениях последних десятилетий проявились, главным образом, в Срединной Евразии по причине:
- возникновения новых государств в Центральной Азии и в Каспийском регионе, которые заявили о своих интересах, неоднозначно воспринимаемых соседями;
- глобального потепления климата, что открывает новые возможности освоения уникальных ресурсов Арктики;
- изменения в одностороннем порядке правил водопользования общими водными ресурсами в бассейне рек Сырдарья и Амударья;
- сохранения международной напряженности в Персидском заливе.
Может быть, поэтому и не удивительно, что самые болевые точки Евразии оказались в Срединной Евразии. И все они возникли на пространстве вдоль меридиана от Арктики до Индийского океана.
В XXI веке нет пока такого государства, которое в состоянии было бы взять на себя решение актуальных проблем Евразии. Это только под силу коллективному сотрудничеству при условии общих в этом интересов. Так, поначалу, и был успешно заложен общими интересами промышленников союз «угля и стали», известный ныне как Европейский союз.
Очевидно, и решение проблем, источники которых находятся в Срединной Евразии, может быть найдено в объединении усилий ее стран в рамках общего проекта, к примеру, «союза земли, труда и капитала». Для этого есть все условия и пути его реализации. Дело за малым - необходимо иметь согласие глав государств Срединной Евразии на разработку обосновывающих материалов целесообразности создания «союза земли, труда и капитала». Поэтому и вносится на рассмотрение власти, бизнеса и науки концепция геопроекта «союза земли, труда и капитала» в формате Трансазийского Коридора Развития (ТРАЗКОР).
Трансазийский союз Земли, Труда и Капитала. В единстве преимуществ и противоречий, возможности хозяйственного обустройства Срединной Евразии в меридиональном восприятии еще предметно не изучалось. Хотя, исторически она была местом многих знаковых событий, которые, то возвышали ее государства, то стирали с земли (Великий Шелковый путь, Монгольская империя, Советский Союз и др.).
Многие попытки войти и закрепиться в Срединной Евразии не имели успеха лишь потому, что они предпринимались из желания монопольно владеть ее ресурсами.
Советский Союз взялся решить одну из проблем и детально проработал проект, который за долгие годы прошел путь от идеи до ее воплощения в интеллектуальный продукт: повышение водообеспеченности высокопродуктивных земель Средней Азии. Составленный многочисленными специализированными проектно-изыскательскими и научно-исследовательскими институтами Советского Союза инженерно и экономически обоснованный документ [5] получил одобрение Государственной Экспертной комиссией Госплана СССР, Госстроя СССР, Комитета по науке и технике СССР и АН СССР. Однако, в силу ряда обстоятельств, главным образом, из-за провала перестройки экономики Советского Союза:
В августе 1986 года, было принято решение Политбюро ЦК КПСС: «Рассмотрев вопросы осуществления проектных и других работ, связанных с переброской части стока северных и сибирских рек в южные районы страны, Политбюро в связи с необходимостью дополнительного изучения экологических и экономических аспектов этой проблемы, за что выступают широкие круги общественности, признало целесообразным прекратить указанные работы».
В 2010 г. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил российскому лидеру вернуться к проекту переброски части свободного стока сибирских рек в южные регионы России и Казахстана, обсуждавшемуся ещё в советское время: «в перспективе, Дмитрий Анатольевич, эта проблема может оказаться очень большой, необходимой для обеспечения питьевой водой всего Центрально-Азиатского региона». Медведев заметил, что Россия открыта к обсуждению различных вариантов решения проблемы засухи, включая «некоторые прежние идеи, которые в какой-то момент были спрятаны под сукном» [6].
Если представить идею Демченко и проектные решения ТЭО Герарди как многоцелевую задачу, то бесценное, что было сделано советскими учеными, изыскателями и проектировщиками можно с большой пользой применить для адекватного ответа на вызовы и угрозы странам Срединной Евразии.
Для начала, следует исходить из того, что нет того государства, по заказу которого разрабатывалось ТЭО и, которое могло самостоятельно его реализовать. В тоже время, проблема сохранилась. Если в советское время в Средней Азии стал проявляться дефицит водных ресурсов в бассейне Аральского моря, то сегодня уже водный фактор в регионе становится главной причиной возможности перерастания конфликта в военные столкновения с непредсказуемыми последствиями.
Только Россия реально может дать то, что жизненно важно необходимо Центральной Азии - пресную воду. Никто другой дать ей воду не может. Потому что столько воды есть только в России. Но это не означает, что необходимо вернуться снова к идее Демченко/проекту Герарди: напоить Аральскую впадину. Сегодня вода - это возобновимый рыночный товар, ценность которого приравнивается нефти. Однозначно, Центральная Азия (точнее орошаемое земледелие) на этой дорогой воде не сможет производить конкурентоспособную продукцию. Это в том случае, если все затраты по доставке сибирской воды целиком отнести на ирригацию. Поэтому предлагается с реализовать идею Демченко/проект Герарди (на имеющейся уникальной информационной базе данных по инженерным решениям, топографии, геологии, гидрогеологии и т.д.) в формате международного морского судоходного пути по маршруту Карское море - Каспийское море - Персидский залив. Такой геостратегический шаг сплотит страны Срединной Евразии общим проектом решения социально-экономических проблем, смягчит, а впоследствии и ликвидирует угрозы в Арктике, на Каспии, в Центральной Азии и в Персидском заливе.
Технология Трансазийского Коридора Развития это не реставрация прежних инструментов и механизмов сотрудничества. Это новый программный/интеллектуальный/инновационный продукт стратегии государств в новых геополитических условиях.
Предлагаемое решение выстраивается на принципах государственно-частного сотрудничества бизнеса и власти в деле хозяйственного освоения востребованных ресурсов, способных вывести сотрудничающие государства на лидирующие позиции организации и управления системообразующими потоками (финансовыми, товарными, людскими), связанными с функционированием ТРАЗКОР.
Думается, что жизнеспособность Трансазийского Коридора Развития будет определяться степенью заинтересованности субъектов хозяйствования в росте капитализации целостной геотории Срединной Евразии. Это может быть достигнуто на основе их взаимопонимания и доверия. Для этого потребуется формирование на территории опережающего развития Срединной Евразии взаимовыгодной системы пространственной сплоченности.
Современные тенденции геополитических угроз создают новые барьеры на пути движения к росту благосостояния. Они сопровождаются возникновением у многих государств длинного списка проблем: бедности, ухудшения демографической и экологической ситуаций, кризиса в сельском хозяйстве, низкой транспортной освоенности территории и т.д. и т.п.
Для борьбы с глобальной нестабильностью, вызванной экономическим спадом и угрозой терроризма многие страны вынуждены объединяться, чтобы концентрировать общие усилия на совместные действия. В связи с этим основной акцент концептуального видения сделан на предложении формирования взаимоприемлемой межгосударственной политики, под которой в настоящем контексте понимается составная часть политики каждого заинтересованного государства, направленная на организацию тесного экономического партнерства в соответствии с общей стратегией развития на конкретном Трансазийском экономическом пространстве. Такое понимание солидарной политики означает, что условием ее формирования является наличие стратегии развития солидарных стран.
В этой связи необходимо отметить, что долгосрочная стратегия совместного развития (с сохранением сотрудничества с другими странами) Азийских государств на едином экономическом пространстве в настоящее время находится в стадии своего формирования, и поэтому лишь с определенной долей условности можно говорить, что таковая стратегия существует. По нашему мнению действенным шагом в реализации предлагаемого подхода могло бы быть создание совместными усилиями лидеров Северной, Центральной и Южной Азии первого открытого Трансазийского Коридора Развития базовых ресурсов заинтересованных стран в мировую экономику.
Определяющую роль в выборе маршрута и границ на стартовом этапе создания ТРАЗКОР (думается, что число участников Коридора со временем будет только возрастать: [7]) во многом сыграли следующие важные обстоятельства:
- наличие и расположение уникальных месторождений минерально-сырьевых баз, топливно-энергетических ресурсов, свободных трудовых рук;
- наличие фундаментальных совместных работ российских и центрально-азиатских проектно-изыскательских и научно-исследовательских институтов по изучению трассы водоподачи в безводные районы региона;
- корпоративные интересы отечественных и зарубежных промышленно-финансовых структур совместного освоения базовых ресурсов ТРАЗКОР; - возможности поддержания Норильского горно-металлургического узла и вывоза продукции лесопромышленного комплекса для выхода на мировой рынок леса через Северный морской путь;
- возможности усилить инвестиционную привлекательность Северного морского пути, Транссиба, БАМа, Турксиба, портов Каспия, Персидского залива и Индийского океана. В границах ТРАЗКОР от Карского моря до Персидского залива имеются благоприятные условия, чтобы экономически укрепить и сплотить территории России (Уральский федеральный округ), Казахстана (Кустанайская и Кзыл-Ординская области), Узбекистана (Каракалпакия, Хорезм), Туркмении (Дашогуз) и Ирана, Афганистана, Пакистана, Индии, а также создать совместные производства и рынки.
Ресурсные и территориальные возможности ТРАЗКОР могут служить надежной основой расширения взаимовыгодного сотрудничества традиционно дружественных стран.
Наряду с уникальными базовыми ресурсами ТРАЗКОР наделен мощным географическим преимуществом. Этот фактор выгодно используют Европейские государства. В настоящее время рост грузовых и пассажирских перевозок в рассматриваемом регионе в меридиональном направлении во многом сдерживается отсутствием хозяйственной деятельности на значительных территориях Казахстана и республик Центральной Азии (от Кургана до Туркменбаши) из-за дефицита воды. Поэтому транзит и вывоз сырья осуществляется только по обжитым местам вдоль существующих трасс в широтном направлении (Транссиб, Турксиб).
Территория (местодействие) проекта складывается/формируется не в силу заданности действия неких обстоятельств, а исходя, в первую очередь, из цели геопроекта ТРАЗКОР - повышение благосостояния и улучшение качества жизни много миллиардного населения стан ЕАЭС, ШОС и БРИКС объединения их благородных намерений и ресурсов жизнедеятельности геоэкономическим альянсом «Трансазийское созвездие» Золотого меридиана Евразии.
Ссылки
[1] Где проходит граница Европы и Азии? // navopros.ru/geografia/gde-prohodit-granica-evropy-i-azii.
[2] Не имеет отношения к широтному пониманию «Срединного государства» («Чжун-го», по-китайски), а также отличное от широтного измерения «Срединного государства» по Савицкому П.Н. // arhipovvv. narod.ru/03_Os_Istiryi_Sredinoe_gosudarstvo.html, и по А. Фурсову. Россия и Евразия в больших циклах истории // Русский исторический журнал. М., 2001. Т. IV. № 1-4. С. 15-114.
[3] Рахимов К. Геостратегические трансформации Центральной Евразии // profi.gateway.kg/transport/155-geostrat-tranform.html.
[4] Соколов, 1993. С. 134.
[5] Автор руководил и принимал непосредственное участие в разработке и защите в экспертных комиссиях экономических исследований и обоснования проектных решений «ТЭО территориального перераспределения чпсти свободного стока рек Оби и Иртыша в бассейн Аральского моря».
[6] Назарбаев возродил идею переброски рек Сибири на юг // www.bbc.co.uk/russian/russia/2010/09/100907_nazarbayev_siberia_rivers.shtml.
[7] Об этом убедительно свидетельствуют итоги саммитов ШОС и БРИКС (Башкирия. Уфа. 2015).
См. также по Трансазийскому коридору развития:
[***] Дамир Рыскулов. Трансазийский торговый путь мировой экономики // Правительство Москвы. 19.11.2004.
http://conjuncture.ru/ryskulov-19-11-2004/ [***] Юрий Плюснин. Потенциал "Срединного коридора развития Арктика - Центральная Евразия". Иной взгляд // Правительство Москвы. 19.11.2004.
http://conjuncture.ru/plusnin-19-11-2004/ [***] Александр Филипенко. Коридор международного развития "Арктика - Центральная Евразия" // Правительство Москвы. 19.11.2004.
http://conjuncture.ru/filipenko-19-11-2004/ [***] Юрий Лужков. Трансазийский коридор развития - объективная необходимость устойчивости и безопасности Срединного региона СНГ // Правительство Москвы. 19.11.2004.
http://conjuncture.ru/luzhkov-19-11-2004/ [***] В Ташкенте представили проект суперканала: от Карского моря до Персидского залива. Карта. Трансазийский коридор развития проф. Дамира Рыскулова // Фергана.Ру. 25.11.2008.
http://www.fergananews.com/articles/5971 [***] Водовод Сибирь - Центральная Азия, Трансазийский коридор развития // YouTube Юрий Крупнов. 30.05.2013.
Click to view
https://www.youtube.com/watch?v=uoIQ2qP8diIПроектная сессия по теме: "Водовод Ханты-Мансийск - Центральная Азия как основа трансазийского коридора развития" // Проектное государство. 30.05.2013.
http://www.proektnoegosudarstvo.ru/news/news_0002 [***] Проектная сессия "Индо-Сибирская железнодорожная магистраль в рамках Трансазийского коридора развития как фактор создания Евразийского союза" (ВИДЕО) // Проектное государство. 19.06.2014.
http://www.proektnoegosudarstvo.ru/news/0335/ [***] Индо-Сибирская магистраль как опорная система евразийского развития // YouTube Юрий Крупнов. 01.02.2015.
Click to view
https://www.youtube.com/watch?v=IzoFZbPd7-c28 января 2015 г. в 16:00 (Мск.) Движение развития и Институт демографии, миграции и регионального развития в рамках программы Проектное государство (www.proektnoegosudarstvo.ru) провели проектную сессию по теме: "Индо-Сибирская магистраль и Трансазийский коридор развития между Северным Ледовитым и Индийским океаном как опорная система евразийского развития".
Организация Евразийского Союза и решение фундаментальных проблем - прежде всего, стабилизации ситуации в Афганистане и ликвидации афганского планетарного центра наркопроизводства требуют определение опорной системы, базовой платформы евразийского развития.
Такой опорой станет Трансазийский коридор развития - по меридианальному направлению от Северного Ледовитого до Индийского океана, от Салехарда и Игарки до Персидского и Бенгальского заливов, от Сабетты до Карачи на основе Индо-Сибирской магистрали и Нового Среднего Востока (макрорегиона).
[***] Рудашевский В.Д., Рыскулов Д.М. Трансазийский коридор развития. Смена экономического и затем политического вектора развития России // НГ-Энергия. 11.09.2012.
http://conjuncture.ru/ng-ru-11-09-2012/ КАРТА: Трансазийский коридор развития «ТРАЗКОР» из российской Арктики в Индию, Иран и Арабские страны, разработка Д.М. Рыскулова.