Оригинал взят у
ss69100 в
Почему в России жива коррупция? Коррупция для России уже не проблема, а огромное бедствие, накрывшее страну. Её уникальность заключается в том, что она находится на бытовом уровне - в развитых странах мира коррупция и преступность в сфере государственного управления в основном касаются либо криминальных сфер жизни - проституции, торговли наркотиками, либо лоббирования интересов больших корпораций и мало представлены на самом низовой уровне.
В России с коррупцией вы сталкиваетесь при контакте с полицейскими, следователями, участковыми врачами, чиновниками администрации и налоговых служб - на бытовом уровне. Коррупция проявляется в замене плитки на тротуарах, выдаче разрешений на ларёк и ремонтах крыш у школ - на уровне малого бизнеса.
Сегодня борьба с коррупцией сводится, в основном, к ужесточению наказания и в меньшей степени - к уничтожению институциональных причин коррупции.
Это самый простой, но малоэффективный путь.
Наказание, его строгость и даже неотвратимость навряд ли дадут результаты в деле борьбы с коррупцией. Во-первых, мы видим, что этого не происходит, несмотря на многолетнюю, давайте быть честными, с конца 70-х годов прошлого века и до сего дня, но тщетную борьбу.
Во-вторых, надо понимать, что всю историю человечества наказание за кражи, убийства и прочие общеуголовные преступления преследуются строго и достаточно неотвратимо, но, несмотря на это, количество их существенно не сокращается
В чём же заключаются фундаментальные причины коррупции в России?
О них мы поговорим в настоящей статье.
Коррупция является настолько многогранным явлением, что трудно дать ей объективную статистическую оценку. Термин означает подкуп, продажность, моральное разложение государственной власти, когда её представители используют служебное положение для получения материальных благ лично для себя и ближайшего окружения. Статистика коррупции показывает, с какой скоростью она проникает во все сферы общества, угрожая подорвать основы государства.
По статистике уровень коррупции в России растёт с каждым годом. Страна относится к самым коррумпированным государствам мира. Не имея целостной программы борьбы с этим явлением, правительство предпринимает лишь разрозненные и бессистемные меры.
Одним из показателей, которыми определяется статистика коррупции в мире, является Индекс восприятия коррупции (ИВК).
По состоянию за 2016 год статистика коррупции по данным Международной организации по борьбе с коррупцией Transparency International в России вывела её на 131 место из 176 стран мира (
http://www.forumdaily.com/rejting-samyx-korrumpirovannyx-stran-mira-za-2016-god/).
Мы на одном месте с такими странами, как Лаос, Непал, Казахстан, Иран и Украина. Не знаем, может, по доходам и по армии мы выше их, но, возможно, что у них не такой большой разбег по зарплатам, как в России.
Чем светлее оттенок, тем меньше коррупции (она носит более крупные и систематизированные масштабы), и наоборот. Самые коррумпированные области - темно-красного цвета.
В первом квартале 2017 года отмечено снижение преступлений экономического характера на 8%. Хотя, по мнению международных экспертов, статистика борьбы с коррупцией в стране определяется охотой на заранее подготовленные и расставленные объекты.
Государственные структуры, оценивая состояние коррумпированности, используют данные, которые предоставляет Росстат. На всех уровнях власти наблюдаются нарушения в сфере госзакупок - более 46 тыс. в 2014 году. По заявлению Генерального прокурора, растёт противодействие коррупции - статистика свидетельствует о снижении на 25% числа выявленных нарушений. Однако по сравнению с 2003 годом, когда годовой оборот коррупционного рынка составлял почти 3 млрд. долларов, сейчас он превышает 300 млрд. долларов.
Каковы же основные причины коррупции в России, которая превратилась в глобальную проблему?
ПЕРВАЯ ПРИЧИНА - ОТСУТСТВИЕ В ОБЩЕСТВЕ ИДЕОЛОГИИ
Одним из генераторов коррупции в России является ст. 13.2 Конституции 1993 года, которая гласит:
«Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».
Это положение влечёт за собой крайне отрицательные последствия, только одним из которых является коррупция.
Предположим, что глава государства или парламент провозглашают определённые цели политики, описывают пути и средства их достижения.
После этого глава государства и глава правительства, а также прокуратура и прочие контрольные органы начинают требовать от должностных лиц в государственном аппарате на всей территории страны на всех уровнях «вертикали власти», чтобы их деятельность соответствовала провозглашённым целям, путям и средствам их достижения.
А если кто-то из чиновников саботирует провозглашённую политику или, злоупотребляя властью, дискредитирует её в обществе, то он подвергается тем или иным репрессиям в соответствии с действующим законодательством (от «постановки на вид» и предложения действовать в русле провозглашённой политики до осуждения по обвинению в измене Родине - в зависимости от того, что он совершил или не совершил).
Описанное в предыдущем абзаце -
- нормальный порядок работы государственного аппарата в любом нормальном в интеллектуальном отношении обществе;
- но это же - нарушение ст. 13.2 конституции РФ, поскольку представляет собой провозглашение государственной идеологии и установление её в качестве обязательной.
Одного этого достаточно, чтобы презирать и авторов этой «конституции» и её саму как словоблудие и политиканство, как юридически ничтожный текст, на основе которого ОБЪЕКТИВНО невозможно осуществлять государственное управление потому, что она противоречит ОБЪЕКТИВНЫМ закономерностям управления как таковым.
В данном случае многие могут возразить, что мы не понимаем специфического юридического значения терминов «государство» и «государственная идеология», якобы известного только профессиональным юристам; что в действительности в ст. 13.2 конституции подразумевается идеологическая свобода, понимаемая как свобода граждан в выборе идеологии, подкреплённая запретом государству избирать какую-то одну идеологию в качестве обязательной для всех граждан.
Такого рода возражения не могут быть приняты потому, что свобода граждан в выборе идеологии провозглашается в ст. 13.1, расположенной строчкой выше в тексте той же конституции:
«В Российской Федерации признаётся идеологическое многообразие».
И провозглашение этой свободы, естественно, подразумевает запрет государству на навязывание какой-либо идеологии обществу в качестве обязательной для всех граждан - иначе провозглашённое ст. 13.1 право не может быть реализовано.
Поэтому формулировка ст. 13.1 даёт основание полагать, что в ст.13.2 речь идёт не о Российской Федерации как о государстве, а именно о государственном аппарате и о запрете государственной идеологии, назначение которой - обеспечить слаженность работы государственного аппарата на основе описания предполагаемой политики государства однозначно понимаемым образом.
Т.е. в статье 13.2 налагается запрет на создание и развитие общедоступного для изучения информационно-алгоритмического обеспечения работы государственного аппарата, обеспечивающего единообразие и слаженность работы органов государственной власти на всех уровнях во всех регионах страны.
В противном случае ст. 13.1 и ст. 13.2 - две равнозначные редакции изложения одного и того же положения.
Поэтому как хотите:
- либо ст. 13.2 - неоспоримое выражение глупости и управленческой безграмотности авторов текста конституции РФ 1993 года, и «прямое действие», «нормативность, а не декларативность» этой статьи выражаются в том, что она не позволяет организовать государственное управление;
- либо она - один из неиссякаемого (к сожалению) множества примеров того, что отечественные юристы настолько скверно владеют русским языком, что не способны выразить не очень-то сложную мысль однозначно понимаемым образом.
В политическом аспекте по сути своей ст. 13.2 на уровне конституции провозглашает отказ Российской Федерации от государственного суверенитета. Тем более это так, если ст. 13.2 рассматривать в сочетании со ст. 10, провозглашающей:
«Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».
Дело в том, что совокупность законодательной, исполнительной и судебной власти не обеспечивают реализацию полной функции управления, поскольку концептуальной власти в системе разделения трёх властей (законодательной, исполнительной и судебной) нет места.
Самовластный и надзаконный характер концептуальной власти делает невозможным её избрание или назначение на основе кодифицированных процедур порождения специализированных органов государственной концептуальной власти в системе разделения властей. Поэтому способов проникновения автократии концептуальной власти в государственное управление не много. Это:
- концептуальное самовластье главы государства;
- так называемые «консалтинговые услуги», оказываемые носителями концептуальной власти высшим должностным лицам государства;
- наличие в обществе устойчивой в преемственности поколений субкультуры воспроизводства носителей концептуальной власти, благодаря которой в обществе в целом, а также и в среде политиков и должностных лиц государства слой концептуально властных людей достаточно многочисленен и авторитетен, в силу чего способен обеспечить концептуальную определённость и устойчивость управления на основе развития концепции в соответствии с «вызовами времени».
Последнее - самый надёжный вариант реализации суверенитета общества и его государства. Но в любом из этих вариантов проникновения концептуальной власти в государственность концепция управления требует своего лексического выражения именно в качестве государственной идеологии, оглашающей цели политики государства, пути и средства их достижения, и её обязательности в качестве идейной основы дисциплины и самодисциплины работы государственного аппарата, на что ст. 13.2 ныне действующей конституции РФ налагает прямой запрет.
Кроме того, ст. 13.2 - один из многих генераторов продажности должностных лиц государства, и это - основа коррупции. Если соотноситься с иерархией обобщённых средств управления / оружия, то идеи (третий приоритет) нормально движут деньгами (четвёртый приоритет). Это соотношение реализуется в ряде случаев через принцип «кто деньги платит - тот и музыку заказывает», полностью справедливый в отношении манипулирования безыдейными людьми, всегда готовыми к продажности.
Поэтому:
Если человек верен Идее, значимость которой для него такова, что жизнь без неё теряет смысл, то он в принципе неподкупен (См. рассказ Н.С.Лескова «Однодум»).
Если же на третьем приоритете пусто («никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной», и на это же работает система всеобщего и высшего образования), то четвёртый приоритет оказывается для большинства наивысшим:
«бабло побеждает зло…».
И для должностных лиц государства в их массе в этом случае готовность продаться - поведенческая норма, и вопрос только в том, какова вероятность безнаказанности за продажность.
Поскольку в безыдейном обществе готовность продаться распространяется по всей иерархии государственной власти с молниеносной быстротой, то безнаказанность обеспечивается с высочайшей вероятностью, если:
- знать «свою команду» и быть ей тупо верным;
- мздоимствовать и заниматься вымогательствами «по чину»;
- делиться со стоящими выше в иерархии «своей команды» и содействовать им в их мздоимстве и вымогательстве, получая свою долю по их милости;
- если бороться с коррупцией, - то только в ущерб конкурирующим «командам» либо, избавляясь от нарушителей корпоративной дисциплины в «своей команде», а также - и от одиночек, не примкнувших ни к какой «команде» или постоянно перемётывающихся из одной «команды» в другие.
Вот именно такой режим функционирования государственного аппарата и проистекает БЕЗАЛЬТЕРНАТИВНО из ст. 13.2 действующей ныне конституции РФ. Она один из генераторов его воспроизводства и соответственно - «дегенератор» мощи государства и авторитета государственной власти.
Соответственно: искоренение коррупции требует, чтобы люди стали носителями великой Идеи, сплачивающей всё общество, за которую не было бы стыдно и за торжество которой можно было бы отдать жизнь.
Понятно, что это - не идея «построить общество потребления» и догнать и перегнать в потреблятстве США и Евросоюз.
Противники идеологизации высказывают сомнение о поддержке её народом. Сомнение совершенно напрасно. Как показывают социологические опросы, 91% россиян считает необходимым выдвижение государственной идеологии. Ответ остается за властью. Готова ли она признать необходимость выдвижения государственной идеологии России?
«Есть нечто более сильное, - говорил В.Гюго, - чем все на свете войска - это идея, время которой пришло».
И время выдвижения государственной идеи России пришло.
ВТОРАЯ ПРИЧИНА - ЛИБЕРАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
Свой вклад в воспроизводство коррупции вносит и система образования, построенная либералами в 1990-е годы, точнее - её образовательные стандарты в области социологии, экономики, государственного и муниципального управления, теории государства и права, юриспруденции и содержание (точнее бессодержательность) построенных в соответствии с образовательными стандартами учебных курсов.
На наш взгляд, политика государства должна опираться на объективные закономерности, которым подчинено как развитие человеческого общества, так и деградация.
Объективные закономерности, которым подчинена жизнь человеческого общества (как в аспекте обеспечения безопасности, так и в аспекте разного рода угроз безопасности и заведомой вредоносности тех или иных видов деятельности), можно разделить на шесть категорий.
В каждой из них закономерности оказывают то или иное воздействие друг на друга, а также - и на закономерности других категорий, поскольку Мир един и целостен:
- Человечество - часть биосферы, и существуют объективные закономерности, регулирующие взаимодействие биосферы и Космоса, формирование биоценозов и взаимодействие биологических видов в пределах биосферы.
- Человечество - специфический биологический вид, и существуют специфические биологические (физиологические и психологические) видовые закономерности, регулирующие его жизнь.
- Существуют нравственно-этические (ноосферные, эгрегориальные и религиозные) закономерности, регулирующие взаимоотношения обладателей разума и воли. И вопреки мнению многих, закономерности этой категории выходят за пределы человеческого общества, а этика, диктуемая с иерархически более высоких уровней в организации разного рода систем, - обязательна для иерархически низших уровней и отступление от её норм наказуемо. Соответственно отступничество от праведности - нравственности, свойственной Всевышнему, - главная нравственно-мировоззренческая причина биосферно-социального экологического кризиса.
- Культура, которую генетически предопределённо несёт человечество, вариативна, и существуют социокультурные закономерности, следование которым гарантирует устойчивость общества в преемственности поколений, а их нарушение способно привести к его исчезновению в течение жизни нескольких поколений под воздействием деградационных процессов.
- Исторически сложившаяся культура всех обществ нынешней глобальной цивилизации такова, что мы вынуждены защищаться от природной среды техносферой. Техносфера воспроизводится и развивается в ходе хозяйственной и финансовой деятельности, и существуют финансово-экономические закономерности, предопределяющие как развитие общественно-экономических формаций, так и их деградацию и крах.
- Всё это в совокупности может приводить к конфликтам интересов и конфликтам разных видов деятельности, разрешением которых необходимо управлять. И существуют объективные закономерности управления, единые для всех процессов управления, будь то езда малыша на трёхколёсном велосипеде либо комплексный проект, осуществляемый несколькими государствами на принципах частно-государственного партнёрства.
Что можно узнать из обязательных для изучения в школах и вузах России и зарубежья курсов социологии, политологии, юриспруденции, экономики, предназначенных для подготовки специалистов управленческого профиля для работы в государственном аппарате и в бизнесе? - НИЧЕГО».
«Спрашивается: Кто из депутатов разных уровней и сенаторов в состоянии рассказать о них и о том, как с ними согласуются разрабатываемые законопроекты и утверждённые законы?
Ответ на этот вопрос печальный: Никто.
А реально дело будет обстоять ещё хуже: Они даже не поймут, о чём их спрашивают. «Элита»… - как бы это выразить по-политкорректнее.
Соответственно никто из них не сможет ответить и на альтернативный вопрос:
«Как эти закономерности попираются в законопроектах и принятых законах?»
Эта проблематика вообще вне обсуждения в реальной политике, в обществоведческой науке, в учебных курсах школ и вузов, публицистике после того, как в 1953 году последовательно были убиты И.В.Сталин и Л.П.Берия и тем самым был начат ползучий государственный переворот, продолжительностью в 40 лет, завершившийся принятием конституции РФ 1993 года.
«Образование» на основе такой «науки» является государственно узаконенным фальсификатом образования и представляет собой одну из предпосылок к коррупции и прочим злоупотреблениям властью.
Дело в том, что:
- Коррупция и злоупотребления властью не требуют владения какими бы то ни было общественно полезными знаниями и навыками: достаточно двух факторов - 1) корпоративной сплочённости желающих злоупотреблять властью в государственном аппарате и в сфере бизнеса и 2) наличия благоприятной социокультурной среды.
- А вот выявление и разрешение социально значимых проблем, противодействие коррупции и злоупотреблениям властью в управленческой деятельности в государственном аппарате и в экономике, а также - в процессе осуществления контроля граждан за деятельностью государства и бизнеса - требует кроме НЕПОДКУПНОЙ политической воли ещё и владения адекватными знаниями, обеспечивающими дееспособность.
Но их-то система образования в области обществоведения и его прикладных отраслей в толпо-«элитарных» культурах, предоставить никому не может. А вырабатывать с нуля необходимые знания и навыки люди, постоянно занятые той или иной работой, не могут: у них на это не остаётся ни свободного времени, ни сил; а кроме того, личностная познавательно-творческая культура большинства в условиях толпо-«элитаризма» оставляет желать много лучшего.
И отсутствие в обществе достаточно многочисленного слоя носителей знаний и навыков, объективно необходимых для решения задач общественного развития, - является одним из факторов, создающих благоприятную социальную среду для процветания коррупции и прочих злоупотреблений властью.
Соответственно: искоренение коррупции требует ликвидации системы образования, обслуживающей либерально-буржуазную модель, и замещение её системой образования, дающей всем адекватные представления об объективных закономерностях бытия человеческого общества, на основе которых может быть построена политика устойчивого и безопасного развития в преемственности поколений.
ИАЦ
***
Источник.