Очередная пустышка или налоговая дубина. Трансфертный закон отправился в парламент

Mar 14, 2013 12:19

Оригинал взят у anry_sokolov в Очередная пустышка или налоговая дубина. Трансфертный закон отправился в парламент

В своем стремлении наполнить бюджет любой ценой власть иногда переходит все границы. Особенно умилительно смотрится, когда при этом свой непрофессионализм, а иногда и ничем не прикрытое стяжательство, пытаются приукрасить высокопарными фразами о международном опыте или «наведении порядка в стране». Очередной пример - закон о трансфертном ценообразовании.


Основная суть законопроекта, которые после многих споров и возражений премьер-министр Азаров все же подписал, не сильно отличается от подобных в других странах. Если у налоговиков возникают сомнения в желании экспортера занизить цену поставки товаров на экспорт, они могут руководствоваться средними ценами на мировых рынках. И на основании этих данных выносить решение о прибыльности таких торговых операций и уплате дополнительных сумм налогов. Но в украинской реальности все немного не так. Вся суть в механизме определения таких «общемировых» цен. Общепринятая практика - анализ независимыми экспертами ценовых котировок на биржах или данные отраслевых ассоциаций. У нас - налоговые службы сами будут вести мониторинг, заниматься расчетами и устанавливать суммы, которые они могут попросить у экспортеров к уплате. И нет никаких сомнений в том, что не только попросят, а и потребуют. А если понадобится, то и взыщут в бесспорном порядке. Стоит только вспомнить о том, как налоговики выплачивают возмещение по НДС, сумма долга по которому перед экспортерами достигает 40-45 млрд. грн. И тут их никто не проконтролирует  и не остановит. Порядок опротестования решений о взыскании настолько запутан и недоработан, что шансов «добиться правды» ни у кого практически нет.
С другой стороны, а стоит ли овчинка выделки? Когда законопроект готовился к первому рассмотрению в Кабмине, ГНАУ предоставила данные о том, что после принятия закона бюджет получит дополнительно до 20 млрд. грн. В последних расчетах фигурировала уже цифра в 500 млн. И это при том, что только в феврале поступления от экспорта металла из Украины составили $1,182  млрд. Именно долларов, а не гривен. А кроме металлургов, которые обеспечивают треть валютных поступлений, есть еще зернотрейдеры и производитель удобрений! Но Клименко считает, что все экспортеры, чьи операции с контрагентом превышают 50 млн. грн. в год, автоматически должны подвергаться контролю на предмет соответствия трансфертным ценам. Ради 500 млн. грн. в год?

Так стоит ли принимать такой закон лишь потому, что последняя миссия МВФ сочла его уместным? Наверное, да. Сможет ли он привнести дополнительные препятствия в работе экспортно-ориентированных отраслей страны? Скорее всего, тоже - да.
Основная экспортная отрасль, металлургия, которая понемногу оправляется от прошлогоднего падения цен и спроса на мировых рынках, пока получила передышку. В законопроекте о трансфертном ценообразовании предусмотрена возможность до 1 января 2018 года для металлургической отрасли и АПК воспользоваться определенным ослаблением в системе госконтроля. К тому же и экспортные поставки за первые два месяца года растут. Украина в январе 2013 года увеличила выручку от экспорта черных металлов на 5,2% по сравнению с декабрем. В феврале 2013 года этот показатель вырос еще на 2,6% - до $1,182 млрд. Возможно, что и март станет очередным периодом улучшения показателей экспорта стали и проката. На этот месяц только мариупольский комбинат Азовсталь запланировал прирост внешних поставок проката на 43%. Остальные предприятия страны тоже стремятся компенсировать прошлогодние потери. И если парламент примет закон о трансфертных ценах в неизменном варианте, который согласовал Кабмин, над каждым из них вскоре будет висеть налоговая дубина, которую на свое усмотрение будет применять (или нет) скромный чиновник Министерства доходов и сборов в тихом и пыльном кабинете. Стоит напомнить, какою он при этом получает зарплату? Официальную…

Previous post Next post
Up